Статья:

Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Яковлев П.А. Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 13(64). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/64/49531 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Гражданско-правовое регулирование электронной торговли в Российской Федерации

Яковлев Павел Александрович
студент Санкт-Петербургского университета аэрокосмического приборостроения, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье исследуется понятие электронная торговля, ее правовая природа, возможность применения в современном законодательстве РФ как составляющей предпринимательской деятельности.

 

Ключевые слова: сделка, электронная торговля, законодательство РФ.

 

Организациям для эффективного развития, существования и конкурирования в различных отраслях, важно определять все нормативно-правовые положения в области электронной торговли. Электронная торговля подразумевает под собой торговлю продукцией и услугами, качество которых должно соответствовать всем необходимым правовым нормам, соблюдение всех прав и обязанностей на рынке, что формирует благоприятное будущее для предпринимательской деятельности, уменьшает риски, укрепляет конкурентоспособность, увеличивает потребительскую лояльность, формирует положительную репутацию организации. Однако на данный момент в Российской Федерации не сформировались стабильные условия прогресса в области электронной торговли, при которая любая организация будет вести открытый и легальный бизнес [2].

Под электронной торговлей определяется торговля, происходящая через сеть Интернет при помощи компьютерных технологии, где участниками являются продавцы, покупатели и посредники, а также компании, которые обеспечивают инфраструктуру и рыночные правила. Предметом электронной торговли может быть любой продукт, ради которых покупатели и продавцы выходят на рынок. На данный момент базовыми товарами в области электронной торговли являются промышленные товары, продовольственные товары и информационный продукт.

Ценность электронной торговли имеется как для покупателей, так и для продавцов. Для покупателей в том, что она существенно экономит время на поиск и покупку необходимого ему товара. Для продавца – способность охватить собственной торговлей бесчисленное количество покупателей.

Прогресс сети Интернет положил начало электронной торговли на этапе отдельного хозяйствующего субъекта. Малые и крупные организации, а также граждане получили возможность вести собственные коммерческие сделки и иные операции в оперативном электронном режиме, а именно в режиме реального времени. Интернет дает уменьшить расходы на осуществление торговых и иных сделок, следовательно, пользователи Интернета стали переводить собственные данные в цифровую форму. Электронная торговля сформировала новую форму организации торговых предприятий – виртуальные магазины, которые регулярно под влиянием конкуренции предлагают новые товары и услуги при помощи различных способов, например, баннерная реклама, оффлайновая реклама, каталоги и иные [1].

