Формирование себестоимости производства и реализации продукции
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(80)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №29(80)
Формирование себестоимости производства и реализации продукции
Аннотация. В статье рассмотрены базовые принципы формирования себестоимости продукции в современных социально-экономических условиях, поэтапно представлен общий механизм формирования себестоимости производства и реализации продукции
Abstract. The article describes the basic principles of the formation of the cost of production in modern socio-economic conditions, gradually presents a General mechanism of formation of the cost of production and sales
Ключевые слова: себестоимость, затраты, финансовый учет, производство и реализация продукции
Keywords: cost, costs, financial accounting, production and sales
Формирование себестоимости производства и реализации продукции выступает важнейшим разделом финансового, налогового и управленческого учетов. Обосновать данное положение следует тем, что без полноценной информации о размере, составе и структуре себестоимости невозможно точно определить не только общий финансовый результат работы предприятия, но и перспективы роста результативных финансовых показателей. Кроме того определение себестоимости необходимо для расчета налогооблагаемой прибыли, установления справедливой цены на выпущенную предприятием продукцию.
В вопросе формирования себестоимости производства и реализации продукции предприятиям сегодня предоставлена большая самостоятельность, поскольку бухгалтерские стандарты устанавливают лишь общие принципы определения доходов и расходов.
Руководство предприятий особенно заинтересовано в отлаженности и точности процесса расчета себестоимости производства и реализации продукции, поскольку выпуск продукции это итог производственного процесса хозяйствующих субъектов.
При формировании себестоимости продукции используются следующие принципы [2, с.58]:
- принцип разделения затрат (затраты подразделяются по сферам деятельности хозяйствующего субъекта);
- принцип взаимосвязи (затраты на производство и реализацию продукции должны быть взаимосвязаны между собой);
- принцип возмещения (затраты должны быть возмещены результатами производственной деятельности);
- принцип учета (затраты должны быть своевременно учтены по месту их возникновения);
- принцип своевременности (затраты должны быть учтены в период осуществления конкретного производственного процесса).
Формирование себестоимости производства и реализации продукции предусматривает определенный порядок действий. Следует учитывать то, что затраты связанные с производством продукции, аккумулируются на бухгалтерских счетах предприятия [1, с.27].
Первый этап включает аккумулирование прямых затрат (счет 20). Сущность данного процесса состоит в том, что все прямые затраты прямо относящиеся к производственному процессу относятся на счет основного производства (в кредит счета) Именно на данном этапе формируется «основная» себестоимость произведенной продукции.
К общему перечню затрат являющимся объектом учета первого этапа следует относить[3]:
- все материальные затраты (по видам выпуска продукции) – счет 10;
- затраты на оплату труда работников, которые непосредственно задействованы в производстве (по видам продукции) - счет 70;
- отчисления на оплату труда работников, которые непосредственно задействованы в производстве (по видам продукции) - счет 69;
- амортизационные отчисления по основным средствам задействованным в производстве продукции - счет 02;
- амортизационные отчисления по нематериальным активам задействованным в производстве продукции - счет 05;
- затраты на электроэнергию и прочие прямые затраты, которые связаны с производством определенного вида продукта - счет 60.
Второй этап - это этап формирования косвенных затрат. Необходимо помнить, что если прямые затраты имеют непосредственную связь с произведенной продукцией, то косвенные имеют больше второстепенный характер и часто могут не иметь прямой экономической связи с объектом производственной деятельности.
Косвенные затраты принято делить на общепроизводственные (счет 25) и общехозяйственные (счет 26). Первые затраты с производственным процессом, а вторые с выполнением управленческих функций.
Третий этап связан с включением определенной части косвенных затрат в себестоимость определенных видов продукции. При распределении данных затрат, аккумулируемых на счетах 25 и 26, используются распределительные коэффициенты. В качестве распределительной базы может быть, например, принята общая сумма прямых затрат, заработная плата производственных и управленческих рабочих и иные затраты связанные с реализацией производственного процесса.
Четвертый этап предполагает в инвентаризации незавершенного производства для последующего его учета на счете основного производства (счет 20).
Пятый этап состоит в отражении фактического выпуска готовой продукции по фактической себестоимости. Фактическая себестоимость определяется как сумма незавершенного производства на начало определенного периода и обороту по дебету счета 20 «Основное производство» и из этой совокупности вычитается стоимость незавершенного производства на конец взятого за основу расчета периода. По своей сути данный этап отражает затраты на фактический объем выпущенной продукции.
На шестом этапе определяются расходы на продажу (реализацию продукции). Для учета данного вида затрат используется счет 44.
Седьмой этап связан со списанием реализованной продукции по её фактической себестоимости. В данном случае используется счет 43, на котором суммируются все затраты на производство и в последствии списываются с данного счета при реализации продукции.
Восьмой этап следует считать заключительным, поскольку он связан со списанием всех расходов на продажу произведенной продукции. В учете систематизированные на счете 44 затраты списываются на себестоимость продаж [3].
Таким образом, обозначенные этапы следует считать общим алгоритмом формирования себестоимости производства и реализации продукции.
С современной практике полное и своевременное исчисление себестоимости имеет важное значение, поскольку её величина выступает отправной точкой маркетинговых исследований, играет ведущую роль в формировании стоимости готового продукта и самой важное формирует общий финансовый результат деятельности предприятия.