Особенности дезадаптивных нарушений у военнослужащих по призыву
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(65)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(65)
Особенности дезадаптивных нарушений у военнослужащих по призыву
Аннотация. В статье анализируются особенности нарушения адаптационного процесса у военнослужащих по призыву к условиям профессиональной деятельности. Теоретический анализ позволил выявить основные проблемы, возникающие у военнослужащих по призыву в начальный период адаптации к военной службе. В рамках психологического обследования необходимо разобраться в каких сферах у военнослужащих по призыву чаще всего происходят дезадаптивные нарушения, а также какими типовыми психологическими особенностями могут обладать военнослужащие с признаками нарушения адаптационного процесса.
Ключевые слова: военная служба, дезадаптивные нарушения, коммуникативная сфера, психосоматическая сфера, психологическая адаптация, военнослужащие по призыву.
По официальным данным федеральной службы государственной статистики ежегодно 30 % гибели военнослужащих составляют самоубийства. [1]
Профессор А. Г. Амбрумова рассматривает самоубийство как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею конфликта. Дезадаптация проявляется изменением поведения, нарушением социального функционирования, психоэмоциональными сдвигами: от негативных переживаний до клинических выраженных психопатологических синдромов. У военнослужащих с признаками нервно-психических нарушений нередко возникают затруднения в адаптации к условиям профессиональной деятельности. Нарушение адаптационного процесса может привести к негативным последствиям: суицидальным попыткам, нарушению воинской дисциплины, самовольному оставлению части, ухудшению психофизического здоровья. [2]
Основным направлением Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года является формирование высокого уровня профессионализма военнослужащих. Но совершенствование профессиональной компетентности военнослужащих невозможно без высокого уровня адаптированности их к условиям военной службы. Сокращение срока службы военнослужащих по призыву ужесточило требования к психологическому обеспечению их профессиональной адаптации. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема эффективности психолого-педагогического обеспечения профессиональной адаптации военнослужащих по призыву. [4]
Благополучное протекание процесса адаптации молодых воинов способствует повышению их общего профессионализма. Психологи частей должны в адаптационный период способствовать созданию благоприятных условий для успешной адаптации призывников к условиям военной службы.
Прогнозировать степень готовности к профессиональной адаптации в армии позволяют такие показатели как опыт социальной адаптации, полученный до призыва, степень психологической способности к адаптивным действиям и качество освоения военной профессией.
Многие ученые предлагают оценивать уровень адаптированности по субъективным и объективным критериям. Субъективным критерием является удовлетворенность условиями, созданными для реализации и развития своих основных социальных потребностей, удовлетворенность членством в данной группе. Объективным критерием - уровень реализации личностью норм и правил взаимоотношений, принятых в данной социально группе.
Как утверждает профессор Эрнест Платонович Утлик, процесс адаптации военнослужащих по призыву происходит следующим образом: первые два месяца солдат находится в состоянии возбуждения, проявляет заинтересованность в службе, исполнительность, впечатлительность. В это время он активно поддерживает связь с родными и близкими. В этот период растет заболеваемость, военнослужащие простужаются, стирают ноги, испытывают психологическое напряжение, худеют в результате активного потоотделения, но через три месяца у большинства военнослужащих состояние нормализуется. Наиболее часто нервно-психические расстройства у рядовых возникают с третьего по шестой месяцы службы. [6]
Период со второго по шестой месяц наиболее сложные в психологическом отношении: солдат привыкает к коллективу, устанавливает новые социальные связи, сокращаются старые связи. Наступает период когда военнослужащий по призыву особо остро переживает отрыв от дома, чаще всего испытывает одиночество, неуверенность в себе, зависимость от других. Обычно после шести месяцев военнослужащий полностью адаптируется в профессиональном, моральном, психологическом отношении.
Ученые М.И. Дъяченко, Л.Ф. Железняк и Н.Ф. Феденко среди факторов, затрудняющих адаптацию, различают: трудности военной службы: новый ритм жизни, строгий распорядок дня, ограничение личной свободы, необходимость подчиняться, разлука с домом, семьей, привычным окружением, неудачи по службе, конфликты, особенно со старослужащими, грубое, неуважительное отношение, чрезмерная строгость, завышенные требования, несправедливость, указания на повышенных тонах, с подчеркиванием превосходства, недостаточное образование, национальные особенности (бурное проявление национальных чувств, черт характера), неуважительное отношение к другим народам, наличие своей семьи и детей, наличие старых или больных родителей, призыв на действительную военную службу в более позднем возрасте, воспитание в неблагоприятных семьях, без родителей, в детских домах, моральная распущенность, физическая слабость, недостаточно крепкое здоровье, нервно-психическая неустойчивость. [5]
Основным звеном работы по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих по призыву является первичное и углубленное социально-психологическое изучение и психологическое обследование. Оно заключается в изучении индивидуальных особенностей каждого военнослужащего по средствам индивидуальной беседы, изучения документов личного дела, психологического обследования на выявление уровня нервно-психической устойчивости, склонности к суицидным реакциям, адаптивных возможностей военнослужащих.