На данный момент, как и десятки лет назад продажа товаров в Российской Федерации регулируется следующими нормативно-правовыми актами: Гражданским кодексом Российской Федерации; Законом РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.; Федеральным законом «О рекламе» № 38-ФЗ от 13.03.2006 г.; Федеральным законом «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» № 381-ФЗ от 28.12.2009 г. Продажа же товаров посредством интернет – коммерции, в той или иной степени регулируется следующими нормами – Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом» № 612 от 27.09.2007 г.; Письмом Роспотребнадзора «О контроле за соблюдением Правил продажи товаров дистанционным способом» № 0100/10281-07-32 от 12.10.2007 г.; Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 г. № 612 (ред. от 04.10.2012 г.) "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом, "расценивает электронную продажу как "продажа товаров дистанционным способом" – продажа товаров по договору розничной купли-продажи, заключаемому на основании ознакомления покупателя с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах либо представленным на фотоснимках или с использованием сетей почтовой связи, сетей электросвязи, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также сетей связи для трансляции телеканалов и (или) радиоканалов, или другими способами, которые исключают способность непосредственного ознакомления покупателя с товаром или образцом товара при заключении данного договора. Однако этот акт не дает расшифровки на форму заключения договора розничной купли-продажи. ГК РФ, не содержит таких терминов как электронный договор или электронная сделка. Наличие и нормативно-правовое закрепление этих форм способствовало бы конкретизации нормативно-правового поля Интернет-торговли в целом, а также дало бы ответы на вопросы о легальности и способности заключения электронных договоров «онлайн» потребитель – продавец непосредственно на сайте интернет-магазина. Что же касается нормативно-правового положения работ и услуг относительно данного постановления, то на основании статьи 6 правила вышеуказанного постановления правительства не используются в отношении: работ (услуг), кроме работ (услуг), выполняемых (оказываемых) продавцом в связи с продажей товаров дистанционным способом. Следовательно, механизмов осуществления услуг и выполнения работ онлайн через интернет это постановление не содержит. На данный момент определенные интернет-магазины имею специальные формы заполнения заявок на заказ определенного товара. Эту заявку предлагается заполнить покупателю онлайн и отправить на автоматизированный сервер продавца для ее обработки. Получается определенный электронный договор «о намерениях приобрести товар» и если эта заявка еще и имеет в наличии предварительную или полную оплату товара, то можно считать данную заявку электронным договором розничной купли-продажи. Эти заявки опять же корректным образом нормативно в Российской Федерации ничем не регулируются, опираясь только на общий принцип акцепт-оферты, где продавец предлагает офертой онлайн продукцию, а покупатель акцептует покупку при помощи, к примеру нажатием кнопки «оплатить товар». Следовательно, с одной точки зрения соблюдены общие принципы статьи 433 ГК РФ, момент заключения договора, где договор признается заключенным в период получения лицом, направившим оферту, ее акцепта. Но эта норма снова не указывает на форму договора. Не позволяет детально идентифицировать личность покупателя. Поскольку по общему правилу, на основании нормы статьи 434 ГК РФ договор может быть заключен в любой форме, однако все равно ссылаясь на статью 158 ГК РФ, где определена форма сделок устная и письменная. Отсутствие термина «электронный договор» в ГК РФ, способствует тому, что покупатель как экономически слабая сторона не сможет в должной мере защититься от недобросовестного продавца, поскольку в случае спорной ситуации продавец может удалить «спорный» товар с онлайн прилавка, его описание, изменить условия покупки товара на сайте и т.д. При нарушении прав и обращения в суд, покупателю только и останется ссылаться на сведения интернет-сайта, где был приобретен товар. Поскольку у покупателя, зачастую как правило, отсутствует сам документ подтверждающий покупку товара с его подробным описанием кроме чека. Но эта информация, как было указано выше, может быть оперативно специально изменена, удалена, что по факту сведет на нет попытки покупателя ссылаться на предоставление недостоверной информации продавцом, которая повлекла покупку товара ненадлежащего качества или размера и т.д. Эта проблема относится так же и к проблемам доставки и поставки товара продавцом покупателю. Чтобы избежать вышеописанных законодательных пробелов, важно закрепить к примеру, для розничного типа интернет продажи обязанность продавцов заключать с покупателями электронный договор розничной купли-продажи, который бы имел общую типовую форму и при помощи специальных скриптов в зависимости от того какой товар хотел приобрести покупатель, подстраивал бы весь электронный документ под конкретную электронную сделку. Электронная копия этого документа отсылалась бы на авторизированную интернет-почту покупателя со специальным зашифрованным кодом достоверности покупки. Конечно, второй экземпляр электронного документа хранился бы на сервере продавца. Наличие данного «бумажного» электронного документа вывела бы интернет торговлю на новый уровень, поскольку продавец и сам покупатель могли бы излагать определенные пункты договора розничной купли-продажи, которые могли бы быть изложены в письменной форме, чтобы облегчило бы доказывание определенных нормативно-правовых обстоятельств. К примеру, срок доставки товара после покупки, непосредственный адрес доставки товара покупателю, срок возврата товара, подробное описание и т.д [3].

Сегодняшние тенденции прогресса информационных технологий в Российской Федерации, за последнее время позволили произвести революцию в части электронного взаимодействия. Уже оказываются электронные услуги населению с сайта государственных услуг, все государственные регистрирующие, контролирующие органы перешли на электронный прием документов, а с января 2017 г. заявления в суды подаются в электронной форме [4].

Таким образом, необходимо сделать выводы о том, что в Российской Федерации, остро назрела необходимость в принятии специализированного федерального закона «Об электронной коммерции», который бы охватывал всю электронную коммерцию в целом, описывал бы не только механизмы, однако и содержал бы исчерпывающие подробные термины и определения, которые касаются электронной торговли. Так же следует внести изменения в ГК РФ, в части формы сделок и формы договоров, добавив определенные ситуации использования понятий электронный договор и электронная сделка.

 

Список литературы:
1. Балабанов И. Т. Электронная коммерция: Учебное пособие для вузов. - СПб. и др.: Питер: Питер бук, 2010. 
2. Кобелев О.А. Электронная коммерция: Учебное пособие. Москва, 2012. 
3. Ситдикова Л.Б. Реклама как вид информации и ее место в договоре на возмездное оказание услуг // Юрист. 2016 No.10. С. 52-56. 
4. Шиловская А.Л. Договоры как правовые формы осуществления рекламной деятельности // Актуальные проблемы российского законодательства. 2017. No.11. С. 154-161.