Статья:

Вопросы организации и руководства воспитательной деятельностью студентов на педагогической практике в школе

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(70)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Шашина А.В., Жесткова Ю.К. Вопросы организации и руководства воспитательной деятельностью студентов на педагогической практике в школе // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 19(70). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/70/52804 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Вопросы организации и руководства воспитательной деятельностью студентов на педагогической практике в школе

Шашина Анастасия Викторовна
студент Елабужского Института Казанского Федерального Университета, РФ, г. Елабуга
Жесткова Юлия Константиновна
старший преподаватель Елабужского института Казанского Федерального Университета, РФ, г. Елабуга

 

Аннотация. Исследование действенных путей и формы их подготовки к воспитательной работе в школе.

 

Ключевые слова: Физическое воспитание, педагогическая работа.

 

Необходимость улучшения подготовки и переподготовки учительских кадров. Особая роль в решении этой задачи принадлежит высшей школе, которая призвана обеспечить высокую эффективность и качество работы общеобразовательной школы.

Одним из важнейших направлений в работе педагогического вуза на современном этапе является отличная подготовка студентов к воспитательной работе с учащимися.

Мы поставили перед собой задачу: в процессе работы со студентами факультета психологии и педагогики исследовать некоторые реальные и действенные пути и формы их подготовки к воспитательной работе в школе.

Ее решению предшествовало выявление у студентов-первокурсников педагогических умений.

На основании изучения школьных характеристик абитуриентов зачисленных на 1 курс факультета психологии и педагогика материалов опроса, анкет, наблюдений классных руководителей, учителей физкультуры условно выделили три группы студентов.

В основу такой группировки были положены имеющиеся у первокурсников педагогические знания и умения, необходимые для проведения воспитательной работы в школе.

В первую группу вошли студенты, которые до поступления в институт обладали некоторыми умениями как воспитатели, работали старшими вожатыми, инструкторами по физической культуре, активно участвовали в общественно полезной деятельности класса, школы, ДЮСШ.

Вторую группу составили студенты, которые до поступления в институт не имели опыта воспитательной деятельности, но принимали определенное участие в работе классного руководителя, учителя физкультуры, тренера.

К третьей группе были отнесены студенты, не имеющие педагогических знаний и умений в воспитательной работе.

Таким образом, студенты первокурсники в разной степени располагают умениями вести воспитательную работу в школе. Исходя из этого, мы наметили пути и формы их подготовки к воспитательной работе с учащимися, которые включали следующее:

  1. Использование курса «Введение в учительскую специальность», одной из задач которого является привитие студентам интереса уважения и любви к профессии учителя-воспитателя. Лекция курса насыщаются материалом разъясняющего, обучающе-развивающего, проблемного характера. В них освещается богатый опыт работы учителей физкультуры.
  2. Усиление педагогической направленности лекций и семинарских занятий по другим учебным дисциплинам (гимнастика, легкая атлетика, спортивные и подвижные игры). Процесс приобретения студентами умений воспитателя осуществляется успешнее, если устанавливаются взаимосвязь и взаимодействие дисциплин психолого-педагогического цикла со специальными дисциплинами.
  3. Активное включение студентов в общественно-педагогическую практику в школе, вовлечение в систематическую работу с учащимися по месту жительства, во внешкольных учреждений (спортивные секции в общеобразовательных школах).
  4. Разработка профессионально-педагогических задач и заданий по темам семинарских занятий, в ходе написания курсовых, дипломных и научных студенческих работ.
  5. Введение специальных семинаров «Методика комсомольской и пионерской работы в школе», «Методика работы классного руководителя».
  6. Вовлечение студентов в общественную работу студенческих коллективов с учетом интересов, склонностей и наличия умений по ее организации.
  7. Проведение конкурса творческих сочинений во внеаудиторное время в системе курса «Введение в учительскую специальность» по таким общим темам: «Мой любимый учитель физкультуры», «Мои первые шаги в роли учителя-воспитателя».

