Статья:

Феномен любви к концепции В. Соловьева

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №18(69)

Рубрика: Философия

Выходные данные
Чечнева М.И. Феномен любви к концепции В. Соловьева // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 18(69). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/69/52114 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Феномен любви к концепции В. Соловьева

Чечнева Мария Игоревна
студент, Ульяновский государственный технический университет, РФ, г. Ульяновск

 

Любовь- одно из самых сильных человеческих чувств. Множество философов всех эпох так или иначе обращались к этой теме в своих размышлениях.

Тема любви в русской философии приобрела особое место, поскольку сам идеал любви связан с христианским учением. Раскрыть различные стороны этого чувства пытались многие философы, такие как: Лев Карсавин, Фёдор Достоевский, Лев Толстой, Григорий Сковорода, Николай Бердяев и другие.

По мнению всех этих философов, любовь- это великая сила, нечто духовное и ценное, одно из самых добрых и красивых чувств людей на Земле.

Для них в любви собраны все самые высшие ценности человеческой жизни: гуманность, свобода, счастье, справедливость, единство и так далее.

Все касаемые любви размышления русских философов того времени помогут научить нынешнее поколение тому, какая должна быть любовь на самом деле, они смогут нравственно воспитать молодых и взрослых людей, сформировать отношение к любви и жизни в целом.

Тема любви пронизывает все творчество одного из самых выдающихся русских философа и писателя Всеволода Сергеевича Соловьева. Н. А. Бердяев считает, что одно из основных произведений ««Смысл любви» Вл. Соловьева- это самое замечательное, что было написано о любви» [1].

Произведение «Смысл любви» состоит из пяти статей, в которых философ пытается ответить на важный вопрос человечества: в чем смысл любви, называемой половой.

И уже в первой статье он опровергает тезис о том, что ее смысл заключается в размножении рода.

Чтобы доказать это, он приводит примеры из литературы (Ромео и Джульетту, Анну Каренину), из истории и Библии. Этим он доказывает, что «половая любовь и размножение

рода находятся между собою в обратном отношении, чем сильнее одно, тем слабее другая» [5].

Соловьев уверен, что бессмертия можно достичь и другими способами, а не с помощью увеличения численного рода.

Любовь для Владимира Соловьева- это тождество себя и другого. Любовь для писателя- это такое отношение, когда один человек воспринимает или ощущает другого как самого себя.

Когда граница «я» и «ты» снимается и стирается, и человек действительно достигает единства между «себя» и «другого».

Поэтому любовь не может быть к себе самому, так как не соответствует данному определению.

Соловьев считает, что любовь способна обуздать врожденный в человеке эгоизм, который является одним из основных качеств человека и лежит в представлении о себе самом.

Только половая любовь сохраняет единство между объектом любви и его любящим.

Отсюда огромная нравственная сила любви, искореняющая в человеке эгоизм и возрождающая личность в новом духовном качестве.

Человек по своей сути хочет находиться вне Истины, описываемой философом как «живая сила, овладевающая внутренним существом человека и действительно выводящая его из ложного самоутверждения, называется любовью» [3].

Таким образом, возникает эгоизм, посредством которого человек утверждает себя как целое для себя самого, потому что он считает себя отдельной частицей всемирного целого.

Таким образом для Соловьева любовь не просто чувство между мужчиной и женщиной, а средство для преодоления эгоизма, формирования нового человека, лишенного самолюбия и односторонности.

Таким ему видится человек будущего.

Любящий придает божественное значение любимому, и, наоборот, любимый придает аналогичное значение любящему.

Однако, стоит заметить, что значение физиологической любви и семейных отношений огромно.

Когда любовь сводится к физическому акту, истинная любовь исчезает, так как Божественный образ любимого рассеивается.

Любовь родительская же приближается к любви половой, однако, она не может иметь равного с ней значения для человеческой индивидуальности.

Да, мать жертвует эгоизмом ради своих детей, но в этой жертвенности она теряет свою индивидуальность.

У матери присутствует мнимое значение за своим ребенком, однако оно обусловлено лишь чисто физической связью.

Для матери ее ребенок дороже всего, но именно только как ее детище, не иначе, чем у прочих животных [4].

Только соединение Божественной, физиологической и семейной сторон любви позволяет ей осуществиться.

При этих условиях любовь достигает своей конечной цели, то есть одухотворяет мир.

Это присуще и духовной стороне любви, когда она отрывается от физиологических и семейных условий своего осуществления.

Вера для Всеволода Соловьева выступает как способ обретения истинной (Божественной) любви. «Дело истинной любви прежде всего основывается на вере.» [5].

Таким образом, для Соловьева любовь- это Божий дар, обладающий духовной силой. «Признавать безусловное значение за данным лицом и верить в него (без чего невозможна истинная любовь) я могу только утверждая его в Боге, следовательно, веря в самого Бога и в себя как имеющего в Боге средоточие и корень своего бытия.

Эта триединая вера есть уже некоторый внутренний акт. ... Акт веры в действительных условиях времени и места есть молитва» [3].

Соловьев дал и всестороннее обоснование космической любви.

Он считает, что сексуальная энергия, или Эрос, имеет космическое, вселенское происхождение.

То есть эта энергия существует во всей вселенной уже очень давно, она рассеяна по всему миру или по всей Вселенной.

В. Соловьев убежден что лишь христианская любовь спасет человечество от гибели. Любовь возвышает и совершенствует нашу личность и избавляет человека от эгоизма.

Дает нам увидеть в другом человеке Божественное значение.

И наконец-то сохранить равенство между тем кто любит и тем, кого любят.

 

Список литературы:
1. Бердяев Н. А. "Философия свободного духа"/ Н. Бердяев. — М.:Республика, 1994. — 480 с
2. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 1. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги. Примеч. С.Л.Кравца и др. М.: Мысль, 1988.
3. Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. Т. 2. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и А.В. Гулыги. Примеч. С.Л. Кравца и др. М.: Мысль, 1988.
4. Шестаков В.П. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство/ В Шестаков. - М.: Республика, 1999. — 464 с.
5. Соловьев, В. Философия искусства и литературная критика. / В. Соловьев. - М.: Искусство,1991 – 199 с.
6. Соловьев B.C. Смысл любви // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 493—547.