Статья:

Состояние и основные направления повышения эффективности государственного земельного надзора

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №7(7)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Кучугуров В.В., Хлыстун В.Н. Состояние и основные направления повышения эффективности государственного земельного надзора // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 7(7). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/7/22409 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Состояние и основные направления повышения эффективности государственного земельного надзора

Кучугуров Виталий Васильевич
магистрант ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», РФ, г.Москва
Хлыстун Виктор Николаевич
ак. РАН, д-р экон. наук, проф. ФГБОУ ВО «Государственный университет по землеустройству», РФ, г.Москва

 

В процессе проведения земельных преобразований в Российской Федерации, произошёл переход от плановой экономики к рыночной, сложилась новая система земельных отношений, основанная на введении частной собственности на землю при сохраняющемся потребительском отношении к ее использованию, ухудшая её состояние, и в условиях переходного периода проявилось немало проблем в организации эффективного использования земли. Организация эффективного использования земли в стране является весьма актуальной проблемой и процессы, которые происходят сегодня, характеризуются множеством негативных ситуаций: опустынивание, нарастающая деградация почв, ухудшение экологии, запустение и зарастание пашни, множество не правовых действий в отношении земли. Предотвращению всех этих негативных проявлений служит деятельность органов земельного надзора. Большая роль принадлежит Россельхознадзору, деятельность которого направлена на устранение недостатков в землепользовании и повышение эффективности использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения [1, с. 150–184].

Имеет место ряд недостатков в организации ведения государственного земельного надзора.

В СССР вся полнота функций и полномочий по осуществлению государственного надзора за землями принадлежала Главному управлению землепользования и землеустройства Минсельхоза СССР. С развалом Советского Союза, формировалась новая система управления земельными ресурсами, постепенно от единой системы контроля, стали передавать часть функций другим структурам. В 90-ее годы ХХ века, для проведения Земельной реформы создан Государственный комитет РСФСР по земельной реформе (Госкомзем), на который возложена вся полнота функций и полномочий по использованию и охране земельных ресурсов. Следует отметить, что концентрация всех прав ведения земельным фондом в одних руках Госкомзема дала весьма положительные результаты, и позволила сформировать и в полном объеме реализовать программу земельной реформы на первый год её реализации. Централизованная система управления земельными ресурсами дает возможность максимально в короткий срок, достаточно достоверно и эффективно решать вопросы землепользования без дублирования функций и полномочий. До середины 1998 года Госкомзем сохранялся как самостоятельный орган, пока его функции и полномочия не распределились по ряду министерств и ведомств. Так сформировалась ныне существующая система государственного земельного контроля, разделённая между рядом государственных служб: Росреестр, Росприроднадзор, Россельхознадзор [3].

Анализируя прошлое и настоящее государственного земельного контроля, считаем что, существовавшая ранее система была намного эффективнее, чем система, сложившаяся в нынешнее время. Дублирование функций и полномочий государственных органов приводит к снижению его эффективности. Более целесообразно иметь один федеральный орган исполнительной власти, под контролем которого будут все земли, а полномочия по осуществлению специфического надзора на разных категориях земель разделить между соответствующими подразделениями этого органа. Это в разы сократит затраты и упростит технологии и процедуры, которые создадут условия для осуществления эффективного контроля.

Ликвидация профессиональных организаций и финансирования землеустройства, отказ от разработки установленной Федеральным законом Российской Федерации от 18.06.2001 №78-ФЗ «O землеустройстве» землеустроительной документации, определили следующие последствия:

·     потеря достоверной информации и баз данных o количественном и качественном состоянии земель;

·     разрушение сельскохозяйственной инфраструктуры;

·     распространение пространственных недостатков: чересполосица, вкрапливания, вклинивания и др.

На землях сельскохозяйственного назначения не проведена инвентаризация, большинство земельных участков не стоят на кадастровом учете, а значит не зарегистрированы [3].

Все это не позволяет сформировать достоверную информацию о земельных участках, их границах, качественных характеристиках и местоположении. Большинство земель сельскохозяйственного назначения являются приграничными зонами между муниципальными образованиями, и в отсутствии четкой границы, отсутствует достоверные сведения о границах муниципальных образований. В результате государство несет огромные потери за счет снижения общей суммы бюджетных поступлении от регистрации сделок с земельными долями и другими земельными участками.

Главными недостатками сегодняшнего кадастра объектов недвижимости является его фрагментарность, наличие сведений в нем лишь о 10–15% законно используемых земельных участков, т.к. сведения в Едином государственном реестре земель имеются только о земельных участках, поставленных на кадастровый учет по «Заявительному принципу». Это крайне плохо, так как нет достоверной и полной информации о земельном фонде в целом. Об этом говорилось на Заседании президиума Госсовета в Ярославле 12 ноября 2016г.

