Вопросы организации и руководства воспитательной деятельностью студентов на педагогической практике в школе
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(70)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(70)
Вопросы организации и руководства воспитательной деятельностью студентов на педагогической практике в школе
Аннотация. Исследование действенных путей и формы их подготовки к воспитательной работе в школе.
Ключевые слова: Физическое воспитание, педагогическая работа.
Необходимость улучшения подготовки и переподготовки учительских кадров. Особая роль в решении этой задачи принадлежит высшей школе, которая призвана обеспечить высокую эффективность и качество работы общеобразовательной школы.
Одним из важнейших направлений в работе педагогического вуза на современном этапе является отличная подготовка студентов к воспитательной работе с учащимися.
Мы поставили перед собой задачу: в процессе работы со студентами факультета психологии и педагогики исследовать некоторые реальные и действенные пути и формы их подготовки к воспитательной работе в школе.
Ее решению предшествовало выявление у студентов-первокурсников педагогических умений.
На основании изучения школьных характеристик абитуриентов зачисленных на 1 курс факультета психологии и педагогика материалов опроса, анкет, наблюдений классных руководителей, учителей физкультуры условно выделили три группы студентов.
В основу такой группировки были положены имеющиеся у первокурсников педагогические знания и умения, необходимые для проведения воспитательной работы в школе.
В первую группу вошли студенты, которые до поступления в институт обладали некоторыми умениями как воспитатели, работали старшими вожатыми, инструкторами по физической культуре, активно участвовали в общественно полезной деятельности класса, школы, ДЮСШ.
Вторую группу составили студенты, которые до поступления в институт не имели опыта воспитательной деятельности, но принимали определенное участие в работе классного руководителя, учителя физкультуры, тренера.
К третьей группе были отнесены студенты, не имеющие педагогических знаний и умений в воспитательной работе.
Таким образом, студенты первокурсники в разной степени располагают умениями вести воспитательную работу в школе. Исходя из этого, мы наметили пути и формы их подготовки к воспитательной работе с учащимися, которые включали следующее:
- Использование курса «Введение в учительскую специальность», одной из задач которого является привитие студентам интереса уважения и любви к профессии учителя-воспитателя. Лекция курса насыщаются материалом разъясняющего, обучающе-развивающего, проблемного характера. В них освещается богатый опыт работы учителей физкультуры.
- Усиление педагогической направленности лекций и семинарских занятий по другим учебным дисциплинам (гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры). Процесс приобретения студентами умений воспитателя осуществляется успешнее, если устанавливаются взаимосвязь и взаимодействие дисциплин психолого-педагогического цикла со специальными дисциплинами.
- Активное включение студентов в общественно-педагогическую практику в школе, вовлечение в систематическую работу с учащимися по месту жительства, во внешкольных учреждений (спортивные секции в общеобразовательных школах).
- Разработка профессионально-педагогических задач и заданий по темам семинарских занятий, в ходе написания курсовых, дипломных и научных студенческих работ.
- Введение специальных семинаров «Методика комсомольской и пионерской работы в школе», «Методика работы классного руководителя».
- Вовлечение студентов в общественную работу студенческих коллективов с учетом интересов, склонностей и наличия умений по ее организации.
- Проведение конкурса творческих сочинений во внеаудиторное время в системе курса «Введение в учительскую специальность» по таким общим темам: «Мой любимый учитель физкультуры», «Мои первые шаги в роли учителя-воспитателя».
В соответствии с уровнем подготовленности студентов к воспитательной работе в школе мы и осуществляем руководство их воспитательной деятельностью во время педагогических практик. Как показывает опыт, здесь есть свои особенности.
Первая особенность – обстановка, в которой проходит практика. Большинство студентов находятся не в привычных условиях института, а в новых – в школе. Здесь им доверены дети, которых они обучают и воспитывают. В то же время студенты учатся и воспитываются сами.
Большая часть студентов осваивается со школой успешно и более или менее уверенно начинают свои первые уроки и первые шаги как воспитатели. Однако бывают случаи, когда отдельные студенты боятся проводить первый самостоятельный урок.
Методист и учитель физической культуры школы должны помочь таким студентам преодолеть «психологический барьер», чтобы они смогли успешно провести предстоящую практику.
Вторая особенность – воспитание интереса и любви к педагогической работе. Именно здесь, на педагогической практике, в наибольшей мере создаются условия для воспитания этих качеств.
Студентам активно помогают методист и учитель физкультуры. Частое общение студентов – практикантов с методистом приводит к установлению контакта между ними, без которого не обойтись в воспитательной работе.
Практиканты убеждаются в ценности советов методиста, в его желании искренне помочь им. В результате у студентов возникает уважение к групповому руководителю как к воспитателю, а вместе с этим возрастает и его авторитет.
Однако, располагая большими воспитательными возможностями, методист не всегда может их реализовать. Более того, они могут быть упущены и извращены. Это может случиться по следующим причинам:
1) если методист будет уделять мало времени и внимания практике;
2) если по уровню своей подготовленности он не в состоянии дать студентам то, что они от него должны получить;
3) если в группе будет много студентов, он окажется не в состоянии руководить иначе как поверхностно;
4) если студенты группы не будут сплочены в дружный, активный и дисциплинированный коллектив, объединенный единством цели и действий;
5) если со стороны методиста не будет должным образом осуществляться контроль и учет за своевременным выполнением студентами программы педагогической практики.
Наблюдая за студентами в ходе практики, мы обращаем внимание на то, как они проводят воспитательные мероприятия, уроки, секционные занятия, принимают участие в разборах проведенных уроков, оказывают помощь товарищам.
Это дает возможность лучше изучать их личностные качества, использовать эти данные в воспитательной работе.
В процессе наблюдений за студентами обращается внимание и на их деятельность как воспитателей.
Уже в начале предстоящей практики, особенно студенты 3 курса, к ним предъявляются повышенные требования по соблюдению правил поведения в школе, выполнению в срок и качественно требований программы практики.
Важными источниками изучения воспитательной деятельности студентов – практикантов являются дневники и документация, которую они составляют (планы, конспекты).
Используя беседу как метод изучения практикантов, мы получаем интересующие нас сведения от самих студентов, а не только от преподавателей и деканата. При этом очень важно в беседах соблюдать тактичность и уважение.
Качество проведения студентами практики оценивается также с помощью заданий, связанных с ней.
В заключение отметим, что для руководства педагогической практикой студентов в школе необходимо подбирать преподавателей, имеющих опыт работы в качестве учителя-воспитателя, глубоко знающих возрастные и индивидуальные психологические особенности учащихся.
Тогда они будут в состоянии осуществлять руководство студентами на должном организационном и научно-методическом уровне, а не сводить свою функцию к роли своеобразного диспетчера, который только раздает задания и наблюдает за общим порядком, в группе.