Элективные курсы по информатике в средней школе на углубленном уровне
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(70)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(70)
Элективные курсы по информатике в средней школе на углубленном уровне
При углубленном обучении в старшей школе на элективные курсы отводится примерно 20% всего объема учебного времени.
Элективные учебные курсы – обязательные учебные предметы по выбору учащихся на ступени среднего (полного) общего образования [1].
Направленность и тематику элективных курсов учащийся выбирает самостоятельно, ориентируясь на собственные интересы и предпочтения. Это дает возможность обеспечить дифференцированное и вариативное образование [2].
Для современного общества характерно смещение преобладающего вида деятельности к сфере информационных технологий и процессов. Что в свою очередь, приводит к увеличению роли подготовки учащихся в области информатики. Способствовать этому могут элективные курсы по информатике [4].
Можно выделить четыре основных типа элективных курсов по информатике: предметные (элективные курсы углубленного уровня подготовки); репетиционные (элективные курсы повышенного уровня подготовки); межпредметные; надпредметные.
Предметный элективный курс – перед ним стоят задачи углубления, расширения материала учебного предмета, входящего в учебный план [1].
Репетиционный элективный курс – перед ним стоят задачи: ликвидации имеющихся "пробелов в знаниях" старшеклассника по предметам избранного профиля за предыдущие годы; подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по информатике по отдельным, наиболее сложным разделам учебных программ.
Межпредметный элективный курс – перед ним стоят задачи укрепления межпредметных связей и интеграции знаний учащихся о природе и обществе [3].
Надпредметный (непредметный) элективный курс – он решает задачи общекультурного развития и удовлетворения интересов обучающихся к тем областям знаний, которые отсутствуют в учебном плане.
Продолжительность элективного курса может иметь разный объем: от 12 часов до 136 часов. Рекомендуемый объем составляет 34-68 часов.
При разработке элективного курса по информатике автору необходимо учесть следующие важные моменты [2]:
- элективный курс должен отличаться по содержанию от предмета;
- формы работы учащихся по большей части должны быть практической направленности;
- учебно-методический комплекс по элективному курсу может содержать школьные учебники, учебники для профессионального образования, рабочие тетради, научно-популярные издания и так далее.
Процесс составления элективного курса можно разделить на следующие этапы:
- Анализ содержание учебного предмета, включающего в себя выбранную тематику.
- Выявление отличий содержания элективного курса от школьного курса, включающего его тематику.
- Формулирование темы, целей, функции элективного курса и отбор его содержания.
- Выделение в содержании курса модулей, тем, разделов.
- Составление списка литературы, на которую опирается разрабатываемый курс.
- Определение основных видов деятельности учащихся и их описание.
- Определение форм отчетности и критериев освоения программы курса.
Элективный курс предполагает возможность использования различных форм отчетности, на усмотрение учителя и школы. Это могут быть оценочная, зачетная или проектная формы [2].
Один из возможных вариантов оценивания – портфолио. Портфолио – это портфель индивидуальных образовательных достижений обучающегося.
Портфолио является формой действительного оценивания образовательных результатов учащихся по созданному ими продукту, поэтому, использование портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения [5].
Оценка портфолио в целом, а так же отдельных результатов (работ), входящих в него может быть качественной и (или) количественной.
Портфолио может быть представлено несколькими моделями. Одной из них является комплексная модель портфолио. При использовании такой модели портфолио включает в себя несколько разделов: текущие работы; наивысшие достижения; рефлексивный блок (материалы по самооцениванию, полученные отзывы, рекомендательные письма и тому подобное) [5].
Стоит отметить, что касаемо элективных курсов по информатике, целесообразно использовать электронный портфолио, так как большинство работ учащихся представлены именно в электронном виде, эти работы могут быть дополнены отсканированными (фотографиями) работами, письмами, отзывами и тому подобное, представленными на бумажных или иных носителях.
Итоговая аттестация учащихся по результатам изучения элективного курса может быть представлена в различных видах: зачетная работа (экзамен, тест), защита проекта, представление портфолио. Так же возможно использование накопительной итоговой оценки, то есть, результаты в баллах по каждому выполненному заданию складываются по окончании курса.
При выборе формы отчетности по элективному курсу нужно учитывать предполагаемые в курсе виды и формы деятельности учащихся. Например, если основной вид деятельности практические работы и лабораторные работы, то лучше подходит защита проекта или портфолио. Если основные виды деятельности направлены на работу с научной и справочной литературой, то в качестве формы отчетности можно выбрать зачетные (экзаменационные) мероприятия, проведение круглых столов, дискуссий и подобных мероприятий.