Статья:

Роль международных нормативно-правовых актов в регулировании трудовых отношений в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(65)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Акиньшина К.С. Роль международных нормативно-правовых актов в регулировании трудовых отношений в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 14(65). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/65/50111 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Роль международных нормативно-правовых актов в регулировании трудовых отношений в Российской Федерации

Акиньшина Ксения Сергеевна
магистрант, Астраханский государственный университет, РФ, г. Астрахань

 

Аннотация. Российская Федерация, являясь участником различных международных объединений и организаций, обязана осуществлять национальное правовое регулирование согласно общепринятым принципам и нормам международного права, в том числе сфере трудовых отношений. В настоящей статье будет рассмотрен вопрос значения и влияния международных нормативно – правовых актов на формирование российской правовой системы, в частности отрасли трудового права.

 

Ключевые слова: международные нормативно – правовые акты, трудовое право России, влияние норм международного права на российское законодательство.

Keywords: international legal acts, Russian labour law, impact of international law on Russian legislation.

 

Российская Федерация имеет значительный перечень ратифицированных договоров международного характера, в том числе в области трудовых отношений. Данное обстоятельство обусловлено, прежде всего, наличием заинтересованности в нормативном закреплении и соблюдении общепризнанных принципов и норммеждународного права в Российской Федерации.

Трудовые отношения всегда были важной сферой правового регулирования российской законодательства. Правовое регулирование, основанное не только на актах национального законодательства, но и международного права, позволяет существенно снизить вероятность нарушения прав как работников, так и работодателей.

Трудовой кодекс Российской Федерации является центральным и основополагающим источником правового регулирования трудовых отношений. Особую важность имеет факт закрепления в нем положений о статусе международные актов и договоров, заключенных и ратифицированных в Российской Федерации.

В частности, в статье 10 Трудового кодекса РФ [1] сформулировано значение международных правовых актов в правовой системе Российской Федерации: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации являются составной частью правовой системы Российской Федерации.Если международным договором Российской Федерации установлены другие правила, чем предусмотренные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, применяются правила международного договора.

Не менее важным нормативно – правовым актом российского законодательства, посвященным обозначению статуса международных договоров Российской Федерации, является Федеральный закон от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" [2], которым установлено, что международные договоры – существенный элемент стабильности международного правопорядка и отношений России с зарубежными странами, функционирования правового государства. Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – принципу добросовестного выполнения международных обязательств.

Кроме того, высшим судебным органом Российской Федерации – Верховным судом в Постановлении Пленума от 28.12.2006 г. № 63 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"[3] также подчеркнута значимость норм международного права в сфере трудовых отношений и установлено следующее: «если суд при разрешении трудового спора установит, что нормативный правовой акт, подлежащий применению, не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим наибольшую юридическую силу (ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ст. 5 ТК РФ, ч. 2 ст. 11 ГПК РФ)».

Международные договоры могут иметь различные названия и форму: соглашение, протокол, договор, декларация, трактат, конвенция, рекомендация, коммюнике, пакт, хартия и иные виды договоров, предусмотренные международным правом. При этом различные названия и форма не влияют на юридическую силу международного договора как такового [4].

Проанализировав действующие и ратифицированные в Российской Федерации международные правовые акты в сфере трудовых отношений, необходимо выделить две основные категории – акты Организации объединенных наций (ООН) и Международной организации труда (МОТ).

В первую категорию входят такие международные документы как Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Нации резолюцией 217 А (III) от 10.12.1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах(Нью-Йорк, 16.12.1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16.12.1966 г.).

Безусловно, роль каждого из вышеуказанных международных нормативных правовых актов как источника российского законодательства трудно недооценить. Практически любой российский закон, касающийся правового регулирования трудовых отношений, содержит в себе нормы из международных актов ООН.  

Вторую категорию образуют документы Международной Организации Труда:Филадельфийская декларация (Филадельфия, 10.05.1944 г.), Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда (Женева, 18.06.1998 г.).

Исследуем влияние международных правовых актов на формирование российского законодательства в сфере трудового права, в частности, Трудового кодекса РФ.

К примеру, в статье 24 Всеобщей декларация прав человека [5]содержится норма следующего содержания: «каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск».

В свою очередь, в части 5 статьи 37 Конституции Российской Федерации [6] указано: «Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск».

Также, в статьях 106-107 Трудового кодекса РФ указано на право работника на отдых и его виды, в том числе отпуск.

Таким образом, можно сделать вывод о значительном влиянии норм международных правовых актов на российское законодательство, в том числе посредством наличия схожих норм правового регулирования различных институтов трудовых отношений.         

Другим аналогичным примером отражения норм международного права в российском законодательстве может послужить содержание пункта bстатьи 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [7], которым закреплено право работника на условия труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. 

Так, в части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации указано:«каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

В Трудовом кодексе Российской Федерации в статье 2 также закреплено обеспечение работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод осложившейся практике нормативного закрепления вроссийском законодательстве положений международных нормативно – правовых актов, что обуславливает высокую значимость и влияние последних на российскую правовую систему в сфере трудовых отношений.

Учитывая активную интеграцию в Российской Федерации различных международных институтов, в том числев сфере трудовых отношений, можно сделать следующий прогноз: роль и значение международных нормативно – правовых актов для формирования российских законодательных актов будет возрастать, что в свою очередь сделает необходимым созданиеконструктивных и эффективных механизмовконтроля за исполнением закрепленных в российском национальном законодательстве норм международного права.   

 

Список литературы:
1. Трудовой кодекс Российской Федерацииот 30.12.2001 N 197-ФЗ// Собрание законодательства РФ, 07.01.2002. – N1 (ч. 1). – ст. 3.
2. Федеральный закон"О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 N 101-ФЗ//Собрание законодательства РФ, 17.07.1995. – N 29. – ст. 2757. 
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 63 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" // Бюллетень Верховного Суда РФ, 2007. – N 3. – март. 
4. Гулидов П. Международные нормативные акты в области трудовых отношений // Кадровая служба и управление персоналом предприятия, 2009. –  N 7.
5. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948 //Российская газета, 05.04.1995. – N 67.
6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014. – N 31. – ст. 4398.
7. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16.12.1966 // Бюллетень Верховного Суда РФ, 1994. –  N 12.