Статья:

Особенности дезадаптивных нарушений у военнослужащих по призыву

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №14(65)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Яковлева М.О. Особенности дезадаптивных нарушений у военнослужащих по призыву // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 14(65). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/65/50156 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности дезадаптивных нарушений у военнослужащих по призыву

Яковлева Маргарита Олеговна

 

Аннотация. В статье анализируются особенности нарушения адаптационного процесса у военнослужащих по призыву к условиям профессиональной деятельности. Теоретический анализ позволил выявить основные проблемы, возникающие у военнослужащих по призыву в начальный период адаптации к военной службе. В рамках психологического обследования необходимо разобраться в каких сферах у военнослужащих по призыву чаще всего происходят дезадаптивные нарушения, а также какими типовыми психологическими особенностями могут обладать военнослужащие с признаками нарушения адаптационного процесса.

Ключевые слова: военная служба, дезадаптивные нарушения, коммуникативная сфера, психосоматическая сфера, психологическая адаптация, военнослужащие по призыву.

 

По официальным данным федеральной службы государственной статистики ежегодно 30 %  гибели военнослужащих составляют самоубийства. [1]

Профессор А. Г. Амбрумова рассматривает самоубийство как следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого ею конфликта. Дезадаптация проявляется изменением поведения, нарушением социального функционирования, психоэмоциональными сдвигами: от негативных переживаний до клинических выраженных психопатологических синдромов. У военнослужащих с признаками нервно-психических нарушений нередко возникают затруднения в адаптации к условиям профессиональной деятельности. Нарушение адаптационного процесса может привести к негативным последствиям: суицидальным попыткам, нарушению воинской дисциплины, самовольному оставлению части, ухудшению психофизического здоровья. [2]

Основным направлением Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года является формирование высокого уровня профессионализма военнослужащих. Но совершенствование профессиональной компетентности военнослужащих невозможно без высокого уровня адаптированности их к условиям военной службы. Сокращение срока службы военнослужащих по призыву ужесточило требования к психологическому обеспечению их профессиональной адаптации. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема эффективности психолого-педагогического обеспечения профессиональной адаптации военнослужащих по призыву. [4]

Благополучное протекание процесса адаптации молодых воинов способствует повышению их общего профессионализма. Психологи частей должны в адаптационный период способствовать созданию благоприятных условий для успешной адаптации призывников к условиям военной службы.

Прогнозировать степень готовности к профессиональной адаптации в армии позволяют такие показатели как опыт социальной адаптации, полученный до призыва, степень психологической способности к адаптивным действиям и качество освоения военной профессией.

Многие ученые предлагают оценивать уровень адаптированности по субъективным и объективным критериям. Субъективным критерием является удовлетворенность условиями, созданными для реализации и развития своих основных социальных потребностей, удовлетворенность членством в данной группе. Объективным критерием - уровень реализации личностью норм и правил взаимоотношений, принятых в данной социально группе.

Как утверждает профессор Эрнест Платонович Утлик, процесс адаптации военнослужащих по призыву происходит следующим образом: первые два месяца солдат находится в состоянии возбуждения, проявляет заинтересованность в службе,  исполнительность, впечатлительность. В это время он активно поддерживает связь с родными и близкими. В этот период растет заболеваемость, военнослужащие простужаются, стирают ноги, испытывают психологическое напряжение, худеют в результате активного потоотделения, но через три месяца у большинства военнослужащих состояние нормализуется. Наиболее часто нервно-психические расстройства у рядовых возникают с третьего по шестой месяцы службы. [6]

Период со второго по шестой месяц наиболее сложные в психологическом отношении: солдат привыкает к коллективу, устанавливает новые социальные связи, сокращаются старые связи. Наступает период когда военнослужащий по призыву особо остро переживает отрыв от дома, чаще всего испытывает одиночество, неуверенность в себе, зависимость от других. Обычно после шести месяцев военнослужащий полностью адаптируется в профессиональном, моральном, психологическом отношении.

Ученые М.И. Дъяченко, Л.Ф. Железняк и Н.Ф. Феденко среди факторов, затрудняющих адаптацию, различают: трудности военной службы: новый ритм жизни, строгий распорядок дня, ограничение личной свободы, необходимость подчиняться, разлука с домом, семьей, привычным окружением, неудачи по службе, конфликты, особенно со старослужащими, грубое, неуважительное отношение, чрезмерная строгость, завышенные требования, несправедливость, указания на повышенных тонах, с подчеркиванием превосходства, недостаточное образование, национальные особенности (бурное проявление национальных чувств, черт характера), неуважительное отношение к другим народам, наличие своей семьи и детей, наличие старых или больных родителей, призыв на действительную военную службу в более позднем возрасте, воспитание в неблагоприятных семьях, без родителей, в детских домах, моральная распущенность, физическая слабость, недостаточно крепкое здоровье, нервно-психическая неустойчивость. [5]

Основным звеном работы по психологическому обеспечению адаптации военнослужащих по призыву является первичное и углубленное социально-психологическое изучение и психологическое обследование. Оно заключается в изучении индивидуальных особенностей каждого военнослужащего по средствам индивидуальной беседы, изучения документов личного дела, психологического обследования на выявление уровня нервно-психической устойчивости, склонности к суицидным реакциям, адаптивных возможностей военнослужащих.

