Статья:

Особенности обучения английскому языку школьников с отклонениями зрения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №22(73)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Запарованая В.П., Поддубская О.Н. Особенности обучения английскому языку школьников с отклонениями зрения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 22(73). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/73/54792 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности обучения английскому языку школьников с отклонениями зрения

Запарованая Виктория Павловна
магистрант, Государственный гуманитарно-технологический университет, РФ, г. Орехово-Зуево
Поддубская Ольга Николаевна
доцент, Государственный гуманитарно-технологический университет, РФ, г. Орехово-Зуево

 

Аннотация. В статье рассмотрен способ обучения незрячих школьников английскому языку. Было проведено исследование на базе одной из школ о влиянии нарушения органов зрительного аппарата на способности к изучению иностранного языка. Доказано, что школьники с нарушениями зрительных органов имеют не меньшие возможности к обучению, чем школьники со здоровыми зрительными органами.

Abstract. The article describes the method of teaching English to blind schoolchildren. A study was conducted based on one of the schools about the effect of a violation of the organs of the visual apparatus on the ability to learn a foreign language. It is proved that schoolchildren with disorders of the visual organs have no less training opportunities than schoolchildren with healthy visual organs.

 

Ключевые слова: школьники; особенности зрения; слепые школьники; английский язык; педагоги в школе.

Keywords: schoolchildren; vision features; blind schoolchildren; English; teachers at school.

 

Согласно статистическим данным численность людей, которые имеют проблемы со зрением в России составляет около 200 тыс. человек половина из этого числа – полностью слепые люди. Из общего числа незрячих людей, около 20 % представлена молодежью, которая полностью трудоспособна. Важно ли сказать о важности научить людей со слабым зрением, ведь 6 из 10 слепых в состоянии работать и быть взятыми на работу при небольшой помощи со стороны и достаточной подготовке? Объективные результаты статистических исследований найти почти нереально. Многие исследователи проблем у людей со зрением заявляют, что в действительности слепых людей в России намного больше, чем это можно увидеть в различных сторонних источниках. Например, люди, которые больны сахарным диабетом зачастую становятся слепыми, однако они не охотно хотят переходить в категории слепых людей, ведь получая данный статус, они рискуют оказаться без получения инсулина бесплатно. Огромное количество людей почти все время проводят в не заселенных пунктах, даже не подразумевая о существовании сообщества слепых людей. [1]

Для учеников начальных классов зачастую сложно оптимизировать стандартные методы обучения иностранному языку в школах, как, к примеру, для школьников, у которых нет проблем со зрением. Потому актуальным сегодня является вопрос о индивидуализации процесса обучения иностранному языку для школьников. Иностранный язык является высокоинформативным и не легок для понимания на интуитивном уровне, этот факт еще больше усиливает потребность в создании новых и оптимизации использующихся методов при изучении иностранного языка. И важно учитывать особенности каждого ученика, которые имеют ОВЗ, особое внимание уделять проблемам со зрением.

Что касается отнесения людей к слепым или нет, то здесь довольно просто понять то, что слепые люди — это лица, у которые острота зрения находится в пределах от 0% до 0,5%. Потому к слепым людям может отнести лиц, которые полностью потеряли зрение или которые обладают остаточным зрением.

Когда зрение отсутствует, то школьнику необходимы методы, которые облегчат изучение иностранного языка и помогут воспринимать информацию в мире более четко и объективно без зрения. Самой природой такой механизм предусмотрен – когда теряется зрение, то усиливаются другие органы чувств, ярким примером замены органа зрения является слух. Многие исследователи отмечали, что зачастую именно отсутствие зрения выступает в роли стимулирующего механизма развития острого слуха. Возможность использования слухового органа, определяется, как главная задача, в ходе обучения школьника жизни без зрения. При соответствующих усилиях и помощи со стороны педагога и окружения есть вероятность достичь существенного результата. Поэтому важным является факт разработки новых методов при изучении иностранного языка детьми с ОВЗ.

