Взгляды мыслителей о музыке и морали
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)
Рубрика: Искусствоведение
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)
Взгляды мыслителей о музыке и морали
Аннотация: В этой статье рассматривается музыкальная культура востока в средние века. Взгляды мыслителей о музыке и морали, их роль в процессе воспитания изложены в этой статье. Также описано важность национальных и образовательных ценностей в воспитании нового поколения которые высоко ценились великими мыслительями.
Ключевые слова: Kультура, наука, литература, «Кабуснама», «Хафиф», «Китоб ал-мусикий ул-кабир», «Аш-шифо», музыканты, мыслители.
Узбекский народ обладает древним музыкальным наследием. Педагогический мыслью Центральной Азии музыка широко трактуется в качестве духовно-воспитательного фактора, что предполагает ее изучение в неразрывной связи с педагогикой, философией, историей, музыковедением и основами морального учения. О художественно-эстетическом и воспитательном значении музыки в жизни человека писали многие мыслители Востока. В их трудах дается подробный анализ религиозно-светского значения музыки, ее воздействия на душу человека. В IX-XV веках в Маверауннахре очень активно развивались культура, наука, искусство, литература и исламская культура. В те времени жили и творили сотни мыслителей, среди которих можно отметить имена Ал Фергани, Хорезми, Фараби, Абу Райхана Бируни, Ибн Сина, Исмаил Бухари, Ат Термези, Рудаки, Махмуд Кашгари, Ахмад Яссави, Нажмиддин Кубро. Наши предки хорошо понимали значение музыкального искусства в воспитании человека и высоко ценили роль музыки в обогащении мировозрения и формирования духовно-моральных качеств человека.они с особым вниманием относились к воспитанию музыкой.
Развитие музыкального искусства в свою очередь привело к формированию науки музыковедения. Основателями этой науки были Абу Наср Фараби, родившийся в 70-е годы XI века в кишлаке Фараб на берегу Сырдарьи и Ибн Сина, родившийся в кишлаке Афшона вблизи Бухары. Им принадлежит труды о музыке и музыковедении.
Фараби написал труд о музыке «Китоб ал-мусикий ул-кабир». Он был талантливым исполнителем. До нынешных времен дошли бытовавшие среди народа предания легенды о том, как сильно воздействовали на слушателей песни в исполнении Фараби. Вместе тем, Фараби был и талантливым композитором, и теоретиком музыки. Созданный им инструмент в различных источниках упоминается по-разному – уд или конун. С учетом структуры и норм создания музыки. Дана характеристика инструментов, известных на Ближнем и Среднем Востоке, описаны правила игры на этих инструментах. Это произведвение было своеобразной основой и ценным источником для развития музыки на Ближнем и Среднем Востоке.
Великий ученый медицины Ибн Сино изложил свои взгляды о музыке в отдельной главе книги «Китоб уш-шифо» и научно обоснавал позитивное влияния музыки на излечение различных заблеваний. Ученый подробно раскрыл силу влияния музыки на душевное состояние человека и сделал заключение, что душевно больных людей можно лечить при помощи музыки.
«Исследователями установлено, что Абу Али Ибн Сино создал 5 произведений о музыке, но в связи с неизвестними причинами до нас дошла лишь часть из этих трудов. Одна из этих книг – «Жаволин илм ал мусикий» (Сборник о музыкальной науке), эта книга внесена в известное многотомное произведение «Аш шифо» и представлена в ряду точных наук. По распределению Ибн Сино музыка – 3-й предмет в 3-й части книги «Аш-шифо». Ученый описывает собственное мнение о воздействии музыки на душу человека. Ибн Сино изложил следующее: Для закаливания тела новорожденного очень полезны песни, колыбельные перед сном ребенка. Первое полезно для тела, второе – для души. В введении к первой статье о музыке он описывает воздействие приятных и неприятных звуков на органы ощущения, причины, вызывающие чувство удовлетворения или непрязни при различных звуках. Ибн Сино акцентирует внимание на том, насколько необходимы для жизни различные звуки. В природе животные, в отличие от людей, общаются определенными голосовыми сигналами. Посредством этих сигналов они находят друг друга, обеспечивают свою безопастность». [2.Стр.122]
По мнению ученого, душа человека воспринимает звуки и ритмы, соответствующие ее природе. Он утверждают, что у музыки есть русло. Это создание песни и наличие в ней ритмов. И музыка развивается на их основе. Это учение великого ученого-энциклопедиста было переведено на многие языки мира и использовалось в качестве учебника.
