Статья:

Нервно-психическая устойчивость военнослужащих, допущенных к секретной информации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(7)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Гродская А.В., Бенедик И.В. Нервно-психическая устойчивость военнослужащих, допущенных к секретной информации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/7/22291 (дата обращения: 22.08.2018).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Нервно-психическая устойчивость военнослужащих, допущенных к секретной информации

Гродская Анастасия Витальевна
студент, Севастопольский Государственный Университет, РФ, г. Севастополь
Бенедик Ирина Владимировна
старший преподаватель кафедры, Севастопольский Государственный Университет, РФ, г. Севастополь

 

Актуальным и интересным, на сегодняшний день, данное исследование делает тот факт, что все факторы, которые каким-либо образом, положительно или отрицательно влияют на психологическое состояние военнослужащего, сказываются на его способности успешно адаптироваться к условиям военной среды, быть эффективным в этой деятельности, грамотно использовать секретную информацию, сохранять самообладание и действовать в интересах армии РФ, даже в экстремальных ситуациях.

Воинская служба, несомненно, является испытанием для человека и требует от организма включения и мобилизации всех доступных сил и ресурсов. Под ресурсами обычно понимаются все основные функции психики и регуляторные системы, для успешного прохождения воинской службы, необходимо оптимальное функционирование все этих образований и структур.

В первую очередь это относится к новобранцам, которые только вступили в ряды армии, а так же тех, кто прослужил достаточно много времени.

Общеизвестно, что при поступлении на службу, боец окунается в совершенно другую обстановку, нарушается его привычный уклад жизни, не все могут привыкнуть к такому и приспособится к новым условиям жизнедеятельности. Основными факторами напряжения для военнослужащих являются: невозможность заниматься хобби, любимыми занятиями, довольно сложно контактировать с семьей и окружающим миром, строгий распорядок дня и необходимость беспрекословно выполнять приказы, пренебрежение многими своими желаниями ради интересов службы.

Один из базовых компонентов в деятельности психологов воинских частей является компетентная оценка уровня развития нервно-психической устойчивости и психологической готовности, в момент поступления на службу и как составляющая психологического сопровождения военнослужащих [2].

Очевидно, что при прохождении военной службы, представителям данной деятельности часто приходится иметь дело с информацией включающей секретные данные, либо имеющей стратегическую, тактическую ценность, такая информация нередко имеет государственную важность. Поэтому командирам необходимо быть уверенными, что новобранцы, которые взаимодействуют с такой информацией и манипулируют ей, психологически готовы и морально устойчивы.

В данном контексте, под нервно-психологической устойчивостью подразумевается совокупность врожденных (биологически обусловленных) и приобретенных качеств личности, мобилизационных ресурсов и резервных психофизиологических возможностей организма, обеспечивающих оптимальное функционирование индивида в неблагоприятных условиях профессиональной среды [1].

Психологическая готовность это состояние нормального функционирования психики человека, оптимальное распределение нагрузки для пребывания в готовности к активным действиям накануне каких - либо событий. Совокупность психофизиологических функций, включающих в себя аффективные процессы, которые мобилизуют деятельность индивида, является психологической готовностью. В понятии психологической готовность к профессиональной деятельности, можно выделить главные характеристики: набор психических качеств и свойств, позволяющих своевременно и быстро активизировать все необходимые силы и ресурсы человека для мгновенного или протяженного выполнения определенной профессиональной задачи [3].

Вопросом изучения нервно-психической устойчивости и психологической готовности занимались такие ученые и психологи как: Л.М. Аболин, М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко, Рудой И.С, Крамаренко Г.И, Литвинцев C.B, Лобзин Ю.В, Александровский Ю.А, Курпатов В.И, Апчел ВЛ, Цыган В.Н, Довгуша В. В.

Целью статьи является изучение особенностей нервно-психической устойчивости и психологической готовности военнослужащих, допущенных к секретной информации.

Для исследования нервно-психической устойчивости и психологической готовности нами было проведено исследование среди служащих воинской части № ****, города Севастополя. В эксперименте приняли участие 75 военнослужащих срочной службы. Исследование проводилось в групповой форме.

Для реализации целей работы испытуемые были разделены на 2 выборки по критерию допущенности и не допущенности к секретной информации. Эти данные были получены нами от руководства части. Первая выборка допущенных составила 48 человек, вторая выборка не допущенных – 27 человек. Возрастные показатели обоих выборок варьируются от 18 до 25 лет.

Для изучения личностной сферы военнослужащих нами были взяты такие методики:

1.  Многоуровневый личностный опросник (МЛО) (А.Г. Маклаков, С.В. Черемянин) [4].

2.  Опросник ДАП – 2, определение склонности к делинквентному поведению, желание служить ВС РФ, суицидального риска [4].

3.  Опросник ВСК – определение уровня волевого самоконтроля (А.Г. Зверков и Е.В. Эйдман) [4].

4.  Методика определения личностной тревожности (Ч. Спилбергер, Ю Л. Ханин) [4].

5.  Методика определения актуального психического состояния Куликов -2 (Л. В. Куликов) [4].