Любой обученный слепой, может воспринять шум города, в классе, как звуковой пейзаж. Звуки, окружающие его, дают понимание, что делают находящиеся рядом с ним люди, имеются ли рядом объекты, в какую сторону они движутся, с какой стороны едет автомобиль, где упала линейка и прочее. При нахождении именно в школе незрячий школьник в состоянии понять и отчетливо определить то, что делает любой человек недалеко от него, по малейшим имеющимся звукам. В случае, когда человек теряет зрение при жизни, а не тогда, когда родился, то зачастую у него остается какая-то часть зрительных образов, которые помогают ему воссоздавать реальную картину. [2]

За счет разнообразных осязательных восприятий слепой имеет широкий спектр информации, который помогает ему лучше воспринять действительность. Осязание позволяет более разнообразно воспринимать окружающий мир, может дать информацию о форме, величине, твердости, весе, температуре объекта, насколько он длинный и движется ли. За счет осязания часто можно воспринять больше признаков окружающей действительности, чем с помощью зрения, однако за счет осязания невидящий человек в состоянии получить неполное представление предмета, но благодаря своей мыслительной деятельности человек может воссоздать максимально приближенный к реальности образ различных предметов.

Запоминание информации в ходе обучения иностранному языку может происходить исходя из особенностей возраста, возможностей зрения, психологических и физических особенностей учеников.  Педагог должен понимать для себя, что на его пути могут появляться следующие задачи:

  • формирование умений, помогающие упорядочивать и организовывать поведенческие характеристика ребенка; 
  • обучение основным принципам жизни, за счет которых начинают координироваться действия, ориентация в окружающем мире; 
  • обучение школьника навыку определения объектов с помощью сохранённых органов чувств.

Ранний школьный возраст порождает наклонность к проявлению подражаний другим людям, принципиальным здесь является факт выстраивания образца необходимых действий, которые заключаются в работе учителей, которые станут основной составляющей при индивидуальной работе и творчестве.  К слепым детям применимы принципы деятельности «рука в руку» и направляющие движения, посредством комментариев.  Важную составляющую в данной работе определяют тифлопедагоги, которые должны уделять особое внимание при преподавании основных научных знаний, заменяя особенностей при воспитании любви к труду, ориентации в профессиональной сфере.

Необходимость совершенствования полученных навыков в учебе позволяют развить мышление образами, укрепить моральные и волевые черты школьника, поддерживать заинтересованность к обучению.  Полностью незрячим подросткам и школьникам важно помогать, ведь эра технологий — предлагает разные программные решения озвучки текстов.  Важно показывать примером на знаменитых людях, общественниках, работников научной сферы, культурологов, певцов, спортсменов, которые имеют или имели нарушения зрительного восприятия, каких вершин возможно достичь, при его целеустремленности, трудолюбии, вере в себя и свою цель.

Как обучать таких детей английскому языку?

В ходе обучения английскому языку преподавателям доступно использование того же материала, как и на остальных занятиях, — устройства для увеличения текста аудиокниги.  Незрячий человек в состоянии усвоить информацию при использовании аудиофайлов с англоязычной речью, аудирования, занятий и других аудиоматериалов, записанных на любые виды носителей информации.  Еще эффективными являются занятия с репетиторами и диалоги с носителями языка. [3]

Специализированные книги для изучения английского сегодня не так просто отыскать.  За счет этого у многих появляется   вопрос — а нужно ли в целом обучаться иностранным языкам людям у которых имеются заболевания органов зрения?

Способность общаться на другом языке позволяет расширить круг общения, перед людьми со знанием иностранного языка открываются новые перспективы, в том числе и работа.  Такого человека охотнее возьмут на работу, несмотря на его недостаток в виде отсутствия зрения. 

Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что знание языка способствует социализации слепых.  Незрячий человек чувствует, что он конкурентоспособен, он ощущает себя полноценным человеком.

Большое количество исследований доказывают, что изучение иностранных языков способствуют повышению общего уровня интеллекта.  При этом память, внимание и мышление при изучении языка постоянно улучшаются.

Иностранные языки помогают при интеграции слепых и людей с плохим зрением в окружающем мире.   Например, в интернете такой язык, как английский — является одним из важных способов коммуникации.  Услышав слова на английском языке при помощи аудио программ, слабовидящие люди будут способны получить большое количество принципиально новой информации, которая отсутствует на русском языке.  При помощи особых программных продуктов, а также инструментов можно общаться с носителями языка. Они могут помогать при социализации и предлагать свою поддержку в ходе жизни.