Для рассмотрения данной проблемы в практической деятельности проведено психологическое обследование 98 молодых солдат, призванных на военную службу в ноябре-декабре 2018 года. Целью нашего исследования было выявить уровень их дезадаптации в условиях военной службы и сферы, в которых наиболее часто происходят нарушение адаптационного процесса. Психологическое обследование осуществлялось по средствам индивидуальной беседы, тестирования по опросникам «ИТО+» и «Сопровождение».
Методика индивидуальный типологический опросник (ИТО+), разработанная Людмилой Николаевной Собчик направлена на диагностику свойств личности, черт характера, направленности мотивации, стиля межличностного общения и познавательных процессов. Опросник включает в себя 133 вопроса и следующие шкалы: экстраверсия, интроверсия, спонтанность, агрессивность, тревожность, дезадаптация, конформность, компромиссность, социабельность, лидерство, ригидность, сензитивность, лабильность, неискренность, внутренний конфликт.
Овчинниковов Б.В., Решетниковов М.М., Чермянин С.В. разработали методику «Сопровождение». Она применяется в мероприятиях профессионально-психологического сопровождения профессиональной деятельности военнослужащих, а также направлена на выявление лиц с дезадаптационными нарушениями, в том числе и с пограничными нервно-психическими расстройствами не достигших нозологического уровня. Методика содержит 60 вопросов, направленных на выявление нарушений в коммуникативной, деятельностной и психосоматической сферах военнослужащих.
Статистическая обработка проводилась при помощи автоматизированного рабочего места военного психолога с использованием функционального комплекса психологических методик, позволяющего своевременного выявлять лиц, склонных к срывам социально-психологической адаптации и девиантным формам поведения.
По результатам исследования 29 % военнослужащих по призыву молодого пополнения по социально-психологическим характеристикам и личностным качествам имеют предпосылки к нарушению адаптационного процесса. Данные военнослужащие по шкале дезадаптация имеют более 7 стэнов, суицидальную наследственность и суицидальные попытки до призыва на военную службу, признаки девиантного поведения, отклонения в психофизическом здоровье. По итогам изучения ряд военнослужащих включены в группы динамического наблюдения и повышенного психолого-педагогического внимания. Результаты психологического обследования помогли выявить сферы, в которых происходят дезадаптивные нарушения у военнослужащих по призыву, а также отличительные психологические особенности военнослужащих с признаками нарушения адаптации.
По данным исследования у военнослужащих с нарушением адаптационного процесса наблюдаются отличительные социально-психологические особенности: асоциальное поведение до призыва на военную службы, приводы в полицию, высокий уровень дезадаптации (по опроснику ИТО+), суициды ближайших родственников, суицидальные попытки до призыва на военную службу, компромиссность, конформность, конфликтность, импульсивность, удовлетворительный и неудовлетворительный уровни нервно-психической устойчивости, низкий коммуникативный потенциал, моральная нормативность, Военнослужащие выбирают соперничество и приспособление как стиль поведения в конфликтной ситуации. По методике «Сопровождение» у 20 % военнослужащих выявлены дезадаптивные нарушения в коммуникативной сфере, а у остальных 9% наблюдаются нарушения в психосоматической сфере. Двое военнослужащих были направлены на дополнительное медико-психологическое обследование к психотерапевту для определения категории годности к военной службе.
Таким образом, результаты исследования сгруппировали индивидуальные психологические качества характерные для военнослужащих по призыву, имеющие нарушения в процессе адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности. Для оптимизации адаптационного процесса военнослужащих по призыву к военно-профессиональной деятельности необходимо разработать комплекс профилактических и коррекционно-развивающих психолого-педагогического мероприятий, направленных на повышение уровня адаптированности военнослужащих по призыву с учетом типа дезадаптационных нарушений.