Статья:

Некоторые вопросы применения информационных технологий в нотариате

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №13(64)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Мухлынин А.Е. Некоторые вопросы применения информационных технологий в нотариате // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 13(64). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/64/49869 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Некоторые вопросы применения информационных технологий в нотариате

Мухлынин Александр Евгеньевич
магистрант, Сибирский федеральный университет, РФ, г. Красноярск

 

Применение электронных технологий в нотариальной деятельности представляет собой один из аспектов общей тенденции развития нотариата в России. Особый интерес связан с преимуществами, которые даёт использование технологических новшеств. С развитием средств коммуникации и интернета, возникает запрос на расширение сферы их применения.

Так, например, В.В. Ралько, рассуждая о будущем нотариата, отмечает недостаток внимания к данному вопросу. Активно происходи переход на электронный документооборот, внедряется электронная подпись, применяются базы данных, где можно напрямую получить все необходимые сведения. В настоящее время для компьютера не составляет труда составить по шаблону необходимый документ. В.В. Ралько считает необходимым инициировать дискуссию в нотариальном сообществе о возможных перспективах их применения, что в свою очередь способствовало бы использованию технологий на пользу нотариата. [5]

Применение последних достижений технологического прогресса, способствовало бы росту авторитета института нотариата в сознании граждан, постольку, поскольку влечёт повышение качества и эффективности работы нотариусов в целом. Гарантии, которые в гражданском обороте обеспечивает нотариус – установление личности обратившегося, истинность и свободу волеизъявления участников сделки, защиту их законных интересов, могут быть успешно интегрированы с технологиями будущего, что существенно повысит безопасность сделок и защиту вещных прав.

В литературе широко используется понятие «электронного нотариата». Приставка «электронный» в обороте подразумевает использование под собой цифровых технологи. Так, Ярков В.В. определяет «электронный нотариат» как совокупность действий по сбору, передаче и хранению юридически значимой информации, а также совершение нотариальных действий и взаимодействие с органами государственной власти с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования и электронно-цифровой подписи нотариуса. [3]

«Электронный нотариат» включает в себя Единую информационную систему нотариата (далее – ЕИСН), а также иные сервисы и технологии, которыми нотариусы пользуются в дополнение к этому. ЕИСН - это автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена).  ЕИСН начала свою работу в мае 2006 г. Идея фиксации информации в электронной форме направлена на улучшение и оптимизацию организации нотариальной деятельности и сведению к минимизации вероятности оспаривания нотариального действия.

Помимо справочно-аналитической информации, ЕИСН состоит также из электронных реестров. «Электронный реестр» - это список строго систематизированных сведений о совершенных нотариальных действиях, хранящийся в ЕИСН в соответствии с действующим законодательством. Электронные реестры нотариальных действий впервые введены в Основы, Законом от 21 декабря 2013 г. N 379-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Ещё одним важным элементом в системе электронного нотариата выступает «Электронно-цифровая подпись (усиленная квалифицированная подпись) нотариуса (далее – ЭЦП)». Так, согласно Статье 11 Основ предусмотрено, что для совершения нотариальных действий с электронными документами и передачи сведений в ЕИСН нотариус использует усиленную квалифицированную электронную подпись. Усиленная квалифицированная подпись на электронном документе является аналогом собственноручной подписи и печати на бумажном документе. Применение электронной подписи позволяет с высокой степенью надежности определить неизменность содержания и автора документа.

«Электронный нотариат» к настоящему моменту активно продолжает развиваться. В 2009 году Федеральной нотариальной палатой была утверждена Концепция информатизации небюджетного нотариата РФ. В конце 2009 г. Федеральной нотариальной палатой был учреждён Фонд «Центр инноваций и информационных технологий». Создан в целях развития информационно-коммуникационных технологий, разработки и применения основанных на достижениях науки и передового опыта инноваций, направленных на обеспечение нотариальной деятельности. В 2010 г. принято Положение о Единой Информационной Системе нотариата Российской Федерации [4]