Надзор за состоянием сельскохозяйственных земель возложен на Россельхознадзор, который ежегодно составляет доклад о результатах проведенной работы. Анализируя показатели можно сделать вывод, что количество проверок ежегодно существенно увеличивается, но самое главное увеличилось число выявленных и устраненных нарушений. Это говорит о повышении эффективности проводимой работы и исправлению ранее выявленных недочётов в осуществлении земельного надзора [7].

Как правило, доминирующим видом нарушений является неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, что является следствием отсутствия контроля над исполнением предписаний. Систематическое не устранение нарушений в течение длительного времени, наносит вред в различных его проявлениях, в частности в деградации плодородного слоя почвы, в ухудшении экологии, и в целом снижении эффективности надзора. Включение в перечень полномочий и обязанностей при осуществлении государственного земельного надзора, такого важного и необходимого момента, как контроль исполнения собственником земли предписания в течение года, несомненно, сократит количество не устраняемых правонарушений, а значит и вреда от их последствий.

Россельхознадзором проводится достаточно эффективная работа по взысканию ущерба, нанесённого почвам противоправными действиями собственников. Эта форма воздействия имеет приоритетное значение, но является следствием уже совершённого правонарушения и причинённого вреда. Необходимо изменить подход к ответственности, своевременно предупреждать и предотвращать земельные правонарушения, увеличить размеры штрафных санкций, что сократит и сдержит умышленное совершение нарушений, а при систематическом и грубом неисполнении предписанных требований либо повлекших уничтожение плодородного слоя почвы и невосполнимый ущерб, позволит ставить вопрос об изъятии земельного участка, а в отдельных случаях применять меры уголовной ответственности. Это значительно сократит число совершаемых правонарушений и повысит эффективность земельного надзора.

К числу первоочередных мероприятий, способствующих повышению эффективности и результативности государственного земельного надзора и экономической эффективности использования земли, автором предлагается следующее:

· создание централизованной системы охраны и управления земельными ресурсами;

· отмена заявительного принципа постановки на кадастровый учет, и проведение комплекса мер по постановке всех земельных участков на учет;

· ужесточение штрафных санкций, расширение и дополнение перечня критериев, нарушение которых повлечет за собой изъятие земельных участков, с передачей их в лучшее использование другому землевладельцу, исключая при этом государственные латифундии и простаивание земли как изъятой, или применение мер уголовной ответственности к нарушителям;

· включить в перечень полномочий и обязанностей при осуществлении государственного земельного надзора, контроль исполнения выданных предписаний об устранении выявленных нарушений земельного законодательства.

В заключении хочется обратиться к страницам истории. Испокон веков система управления земельными ресурсами нашей страны переживала множественные преобразования и реформации. Но во все времена её главными задачами были охрана, рациональное, целевое и эффективное использование земли. В настоящее время, эти позиции слабы, ввиду существующих недостатков системы управления земельными ресурсами. К сожалению, многие из названных ранее предложений исключены из современной практики регулирования земельных отношений, и использование их было бы весьма полезным для существенного повышения эффективности использования земельного фонда страны. И наша задача предотвратить негативные факторы воздействия на почву в результате хозяйственной деятельности, сохранить качество земли, как народное достояние, основу и источник всего живого нашей планеты для будущих поколений.

 

Список литературы:
1. Волков С. Н. Землеустройство [Текст]: учеб. пособ.: в 9 т. / С.Н. Волков. – М.: Колос, 2001–2009.
2. Забелин И.Е. Русская история. Русские древности, или археология. Курс лекций [Текст]: Учебник / И.Е. Забелин (под ред. С.Н.Волков, И.И. Широкорад). – М.: ООО «Гралия», 2009. – 567 с.
3. Крассов О.И. Государственное управление рациональным использованием и охраной земель в СССР – [Электронный ресурс] – http://www.law.edu.ru/article - статья в интернете.
4. Российская Федерация. Конституция. Конституция Российской Федерации [Текст]. – М.: Издательство Проспект, 2014. – 40 с. 
5. Российская Федерация. Законы. Земельный кодекс Российской Федерации – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.garant.ru.
6. Российская Федерация. Законы. О землеустройстве – [Электронный ресурс]: федер. закон: [принят Гос. Думой 24 мая 2001 г.: одобр. Советом Федерации 6 июня 2001 г., № 78-ФЗ]: (в ред. от 18.07.2011 № 242-ФЗ) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=117090;div=LAW;dst=100005 (дата обращения 14.11.2016).
7. Российская Федерация. Законы. О государственном земельном надзоре – [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 № 1 - Режим доступа: http://www.garant.ru.
8. Хлыстун В.Н. Четверть века земельных преобразований: намерения и результаты [Статья]: Журнал / Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий №10. – М.: 2015. – 13–17 с. 
9. Хлыстун В.Н., Варламов А.А. История земельных отношений и землеустройства [Текст]: учеб. пособие для вузов / В.Н. Хлыстун, А.А. Варламов, С.А. Гальченко; (под ред. А.А. Варламова. – М.: Колос, 2000.
10. http://www.mcx.ru/– официальный сайт Минсельхоза РФ.