Статья:

Восточные вспомогательные подразделения вермахта

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(7)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Дяденко В.М. Восточные вспомогательные подразделения вермахта // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/7/22407 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Восточные вспомогательные подразделения вермахта

Дяденко Виталий Михайлович
магистрант Курского государственного университета, РФ, г. Курск

 

Данная статья затрагивает тематику коллаборационизма в Великой Отечественной войне. Обозначены причины сотрудничества с врагом, а также причины и цели использования вспомогательных подразделений.

Целью нашего исследования является изучение добровольных подразделений на службе вермахта. Необходимо рассмотреть причины создания подобных формирований, обозначить цели их использования. Выявить типы и аспекты их деятельности на службе вермахта.

С началом войны с СССР немецкое руководство использовало добровольные формирования коллаборационистов. Коллаборационизм в юридической трактовке международного права – осознанное, добровольное и умышленное сотрудничество с врагом, в его интересах и в ущерб своему государству. Сначала советских граждан привлекали для управления на оккупированных территориях, в качестве специалистов, знающих местную специфику [5, c. 87]. Формировались подразделения для охраны важных объектов, обеспечения армии и других тыловых работ [1, c. 7]. Военнопленных, а также жителей оккупированных территорий использовали в качестве конюхов, водителей, саперов, санитаров, военных строителей и подносчиков снарядов.

Причины сотрудничества с врагом были различными. Часть граждан шла на сотрудничество из-за того, что пострадали от советской власти в годы коллективизации или от репрессий. Другие оказывались на службе у немцев с целью уберечь себя и своих близких от произвола оккупантов. Военнопленные же становились коллаборационистами зачастую из-за невыносимых условий содержания в лагерях – голода, болезней, непосильного труда. При нехватке добровольцев, запись во вспомогательные подразделения проводилась принудительно. В отдельную категорию пособников Германии попадает белая эмиграция, которая в этой войне видела возможность возрождения старой России. Среди эмигрантов, а также граждан СССР, оказавшихся на занятой немцами территории, внушительным было казачество. Оно наиболее активно шло на сотрудничество. Часть русской православной церкви пошла на сотрудничество с немцами из-за гонений, которым она подвергалась со стороны советской власти. К тому же вермахт использовал различные национальные группы, обещая им независимость после войны.

Изначально немецкая армия использовала перебежчиков в качестве вспомогательной силы для охраны важных объектов, а также обеспечению немецкой армии. Однако чем дольше шла война, тем активней вермахт вынужден был использовать добровольные формирования. Связано это было с большими потерями. К ноябрю 1941 г. группа армий «Центр» потеряла 20% личного состава, чтобы в срочном порядке восполнить их, она была вынуждена прибегнуть к созданию шести батальонов «хиви» (от Hilfswillige – добровольные помощники). Но теперь, помимо выполнения фронтовых и тыловых работ, подразделения «хиви» использовались для борьбы с партизанами и в карательных акциях. «Хиви» подразделялись на полицейские команды, охранные и боевые части. Так же часть находились на службе в строевых и тыловых немецких частях. Изначально вспомогательные подразделения рассматривались германской стороной как временная необходимость, поэтому из знаков отличия у «хиви» имелись только нарукавные повязки с надписью «На службе Германских вооруженных сил» («Im Dienst der Deutschen Wehrmacht») или «На службе войск СС». Введены они были 1 октября 1941 года, однако это постановление носило скорее рекомендательный характер, поскольку не было четкого регламента о внешнем виде повязки. Лишь 17 августа 1942 года было принято «Положение об использовании местных вспомогательных сил на востоке». Положение предписывало добровольцам размеры жалования и паёк. Единой формы по-прежнему не вводилось. Немецким солдатам предписывалось проявлять заботу о добровольцах, но не допускалось панибратство. Солдат вермахта должен отстаивать своё превосходство.

Помимо «Хиви» (состоявших преимущественно из русско-белорусского населения) началось формирование «национальных» или «восточных легионов». Изначально зимой 1941–1942 гг. было создано четыре легиона; Туркестанский, Грузинский, Армянский и Кавказско-магометанский. Первоначально формирования не имели однородного национального состава, исключением был только Армянский легион. Впоследствии проводилась работа по реорганизации данных подразделений с целью формирования более однородного, по национальному признаку, состава. Так Кавказско-магометанский легион был переименован в Азербайджанский и из его состава, как и из состава Грузинского легиона, были выведены представители различных горских народов, объединенные в Северокавказский легион. Помимо названных легионов летом 1942 года был создан Волжско-татарский [2].

Отдельно создавались казачьи части. Работа по организации казачьих подразделений ввелась на территории Украины, Дона, Кубани и Терека. Первоначально их использовали для охраны лагерей военнопленных, в последующем для борьбы с партизанами на территории Украины и Белоруссии. Казачьи части не были связаны единым командованием и несли службу в различных немецких подразделениях.