Для рассмотрения данной проблемы в практической деятельности проведено психологическое обследование 98 молодых солдат, призванных на военную службу в ноябре-декабре 2018 года. Целью нашего исследования было выявить уровень их дезадаптации в условиях военной службы и сферы, в которых наиболее часто происходят нарушение адаптационного процесса. Психологическое обследование осуществлялось по средствам индивидуальной беседы, тестирования по опросникам «ИТО+» и «Сопровождение».

Методика индивидуальный типологический опросник (ИТО+), разработанная Людмилой Николаевной Собчик направлена на диагностику свойств личности, черт характера, направленности мотивации, стиля межличностного общения и познавательных процессов. Опросник включает в себя 133 вопроса и следующие шкалы: экстраверсия, интроверсия, спонтанность, агрессивность, тревожность, дезадаптация, конформность, компромиссность, социабельность, лидерство, ригидность, сензитивность, лабильность, неискренность, внутренний конфликт.

Овчинниковов Б.В., Решетниковов М.М., Чермянин С.В. разработали методику «Сопровождение». Она применяется в мероприятиях профессионально-психологического сопровождения профессиональной деятельности военнослужащих, а также направлена на выявление лиц с дезадаптационными нарушениями, в том числе и с пограничными нервно-психическими расстройствами не достигших нозологического уровня. Методика содержит 60 вопросов, направленных на выявление нарушений в коммуникативной, деятельностной и психосоматической сферах военнослужащих.

Статистическая обработка проводилась при помощи автоматизированного рабочего места военного психолога с использованием функционального комплекса психологических методик, позволяющего своевременного выявлять лиц, склонных к срывам социально-психологической адаптации и девиантным формам поведения.

По результатам исследования 29 % военнослужащих по призыву молодого пополнения по социально-психологическим характеристикам и личностным качествам имеют предпосылки к нарушению адаптационного процесса. Данные военнослужащие по шкале дезадаптация имеют более 7 стэнов, суицидальную наследственность и суицидальные попытки до призыва на военную службу, признаки девиантного поведения, отклонения в психофизическом здоровье.  По итогам изучения ряд военнослужащих  включены в группы динамического наблюдения и повышенного психолого-педагогического внимания. Результаты психологического обследования  помогли выявить сферы, в которых происходят дезадаптивные нарушения  у  военнослужащих по призыву, а также отличительные психологические особенности военнослужащих с признаками нарушения адаптации.

По данным исследования у военнослужащих с нарушением адаптационного процесса наблюдаются отличительные социально-психологические особенности: асоциальное поведение до призыва на военную службы, приводы в полицию, высокий уровень дезадаптации (по опроснику ИТО+), суициды ближайших родственников, суицидальные попытки до призыва на военную службу, компромиссность, конформность, конфликтность, импульсивность, удовлетворительный и неудовлетворительный уровни нервно-психической устойчивости, низкий коммуникативный потенциал, моральная нормативность, Военнослужащие выбирают соперничество и приспособление как стиль поведения в конфликтной ситуации. По методике «Сопровождение» у 20 % военнослужащих выявлены дезадаптивные нарушения в коммуникативной сфере, а у остальных  9%  наблюдаются нарушения в психосоматической сфере. Двое военнослужащих были направлены на дополнительное медико-психологическое обследование к психотерапевту для определения категории годности к военной службе.

Таким образом, результаты исследования сгруппировали индивидуальные психологические качества характерные для военнослужащих по призыву, имеющие нарушения в процессе адаптации к условиям военно-профессиональной деятельности. Для оптимизации адаптационного процесса военнослужащих по призыву к военно-профессиональной деятельности необходимо разработать комплекс профилактических и коррекционно-развивающих психолого-педагогического мероприятий, направленных на повышение уровня адаптированности военнослужащих по призыву с учетом типа дезадаптационных нарушений.

 

Список литературы:
1. Федеральная служба государственной статистики. –  Режим доступа:  http://www.gks.ru
2. Абрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения / А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко. М.: Методические рекомендации,1980.  – 169 с.
3. Маслова Ж. М. Психологические факторы адаптации и профессионального роста сотрудников ГИБДД: автореф. дис. канд. псих, наук / Ж. М. Маслова. — СПб.: СПбУ МВД РФ, 2010. – 98 с.
4. Квасов С.Е., Кузнецов А.А. Социально-психологические аспекты адаптации молодого пополнения к военной службе. / С. Е. Квасов, А. А. Кузнецов. – Нижний Новгород.: Изд. Военно-медицинский институт, 1999. – 254 с.
5. Александрович П.И., Малютин А.Г., Сенокосов Ж.Г. Психологический анализ трудностей адаптации военнослужащих к армейской жизнедеятельности. / П.И. Александрович, А.Г. Малютин, Ж.Г.   Сенокосов. – Рига: Изд-во Рижский ВВПКУ, 1991. –  90с.
6. Утлик Э.П. Психологические основы дисциплины. / Э.П. Утлик. –М.: ВПА, 1993. – 238с.