А также для проведения математического анализа с целью подтверждения различий, нами был использован параметрический F – критерий Фишера.

В обработки и анализа методик нами были получены следующие результаты:

По методике МЛО Адаптивность среди военнослужащих, допущенных к использованию секретной информации, преобладает распределение показателей в области средних и высоких значений по шкалам «ЛАП», «НПУ», «Законопослушность», и преобладание низких значений по шкалам: «Агрессия», «Депрессивность», «Ипохондричность». Среди выборки военнослужащих, не допущенных к секретной информации, показатели по шкалам «ЛАП», «НПУ», «Законопослушность» распределились в диапазоне средних и низких значений, а по шкалам «Агрессивность», «Депрессивность» и «Ипохондричность» в диапазоне средних и высоких. Значимые различия между выборками были получены по шкалам: «ЛАП», «НПУ», «Законопослушность», «Агрессия», «Депрессия».

По методике Ч. Спилбергера – Ю. Л. Ханина, было установлено, что среди выборки, допущенных к секретной информации, преобладают низкие показатели, среди выборки не допущенных, к секретной информации – так же доминируют низкие значения. Это говорит нам о том, что испытуемые эмоционально стабильны и уравновешены, склонных сохранять спокойствие и хладнокровие в экстремальной ситуации. По данной методике были определены значимые различия в показателях тревожности между военнослужащими, допущенными и не допущенными к секретной информации.

По методике ВСК в группе военнослужащих, допущенных к использованию секретной информации, преобладают показатели в диапазоне высоких и средних значений, что характеризует их как эмоционально уравновешенных и стойких людей. В группе не допущенных к использованию секретной информации обнаружены преимущественно средние и низкие показатели, что так же можно определить как критерий стойкости и стабильности, однако при воздействии негативных факторов многие испытуемые из этой группы могут проявить обратную тенденцию. Значимые различия были обнаружены по показателям таких шкал: «Самообладание», «Волевой самоконтроль».

По методике ДАП – 2, в выборке военнослужащих допущенных к использованию секретной информации преобладают показатели категории низких и средних значений, что в целом характеризует их как исполнительных, уравновешенных, оптимистичных людей, способных адекватно воспринимать окружающую действительность, проявлять инициативу, успешно действовать и выполнять приказы. Исходя из этого, их можно описать как более нестабильных и подверженных проявлениям различных форм отклоняющегося поведения испытуемых. Они склонны в определенной мере к употреблению алкоголя и других нежелательных веществ, отрицанию общепринятых норм, суицидальным мыслям. Между выборками военнослужащих, допущенных и не допущенных к секретной информации, были выявлены значимые различия по шкалам: «Негативизм», «Делинквентное поведение», «Девиантное поведение».

По методике «Куликов – 2» нами были исследованы личностные особенности военнослужащих допущенных и не допущенных к использованию секретной информации. В выборке военнослужащих допущенных к секретной информации по итогам исследования доминирующими оказались значения высоких и средних показателей, что говорит о гармоничном развитии личности, высоко развитых функциях самоконтроля и регуляции, адекватном оценивании и принятии себя, низком уровне тревожности, восприятии окружающего мира положительно, активной жизненной позиции и стремлении к саморазвитию. По данной методике значимые различия определены по шкалам «Самооценка», «Эмоциональная устойчивость».

Среди выборки военнослужащих, не допущенных к секретной информации, преобладающими оказались средние значения. Такой результат свидетельствует о более низком уровне развития регуляторных функций организма, менее стабильном эмоциональном фоне, более высоко развитой тревожности, склонности к переживаниям и выраженным эмоциональным реакциям достаточно адекватной самооценке и удовлетворенности жизнью в целом.

Таким образом, были рассмотрены особенности нервно-психической устойчивости и психологической готовности, военнослужащих, допущенных к секретной информации. Полученные результаты позволяют утверждать, что существуют различия в показателях нервно-психической устойчивости и психологической готовности между военнослужащими, допущенными и не допущенными к секретной информации. По итогам исследования, нами рекомендуется проведение лекториев, просветительской работы, тренингов и коррекционных занятий с целью повышения нервно-психической устойчивости, и психологической готовности.

Данная работа не исчерпывает весь диапазон возможных исследований по данной теме.

 

Список литературы:
1. Баранов Ю. А. Нервно-психическая неустойчивость и методы выявления у призывников // Актуальные вопросы ППО и рациональное распределение призывников в военных комиссариатах / Ю.А. Баранов. – М.: МО СССР, 1988. – 183 с.
2. Герасимов А.М. Военная психология и педагогика: учеб. пособие для высших военно-учебных заведений / А.М. Герасимов. – М.: ВА им. Ф.Э. Дзержинского, 1996. – 74 с.
3. Иванова М.А., Купонова JI.Н. Потенциал готовности и время реакции человека / М.А. Купонова // Вопросы психологии.– № 1. – М.: Изд-во МАИ, 2007. – 122 с. 
4. Ковалевский В.Ф. Военная профессиология: проблемы теории и практики / В. Ф. Ковалевский. – М.:МО СССР, 1983. – 215 с.