Статья:

Реализация принципа равенства граждан перед законом

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №26(77)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Надыл А.С. Реализация принципа равенства граждан перед законом // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 26(77). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/77/56293 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Реализация принципа равенства граждан перед законом

Надыл Арсен Саянович
магистрант, Санкт-Петербургский Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье анализируются предписания ст. 19 Конституции РФ. Обращается внимание на значение принципа равенства как необходимого условия построения правового государства. Указываются правовые средства, направленные на поддержку социально «слабых» субъектов права – ограничения, льготы. Автор утверждает, что равенство необходимо для достижения социальной справедливости, но при этом должен учитываться принцип индивидуализации.

Abstract. The article analyzes the requirements of article 19 of the Constitution. Attention is drawn to the importance of the principle of equality as a necessary condition for the construction of the rule of law. State the legal tools aimed at support of socially "weak" subjects of rights, restrictions, privileges. The author argues that equality is necessary to achieve social justice, but the principle of individualization must be taken into account.

 

Ключевые слова: равенство, справедливость, права и свободы, дискриминация, льгота, ограничение, принцип индивидуализации.

Keywords: equality, justice, rights and freedoms, discrimination, privilege, restriction, principle of individualization.

 

Одним из фундаментальных начал правового государства является Конституционное положение о равенстве всех перед законом и судом. Оно является близким по содержанию с требованием ч. 2 ст. 6 Конституции РФ как одной из основ конституционного строя РФ «Каждый гражданин РФ обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». 

Государство призвано защищать права человека и гражданина путем достижения справедливости, которая, предполагает равные для всех возможности в реализации своих прав. Одним из способов достижения справедливости выступает принцип формального равенства. Так, Г.В. Атаманчук, говоря о правовом государстве, отмечает, что, чем развитее правовое государство, чем полнее его правовая система, чем надежнее она обеспечена институтами государства, тем больше в обществе справедливости и равноправия, тем лучше защищены права и свободы людей, тем обширнее простор для самореализации человека [1].

Принцип юридического равенства заключается в установлении и защите одинаковых прав и свобод для всех субъектов права. Для более глубокого анализа следует обратиться к ст. 19 Конституции РФ. Первая часть указывает на то, что «все равны перед законом и судом». В обобщенном плане требование равенства всех перед законом включает, во-первых, запретительный аспект, когда равное отношение всех к закону должно исключать саму возможность существования в законодательных актах норм дискриминационного характера, предполагающее недопустимость установления в законе какоголибо различия или предпочтения. Во-вторых, право на равную для всех защиту, равенство в способах защиты, а также в восстановлении нарушенных прав и свобод;

«Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств». Как видим, перечень признаков, по которым государство считает недопустимым дискриминацию, является открытым, при этом, Конституция одновременно с признанием в формальноюридическом смысле (как равенства в объеме прав и свобод), закрепляет обязанность государства обеспечивать гарантирование прав и свобод. Второй постулат сформулирован в виде запрета любых форм ограничений «прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности». Следует отметить, что перечень является закрытым.

Гендерному равенству посвящена третья часть данной статьи. В ней сказано о равноправии мужчины и женщины, что соответствует нормам международного права (ст. 1 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция МОТ N 156 "О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями", ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод). Повторное упоминание фактора пола означает, что соблюдение прав женщин является самостоятельным предметом конституционного регулирования. Е.И.  Козлова указывает «Конституционная норма нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола». В современном мире данное положение приобрело новое звучание. Закон во многом защищает женщин, например, Конституция РФ закрепляет в ст. 38 закрепляет положение о том, что "материнство и детство, семья находятся под защитой государства".  Наиболее ущемленное положение приобретают мужчины. Рассмотрим несколько примеров:

1. Уголовный кодекс РФ –  в ст.  57 и 59 сказано, что пожизненное лишение свободы и смертная казнь не назначаются женщинам;

2. Семейный кодекс РФ –  в ст. 17 запрещается мужу без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время ее беременности и в течение года после рождения ребенка, но жена в таких условиях не ограничена в своем праве на развод;

3. Трудовой кодекс РФ –   в ст. 253 предусмотрено ограничение труда женщин на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах. Кроме того, закон устанавливает различный пенсионный возраст мужчин и женщин;

4. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» – призыву на военную службу подлежат «граждане мужского пола»;

Однако необходимо различать дискриминацию и правовое неравенство, в основе которой может лежать обоснованная естественными причинами дифференциация, необходимая для преодоления несправедливых не равных положений субъектов права путем установления льгот и ограничений определенным категориям граждан. Так, большинство из перечисленных правовых преференций для женщин следует признать социально оправданными, поскольку мужчины считаются более сильными и выносливыми.

Льгота – это предоставление каких-либо преимуществ или частичное освобождение от выполнения обязанностей, или облегчение условий их выполнении [2]. Основанием является наступление определенных жизненных обстоятельств, в связи с которыми у данных лиц появляются специфические потребности, либо наличие определенных особых заслуг перед государством и обществом у данной категории граждан, при этом льготы служат средством поощрения данных лиц. 

Ограничение следует понимать, как грань, предел, рубеж, удержание в известных рамках, границах; правило, ограничивающее какие-либо права, действия; стеснение определенными условиями и т. п. Это, так называемые нормы «табу», сдерживающие неправомерное поведение людей. Ограничение конституционных прав, возможно, только в случае необходимости и должно быть соразмерным целям таких ограничений, когда законодатель устанавливает какие-либо ограничения прав и свобод, он не может осуществлять такое регулирование, которое приводило бы к утрате реального содержания этого права. И наконец, ограничение прав и свобод допускается, когда оно необходимо для защиты различных конституционно значимых ценностей. Общество всегда стремилось закрепить существующее положение и те его ограничения, которые даны обычаем и традицией [3].

Как мы уже заметили, юридическому равенству противостоит фактическое неравенство. Абсолютное равенство недостижимо, а может быть даже не нужно. Козлихин И. Ю. считает, что стремление к достижению равенства ведет к уничтожению того, на чем и основано право, а именно на формальноюридическом равенстве [4]. Так, в Конституции РФ сказано, что каждый человек имеет право на свободу и неприкосновенность. Однако конкретное лицо может быть ограничено в своих правах. Например, подозреваемый или обвиняемый в совершении преступления может быть задержан, заключен под стражу, ограничен в свободе передвижения подпиской о невыезде или домашним арестом. 

Таким образом, поскольку не существует двух одинаковых личностей, всегда предполагается принцип индивидуализации. Российским законодательством допускаются разные подходы к регулированию правового положения различных субъектов права.

 

Список литературы:
1. Атаманчук Г.В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности 1996 — С. 129. 
2. Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. М., 2013. С. 66. 
3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. М., 1962. Т. 25. Ч. 2. С. 356. 
4. Козлихин И. Ю. У истоков правового государства: идея господства законов, а не людей // Вестник Санкт-Петербургского университета. 1993. № 1. С. 75.