Состояние и основные направления повышения эффективности государственного земельного надзора
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(7)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(7)
Состояние и основные направления повышения эффективности государственного земельного надзора
В процессе проведения земельных преобразований в Российской Федерации, произошёл переход от плановой экономики к рыночной, сложилась новая система земельных отношений, основанная на введении частной собственности на землю при сохраняющемся потребительском отношении к ее использованию, ухудшая её состояние, и в условиях переходного периода проявилось немало проблем в организации эффективного использования земли. Организация эффективного использования земли в стране является весьма актуальной проблемой и процессы, которые происходят сегодня, характеризуются множеством негативных ситуаций: опустынивание, нарастающая деградация почв, ухудшение экологии, запустение и зарастание пашни, множество не правовых действий в отношении земли. Предотвращению всех этих негативных проявлений служит деятельность органов земельного надзора. Большая роль принадлежит Россельхознадзору, деятельность которого направлена на устранение недостатков в землепользовании и повышение эффективности использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения [1, с. 150–184].
Имеет место ряд недостатков в организации ведения государственного земельного надзора.
В СССР вся полнота функций и полномочий по осуществлению государственного надзора за землями принадлежала Главному управлению землепользования и землеустройства Минсельхоза СССР. С развалом Советского Союза, формировалась новая система управления земельными ресурсами, постепенно от единой системы контроля, стали передавать часть функций другим структурам. В 90-ее годы ХХ века, для проведения Земельной реформы создан Государственный комитет РСФСР по земельной реформе (Госкомзем), на который возложена вся полнота функций и полномочий по использованию и охране земельных ресурсов. Следует отметить, что концентрация всех прав ведения земельным фондом в одних руках Госкомзема дала весьма положительные результаты, и позволила сформировать и в полном объеме реализовать программу земельной реформы на первый год её реализации. Централизованная система управления земельными ресурсами дает возможность максимально в короткий срок, достаточно достоверно и эффективно решать вопросы землепользования без дублирования функций и полномочий. До середины 1998 года Госкомзем сохранялся как самостоятельный орган, пока его функции и полномочия не распределились по ряду министерств и ведомств. Так сформировалась ныне существующая система государственного земельного контроля, разделённая между рядом государственных служб: Росреестр, Росприроднадзор, Россельхознадзор [3].
Анализируя прошлое и настоящее государственного земельного контроля, считаем что, существовавшая ранее система была намного эффективнее, чем система, сложившаяся в нынешнее время. Дублирование функций и полномочий государственных органов приводит к снижению его эффективности. Более целесообразно иметь один федеральный орган исполнительной власти, под контролем которого будут все земли, а полномочия по осуществлению специфического надзора на разных категориях земель разделить между соответствующими подразделениями этого органа. Это в разы сократит затраты и упростит технологии и процедуры, которые создадут условия для осуществления эффективного контроля.
Ликвидация профессиональных организаций и финансирования землеустройства, отказ от разработки установленной Федеральным законом Российской Федерации от 18.06.2001 №78-ФЗ «O землеустройстве» землеустроительной документации, определили следующие последствия:
· потеря достоверной информации и баз данных o количественном и качественном состоянии земель;
· разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры;
· распространение пространственных недостатков: чересполосица, вкрапливания, вклинивания и др.
На землях сельскохозяйственного назначения не проведена инвентаризация, большинство земельных участков не стоят на кадастровом учете, а значит не зарегистрированы [3].
Все это не позволяет сформировать достоверную информацию о земельных участках, их границах, качественных характеристиках и местоположении. Большинство земель сельскохозяйственного назначения являются приграничными зонами между муниципальными образованиями, и в отсутствии четкой границы, отсутствует достоверные сведения о границах муниципальных образований. В результате государство несет огромные потери за счет снижения общей суммы бюджетных поступлении от регистрации сделок с земельными долями и другими земельными участками.
Главными недостатками сегодняшнего кадастра объектов недвижимости является его фрагментарность, наличие сведений в нем лишь о 10–15% законно используемых земельных участков, т.к. сведения в Едином государственном реестре земель имеются только о земельных участках, поставленных на кадастровый учет по «Заявительному принципу». Это крайне плохо, так как нет достоверной и полной информации о земельном фонде в целом. Об этом говорилось на Заседании президиума Госсовета в Ярославле 12 ноября 2016г.
Надзор за состоянием сельскохозяйственных земель возложен на Россельхознадзор, который ежегодно составляет доклад о результатах проведенной работы. Анализируя показатели можно сделать вывод, что количество проверок ежегодно существенно увеличивается, но самое главное увеличилось число выявленных и устраненных нарушений. Это говорит о повышении эффективности проводимой работы и исправлению ранее выявленных недочётов в осуществлении земельного надзора [7].
Как правило, доминирующим видом нарушений является неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, что является следствием отсутствия контроля над исполнением предписаний. Систематическое не устранение нарушений в течение длительного времени, наносит вред в различных его проявлениях, в частности в деградации плодородного слоя почвы, в ухудшении экологии, и в целом снижении эффективности надзора. Включение в перечень полномочий и обязанностей при осуществлении государственного земельного надзора, такого важного и необходимого момента, как контроль исполнения собственником земли предписания в течение года, несомненно, сократит количество не устраняемых правонарушений, а значит и вреда от их последствий.
Россельхознадзором проводится достаточно эффективная работа по взысканию ущерба, нанесённого почвам противоправными действиями собственников. Эта форма воздействия имеет приоритетное значение, но является следствием уже совершённого правонарушения и причинённого вреда. Необходимо изменить подход к ответственности, своевременно предупреждать и предотвращать земельные правонарушения, увеличить размеры штрафных санкций, что сократит и сдержит умышленное совершение нарушений, а при систематическом и грубом неисполнении предписанных требований либо повлекших уничтожение плодородного слоя почвы и невосполнимый ущерб, позволит ставить вопрос об изъятии земельного участка, а в отдельных случаях применять меры уголовной ответственности. Это значительно сократит число совершаемых правонарушений и повысит эффективность земельного надзора.
К числу первоочередных мероприятий, способствующих повышению эффективности и результативности государственного земельного надзора и экономической эффективности использования земли, автором предлагается следующее:
· создание централизованной системы охраны и управления земельными ресурсами;
· отмена заявительного принципа постановки на кадастровый учет, и проведение комплекса мер по постановке всех земельных участков на учет;
· ужесточение штрафных санкций, расширение и дополнение перечня критериев, нарушение которых повлечет за собой изъятие земельных участков, с передачей их в лучшее использование другому землевладельцу, исключая при этом государственные латифундии и простаивание земли как изъятой, или применение мер уголовной ответственности к нарушителям;
· включить в перечень полномочий и обязанностей при осуществлении государственного земельного надзора, контроль исполнения выданных предписаний об устранении выявленных нарушений земельного законодательства.
В заключении хочется обратиться к страницам истории. Испокон веков система управления земельными ресурсами нашей страны переживала множественные преобразования и реформации. Но во все времена её главными задачами были охрана, рациональное, целевое и эффективное использование земли. В настоящее время, эти позиции слабы, ввиду существующих недостатков системы управления земельными ресурсами. К сожалению, многие из названных ранее предложений исключены из современной практики регулирования земельных отношений, и использование их было бы весьма полезным для существенного повышения эффективности использования земельного фонда страны. И наша задача предотвратить негативные факторы воздействия на почву в результате хозяйственной деятельности, сохранить качество земли, как народное достояние, основу и источник всего живого нашей планеты для будущих поколений.