Согласно вышеизложенному нужно отметить, что изучение английского языка является очень важной составляющей для школьников, у которых есть проблемы со зрением во всех возрастах.  Поэтому чем быстрее появится способ изучения английского языка для таких людей, тем быстрее они смогут подстраиваться к новым особенностям в жизни и, что позволит им быть полноценной частью общества.

Исходя из всего вышесказанного, мы решили провести исследование на предмет скорости обучаемости детей, которые потеряли зрение в течение жизни и здоровых детей. Исследование проводили в Ликино-Дулевском округе в МАОУ «Давыдовская гимназия» дер. Давыдово. В исследовании приняло участие 10 школьников. Возрастная категория 10-11 лет. Уровень знаний испытуемых соответствовал уровню А1 - уровень выживания (Breakthrough),        Elementary (начальный). Тест проводился по системе CEFR. Исследование проводили в течение 3 месяцев.

Всех школьников поделили на две группы. Первую группу представляли слепые школьники. Во вторую группу вошли здоровые школьники.

В течение месяца со школьниками занимались педагоги школы, которые в равной степени работали со всеми испытуемыми. Для школьников из первой группы применялись методы обучения английскому, как: аудирование, простые диалоги на английском языке, говорение на английском и включение в процесс обучения органов осязания и обоняния. На занятиях при изучении темы о фруктах испытуемым из первой группы давали яблоко, грушу и виноград. Для школьников из второй группы использовались те же методы обучения, кроме осязания и обоняния, а ко всем вышеперечисленным методам был добавлен зрительный метод.

В течение 3 месяцев со школьниками 4 раза в неделю занимались педагоги. А по окончанию им было предложено пройти тест заново.

Результатом исследования явился тот факт, что школьники из первой и из второй группы одинаково хорошо сдали тот же тест на уровень А1+, что является выше уровня А1.

Выводом этого исследования является то, что при увеличении нагрузки незрительных органов восприятия информации обучение и усвоение этой информации может быть на таком же уровне, как и у здоровых школьников, у которых отсутствуют проблемы со зрением.

Таким образом, как было выявлено ранее, у слепых и слабовидящих школьников зрение компенсируется чутким слухом и повышенным чувством осязания.  Восприятие информации будет даваться гораздо легче, если ощупывание предметов, о которых говорят в процессе изучения иностранного языка совмещать с звуковыми комментариями.  Школьник «слушает» буквы, а фрукт помогает ему одновременно «чувствовать слово» и проговаривать новые слова, которые связаны с осязаемым предметом.  В итоге происходит ускоренное изучение алфавита, запоминание слов, а с подобным знанием можно переходить на другие способы — аудиокниги, использование тактильных книг и общаться с людьми из других стран на изучаемом языке.

 

Список литературы:
1. Бенч Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г. Банч; пер. с англ. А. В. Рязановой // Аутизм и нарушения развития. — 2010. — № 3. — С. 50–56. 
2. Бондарева А. В. Реализация инклюзивного образования на уроках английского языка в общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2017. — №5. — С. 471-474. — URL https://moluch.ru/archive/139/39068/ (дата обращения: 17.04.2019). 
3. Брызгалова С. О. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями / С. О. Брызгалова, Г. Г. Зак // Специальное образование. — 2010. — № 3. — С. 14–20. 
4. Грузинова Т. Дети с ограниченными возможностями: мифы, реальность, пути интеграции / Т. Грузинова // Директор школы. Экспресс-опыт. — 2010. — № 4. — С. 59–64. 
5. Гудонис В. П. Интегрированное обучение детей с нарушениями зрения / Гудонис В., Баркаускайте М.// Дефектология. — 2006. — № 3. — С. 78–82. 
6. Зарубина И. Н. Опыт и проблемы обучения детей с глубоким нарушением зрения в массовых школах / Зарубина И. Н.// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2013. — № 5. — С. 4–13.
7. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. От 04.06.2014, с изм. От 04.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации». Школа, открытая для всех: пособие для учителей общеобразовательных школ, работающих с детьми-инвалидами / ТОСБС; сост. Е.Н. Брешенкова; ред. А. И. Кардашина. — Тула, 2006. — 24 с.