Статья:

Элективные курсы по информатике в средней школе на углубленном уровне

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(70)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Рыльцева г.А. Элективные курсы по информатике в средней школе на углубленном уровне // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 19(70). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/70/52693 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Элективные курсы по информатике в средней школе на углубленном уровне

Рыльцева галина Александровна
магистрант, Московский Городской Педагогический Университет, Институт Цифрового Образования, РФ, г. Москва

 

При углубленном обучении в старшей школе на элективные курсы отводится примерно 20% всего объема учебного времени.

Элективные учебные курсы – обязательные учебные предметы по выбору учащихся на ступени среднего (полного) общего образования [1].

Направленность и тематику элективных курсов учащийся выбирает самостоятельно, ориентируясь на собственные интересы и предпочтения. Это дает возможность обеспечить дифференцированное и вариативное образование [2].

Для современного общества характерно смещение преобладающего вида деятельности к сфере информационных технологий и процессов. Что в свою очередь, приводит к увеличению роли подготовки учащихся в области информатики. Способствовать этому могут элективные курсы по информатике [4].

Можно выделить четыре основных типа элективных курсов по информатике: предметные (элективные курсы углубленного уровня подготовки); репетиционные (элективные курсы повышенного уровня подготовки); межпредметные; надпредметные.

Предметный элективный курс – перед ним стоят задачи углубления, расширения материала учебного предмета, входящего в учебный план [1].

Репетиционный элективный курс – перед ним стоят задачи: ликвидации имеющихся "пробелов в знаниях" старшеклассника по предметам избранного профиля за предыдущие годы; подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ) по информатике по отдельным, наиболее сложным разделам учебных программ.

Межпредметный элективный курс – перед ним стоят задачи укрепления межпредметных связей и интеграции знаний учащихся о природе и обществе [3].

Надпредметный (непредметный) элективный курс – он решает  задачи общекультурного развития и удовлетворения интересов обучающихся к тем областям знаний, которые отсутствуют в учебном плане.

Продолжительность элективного курса может иметь разный объем: от 12 часов до 136 часов. Рекомендуемый объем составляет 34-68 часов.

При разработке элективного курса по информатике автору необходимо учесть следующие важные моменты [2]:

  • элективный курс должен отличаться по содержанию от предмета;
  • формы работы учащихся по большей части должны быть практической направленности;
  • учебно-методический комплекс по элективному курсу может содержать школьные учебники, учебники для профессионального образования, рабочие тетради, научно-популярные издания и так далее.

Процесс составления элективного курса можно разделить на следующие этапы:

  1. Анализ содержание учебного предмета, включающего в себя выбранную тематику.
  2. Выявление отличий содержания элективного курса от школьного курса, включающего его тематику.
  3. Формулирование темы, целей, функции элективного курса и отбор его содержания.
  4. Выделение в содержании курса модулей, тем, разделов.
  5. Составление списка литературы, на которую опирается разрабатываемый курс.
  6. Определение основных видов деятельности учащихся и их описание.
  7. Определение форм отчетности и критериев освоения программы курса.

Элективный курс предполагает возможность использования  различных форм отчетности, на усмотрение учителя и школы. Это могут быть оценочная, зачетная или проектная формы [2].

Один из возможных вариантов оценивания – портфолио. Портфолио – это портфель индивидуальных образовательных достижений обучающегося.

Портфолио является формой действительного оценивания образовательных результатов учащихся по созданному ими продукту, поэтому, использование портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения [5].

Оценка портфолио в целом, а так же отдельных результатов (работ), входящих в него может быть качественной и (или) количественной.

Портфолио может быть представлено несколькими моделями. Одной из них является комплексная модель портфолио. При использовании такой модели портфолио включает в себя несколько разделов: текущие работы; наивысшие достижения; рефлексивный блок (материалы по самооцениванию, полученные отзывы, рекомендательные письма и тому подобное) [5].

Стоит отметить, что касаемо элективных курсов по информатике, целесообразно использовать электронный портфолио, так как большинство работ учащихся представлены именно в электронном виде, эти работы могут быть дополнены отсканированными (фотографиями) работами, письмами, отзывами и тому подобное, представленными на бумажных или иных носителях.

Итоговая аттестация учащихся по результатам изучения элективного курса может быть представлена в различных видах: зачетная работа (экзамен, тест), защита проекта, представление портфолио. Так же возможно использование накопительной итоговой оценки, то есть, результаты в баллах по каждому выполненному заданию складываются по окончании курса.

При выборе формы отчетности по элективному курсу нужно учитывать предполагаемые в курсе виды и формы деятельности учащихся. Например, если основной вид деятельности практические работы и лабораторные работы, то лучше подходит защита проекта или портфолио. Если основные виды деятельности направлены на работу с научной и справочной литературой, то в качестве формы отчетности можно выбрать зачетные (экзаменационные) мероприятия, проведение круглых столов, дискуссий и подобных мероприятий.

 

Список литературы:
1. Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 N 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов» [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации ; [отв. л. Е. Л. Низенко]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=505578, доступ ограничен по времени суток.
2. Ходаев, О. К. Элективные курсы, как один из основных элементов профильного обучения [Текст] / О. К. Ходаев // Организация предпрофильного и профильного обучения в образовательных учреждениях Москвы / отв. ред. Курнешова Л. Е. — М. : Центр «Школьная кн.», 2007. — 384 с. — (Серия «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в Москве»).
3. Орлов, В. А. Типология элективных курсов и их роль в организации профильного обучения [Электронный ресурс] / В. А. Орлов // Интернет-журнал «Эйдос». — 2003. — 16 апр. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа : http://www.eidos.ru/journal/2003/0416.htm, свободный.
4. Левченко И.В., Лагашина Н.И. Элективные курсы по информатике как средство формирования профессионального самоопределения учащихся старших классов в условиях информатизации образования // Вестник РУДН Серия «Информатизация образования». – М.: РУДН, 2008. № 2. – С.98-102
5. Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 N 03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения» [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации ; [отв. л. Е. Л. Низенко]. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=EXP;n=505581, доступ ограничен по времени суток.