Несмотря на глубокую историчность музыкального искусства, только в XI-XII веках было усилено внимание к этому виду искусства, оно стало формироваться и развиваться в качестве неотделимой части жизни человека.
Среди народа особенно популярными были песни, приводимые в книге «Девони луготит турк» Махмуда Кашгари. В этот период уже использовались такие струнные, ударные и духовные инструменты, как руд, дойра, даф, рубаб, табурак, чагона, карнай, сурнай, аргунун, канун. Эти инструменты были очень популярны среди народа. Вместе с тем изобретались и новые инструменты. Одним из таких инструментов были шохруд (инструмент, подобный наю), изобретенный современником известного поэта-философа Рудаки. На основе народных песен сочинялись мелодии «Рост», «Бода», «Ушок», «Наво», «Тарона». Именно эти мелодии послужили основной для Шашмакома.
Представителям науки известно произведение Кайковуса «Кобуснаме» (XI век). Это произведение было переведено на многие языки и было довольно популярным среди народа. 30-36 глава произведения посвящены музыкальному искусству.
В этих главах автор дает определенные рекомендации музыкантам и певцам. Он призывает артистов выбирать и исполнять песни с учетом времени года, возраста слушателей, социального положения, профессиональной принадлежности, характера людей. Кайковус писал: «Не играй всегда только сложные пути (макома), и не играй всегда только легкие пути. Так как нельзя одинаково играть все пути. Потому что они разные. У них и природа не соответствует друг другу. Представители музыкальной науки определили порядок музыкальных инструментов, сначала писались дастаны для мажлисов правителей. Затем был определен тяжелый путь, который можно исполнять с макомом. Этот путь предназначен для пожилых и взрослых. С учетом того, что общество состоит не только из пожилых и взрослых людей, определили путь, предназначенный парней. Затем определили пути для стихотворений с легким ритмом. Им дали название «Хафиф». После тяжелого пути исполнялись хафиф пути. Музыканты хотели, чтобы эти мелодии подходили и для пожилых, и для парней. Затем, чтобы музыкой не были обойдены дети и другие слои населения, разработали тарона. Чтобы и эта прослойка наслаждалась музыкой. Среди всех ритмов нет прятнее и задорнее, чем тарона. И потому, не исполняй одинаково все эти пути. Играй и пой так, как я сказал. Чтобы твое исполнение и голос нравились всему народу». [4.Стр.97]
Великий мыслитель Алишер Наваи писал: «Дарующий радости певец, устраняющий грусть музыкант – это люди, предающиеся чувствам, облегчающие заботы человека. И что, если слушатель жертвует своей жизнью ради их прекрасных мелодий? Ведь душа получает силу от хорошей музыки, хороший голос – это пища для души. Чувство грусти покидает человека, вдохновленного отлично исполненной песней. При исполнении грустной песни голос певца облегчает раненные сердца». [5.Стр.193]
В свое время среди народов Востока большой популярностью пользовались музыканты Абдукадир Найчи, Кулммухаммд Хусайн Уди, Шохкули Гижжаки, Дарвеш Ахмад Конуни, Хожи Юсуф Андижони, Мавлоно Нажмиддин Кавкаби. Они завоевали настолько большую любовь народа, что к названию их професии – муганни присоединяли и название используемого ими инструмента.
Обращаясь к истории нашей страны, можно убедиться, что наши великие ученые, не ограничиваясь одной какой-либо наукой, достигали выдающихся успехов во много сферах науки. Жившими до нас нашими учеными создано много произведений по искусству. Но, порой кажется, что мы довольно на много отстали от них.
Время настолько сильны, что они семимильными шагами идут вперед и старят любое новшество. Но в науке, искусстве есть бессмертная тема. Она всегда есть и будет всегда. Это – воздействие музыки на душу человека. Человек – самое высшее, самое разумное существо, и в дальнейшем не будет существ, более высших, и более разумных, чем человек.