В соответствии с уровнем подготовленности студентов к воспитательной работе в школе мы и осуществляем руководство их воспитательной деятельностью во время педагогических практик. Как показывает опыт, здесь есть свои особенности.

Первая особенность – обстановка, в которой проходит практика. Большинство студентов находятся не в привычных условиях института, а в новых – в школе. Здесь им доверены дети, которых они обучают и воспитывают. В то же время студенты учатся и воспитываются сами.

Большая часть студентов осваивается со школой успешно и более или менее уверенно начинают свои первые уроки и первые шаги как воспитатели. Однако бывают случаи, когда отдельные студенты боятся проводить первый самостоятельный урок.

Методист и учитель физической культуры школы должны помочь таким студентам преодолеть «психологический барьер», чтобы они смогли успешно провести предстоящую практику.

Вторая особенность – воспитание интереса и любви к педагогической работе. Именно здесь, на педагогической практике, в наибольшей мере создаются условия для воспитания этих качеств.

Студентам активно помогают методист и учитель физкультуры. Частое общение студентов – практикантов с методистом приводит к установлению контакта между ними, без которого не обойтись в воспитательной работе.

Практиканты убеждаются в ценности советов методиста, в его желании искренне помочь им. В результате у студентов возникает уважение к групповому руководителю как к воспитателю, а вместе с этим возрастает и его авторитет.

Однако, располагая большими воспитательными возможностями, методист не всегда может их реализовать. Более того, они могут быть упущены и извращены. Это может случиться по следующим причинам:

1) если методист будет уделять мало времени и внимания практике;

2) если по уровню своей подготовленности он не в состоянии дать студентам то, что они от него должны получить;

3) если в группе будет много студентов, он окажется не в состоянии руководить иначе как поверхностно;

4) если студенты группы не будут сплочены в дружный, активный и дисциплинированный коллектив, объединенный единством цели и действий;

5) если со стороны методиста не будет должным образом осуществляться контроль и учет за своевременным выполнением студентами программы педагогической практики.

Наблюдая за студентами в ходе практики, мы обращаем внимание на то, как они проводят воспитательные мероприятия, уроки, секционные занятия, принимают участие в разборах проведенных уроков, оказывают помощь товарищам.

Это дает возможность лучше изучать их личностные качества, использовать эти данные в воспитательной работе.

В процессе наблюдений за студентами обращается внимание и на их деятельность как воспитателей.

Уже в начале предстоящей практики, особенно студенты 3 курса, к ним предъявляются повышенные требования по соблюдению правил поведения в школе, выполнению в срок и качественно требований программы практики.

Важными источниками изучения воспитательной деятельности студентов – практикантов являются дневники и документация, которую они составляют (планы, конспекты).

Используя беседу как метод изучения практикантов, мы получаем интересующие нас сведения от самих студентов, а не только от преподавателей и деканата. При этом очень важно в беседах соблюдать тактичность и уважение.

Качество проведения студентами практики оценивается также с помощью заданий, связанных с ней.

В заключение отметим, что для руководства педагогической практикой студентов в школе необходимо подбирать преподавателей, имеющих опыт работы в качестве учителя-воспитателя, глубоко знающих возрастные и индивидуальные психологические особенности учащихся.

Тогда они будут в состоянии осуществлять руководство студентами на должном организационном и научно-методическом уровне, а не сводить свою функцию к роли своеобразного диспетчера, который только раздает задания и наблюдает за общим порядком, в группе.

 

Список литературы:
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-sovremenyh-ozdorovitelnyh-tehnologii-i-realizacija-principa-integraci-na-zanjatijah-po-fizicheskoi-kulture.html 
2. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://kroshkaru.ru/library/garmonichnoe_razvitie_i_ozdorovlenie_detej/
3. [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://ds28.ucoz.ru/dokyments/programma_igrovoj_stretching_o.pdf