Особое место среди коллаборационистских восточных формирований занимают подразделения, созданные ещё до начала Великой Отечественной войны, такие как «Нахтигаль» и «Роланд», состоявшие из украинских добровольцев. Их идеологическим наставником являлось Объединение украинских националистов. Цель данной организации заключалась в создании независимого украинского государства в союзе с Германией. Немецкое командование использовало ОУН и их сторонников для подрывной деятельности против СССР, а также в карательных операциях на территории Польши, Украины и Белоруссии. Также ОУН способствовало оккупационному режиму, в том числе создавая отряды народной милиции из числа этнических украинцев. В последующем из различных украинских добровольных частей была создана Украинская Повстанческая армия.

С первых дней войны Германия ввела масштабную пропаганду на прифронтовых и оккупированных территориях, призывая советских солдат к добровольной сдаче в плен и сотрудничеству [3, c. 205]. Для того чтобы придать пропаганде убедительный характер немецким руководством использовались такие организации как вышеупомянутое ОУН, а также Комитет Освобождения Народов России (КОНР). Если ОУН был рассчитан на украинские территории, то на русское население должен оказать влияние КОНР, во главе которого числился Власов А.А. [6, c. 45].

Летом 1943 Гелен Рейхланд (возглавлял 12-й отдел Генштаба) выдвинул военно-политический план под условным обозначением «Акция Просвет». По воспоминаниям немецкого офицера латвийского происхождения Вильфрида Карловича: «Задачей акции «Просвет» было передать красноармейцам, что против них стоят не только немцы, но и их, борющиеся за свободную Россию, бывшие товарищи, что при переходе на немецкую сторону их будут рассматривать не как военнопленных, а как равноправных соратников в рядах русской национальной части, если они того захотят, или же они смогут мирно работать.

Гелен возлагал большие надежды на эту операцию, при условии, что она будет проводиться в сотрудничестве с Власовым и в связи с Освободительным Движением. Санкции на это у него еще не было. Но уже дано было согласие на то, чтобы придать каждой фронтовой дивизии вермахта специальные, состоящие из пяти офицеров и 15-ти иных чинов, группы русских. Эти русские группы должны были пройти в Дабендорфе краткосрочные курсы, и к концу апреля можно, было бы подготовить полторы тысячи человек. Их должны были прислать на Дабендорфские курсы из существующих добровольческих частей при генерале восточных войсках. Авторы проекта надеялись, что специальные группы в результате переходов красноармейцев вскоре вырастут до батальонов или даже до полков» [8, c. 156].

Правда, этой акции не удалось осуществиться, поскольку в сентябре 1943 г. Гитлер отдает приказ о разоружении восточных батальонов. Связано это было с военными успехами Красной армии летом 1943 г. Та категория граждан, которая сотрудничала с немцами, чтобы сохранить жизнь, увидев, что Красная армия одерживает победы, при первом удобном случае пыталась перейти на советскую сторону. Однако генерал восточных войск Гельмих убедил Гитлера в нецелесообразности данных мер. В итоге будет принято компромиссное решение - перебросить Восточные подразделения на запад. Переброска будет осуществляться с октября 1943 г. по январь 1944 г. [7, c. 197].

На западном фронте добровольные подразделения показали плохую дисциплину. Участились случаи неповиновения немецкому руководству, порой доходившие до вооруженных столкновений.

Немецкое командование проводило масштабную агитацию для увеличения числа перебежчиков, однако оно не собиралось менять политику в отношении оккупированных земель. Германия использовала Восточные подразделения в своих целях. Для этого ей и нужна была некая идея, которая сможет привлечь коллаборационистов. Эта идея была сформирована и довольно четко озвучена в обращении русского комитета: «В то же время Германия ведет войну не против Русского народа и его Родины, а лишь против большевизма. Германия не посягает на жизненное пространство Русского народа и его национально-политическую свободу» [4, c. 350]. Добровольные подразделения в столкновениях с Красной армией показали себя неэффективно – отступали при первой возможности, переходили на сторону советской армии. Порой, при переходе через фронт, «хиви» атаковали ближайшие немецкие позиции.

 

Список литературы:
1. Андреева Е. Генерал Власов и Русское Освободительное Движение. – М., 1990. – 354 с. 
2. Дробязко С.И., Каращук А. Восточные легионы и казачьи части в вермахте. – Режим доступа. – URL:http://cossac-awards.narod.ru/Legion (дата обращения 15.05.2017).
3. Казанцев А. С. Третья сила. Россия между нацизмом и коммунизмом. – М.: Посев, 1994. – 344 с.
4. Коняев Н.М. Генерал Власов. Анатомия предательства. – М.: Вече, 2008. – 480 с.
5. Коровин В.В., Манжосов А.Н., Головин Е.А., Коровин В.А. Цена предательства: коллаборационизм на территории Курской области в 1941–1943 годах и его социально-правовые последствия. Курск, 2016. – 384 с.
6. Окороков А. В. Антисоветские воинские формирования в годы Второй мировой войны. – М.: Военный университет, 2000. – 183 с.
7. Смыслов О.С. «Пятая колонна» Гитлера. От Кутепова до Власова. – М.: Вече, 2004. – 512 с.
8. Штрик-Штрикфельдт В.К. Против Сталина и Гитлера: Генерал Власов и Русское Освободительное Движение. – М.: Посев, 1993. –440 с.