По просьбе лица, обратившегося лица, нотариус может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме. В случае если нотариальный документ должен быть подписан лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, лицо обязано подписать документ в присутствии нотариуса усиленной квалифицированной электронной подписью. Усиленная квалифицированная электронная подпись и ее принадлежность лицу, от имени которого совершается нотариальное действие, должны быть проверены нотариусом в соответствии с Законом об электронной подписи. [2]

Нотариусы могут устанавливать равнозначность документов на электронном и бумажном носителе, а также наоборот (с 1 июля 2014г.). Помимо этого нотариусы могут производить в электронной форме подачу электронных документов на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, передачу или подачу заявлений  орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В рамках системы электронного нотариата происходит взаимообмен данными с государственными органами. Данная система позволяет оптимизировать поиск и запрос всех необходимых для нотариуса сведений.

Система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) - информационная система, которая позволяет федеральным, региональным и местным органам власти в электронном виде обмениваться данными, необходимыми для оказания государственных услуг гражданам и организациям. Нотариат - единственная негосударственная структура, участвующая в системе межведомственного электронного взаимодействия. Федеральной нотариальной палатой подписан ряд соглашений, на основании которых осуществляется электронное взаимодействие нотариата с государственными и иными структурами [3]

В январе 2015 г. Правление Федеральной нотариальной па­латы утвердило Концепцию развития Единой информационной системы нотариата Российской Федерации. Концепция содержит основные критерии и требования к работе ЕИС с учётом ранее накопленного опыта рабо­ты нотариусов и нотариальных палат. При разработке концепции обобщены, проанализированы и учтены проблемы и недочёты раз­работки и функционирования информационной системы «еНот» в период с 2005 г. по 2014 г., а также предложения, поступившие от нотариусов и нотариальных палат. [4]

Тенденцию к информатизации нотариата продолжается. Сейчас нотариусы обязаны производить регистрацию всех нотариальных действий в ЕИСН. В 2018 году нотариусы получили возможность запрашивать необходимые для совершения нотариальных действий сведения о гражданском состоянии заявителей напрямую из соответствующего электронного реестра ЗАГС. Электронное взаимодействие нотариусов и ЗАГСов повышает эффективность борьбы с мошенническими схемами при удостоверении сделок или при оформлении наследственных прав. 

В настоящее время технологический уровень, позволяет использовать в сети «интернет» фотографии физических лиц, для поиска людей. Нотариусы могут применить эту возможность в ходе наследственных дел, для поиска наследников, либо при удостоверении тождества лица на фотографии. Автоматизация некоторых из возможных действий нотариусов, может существенным образом её оптимизировать. Включение нотариусов в перечень лиц, имеющих право на доступ к дактилоскопической информации, устранило бы возможные сомнения, которые возникали бы в процессе идентификации физических лиц.

Действующее законодательство могло бы быть дополнено закреплением принципа инновационности в нотариальной деятельности. Федеральная нотариальная палата наделена полномочиями по мониторингу, апробированию и внедрению последних цифровых достижений. Нотариусам бы оказывалась помощь в их последующем освоении. В настоящее время при Федеральной нотариальной палате действует комиссия по информационным технологиям, в которую представляется возможным обратиться по электронной почте с предложениями. Внедрение сервисов, приложений отвечало бы интересам граждан РФ, а также нотариусов. Препятствием может служить только недоступность технологий, для тех или иных категорий населения (информационное неравенство).

 

Список литературы:
1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1 // Российская газета. – 1993 – № 49 (с послед. изм.)
2. Об электронной подписи: Федеральный закон от 06.04.2011 № 63-ФЗ // Российская газета. – 2011 – № 75 (с послед. изм.)
3. Нотариальное право: Учебник / Под ред. проф. В.В. Яркова. 2-е изд. Испр и доп. – М.: Статут, 2017. – 576 с.
4. Правовые основы нотариальной деятельности в Российской Федерации: Учебник / Под ред. Е.А. Борисовой. – М.:Юстицинформ, 2016. – 480 с.
5. Ралько В.В. Будущее нотариата / В.В. Ралько // Нотариус. 2016. N 8. С. 8 - 11.