Статья:

История благотворительности и меценатства в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(84)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Садомова М.В. История благотворительности и меценатства в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 33(84). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/84/59365 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

История благотворительности и меценатства в России

Садомова Марина Валериевна
магистрант Тульского педагогического университета им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

 

История благотворительности и меценатства началась с государственного деятеля, жившего в Риме в I в. до н.э., Гая Цильния Мецената, покровительствовавший разные виды искусства, в основном поэтам. Со временем его имя стало нарицательным - «меценат». Так стали называть помогающих развивать торговлю, банковское дело, промышленность, и особенно тех, кто вносил большой вклад в развитие культуры и науки страны. «Благотворительность» - творение добра, обязательный признак и особенность сострадательных людей.

В Древней Руси, при князе Владимире Мономах, меценатство понималось, как подать милостыню, напоить умирающего от жажды, накормить голодного, это и были добрые дела, поддерживающие здоровье общества. В это время благотворительность еще не была обязанностью, а было делом добродушных людей, и прежде всего князей, которые должны были больше других заботиться о своем народе.

Князь Владимир Святославович (крестивший Русь в 988 году), положил начало благотворительности. Первые богадельни, больницы, странноприимные дома (приюты для калек и нищих), детские приюты, все это было построено именно при нём. Князь Владимир, для больных прикованных к постели, снаряжал повозки наполненные едой: рыбой, мясом, хлебом, овощами, и эти повозки развозили им еду не только по Киеву, но и в отдаленные уголки государства.  В 996 году князь издал закон, в котором говорилось о том, что благотворительные учреждения создавались при церквях и монастырях. Так же именно князь Владимир создал первые больницы, чем положил начало системе здравоохранения на Руси, где лечили всех, даже тех, кто не мог оплатить свое лечение.

В последующие века на Руси, благотворительность продолжала развиваться, несмотря на внутренние усобицы, войны, русские князья находили время для поддержания духа своего народа.

30 ноября 1691 года издав указ «О забирании нищих, притворяющихся увечными, и о наказании их», Петр I, хотел избавиться от нищих и бродяг. Проблема была в том, что к оседлым нищим, прибивались всевозможные кочевые нищие и бродяги, и соответственно количество их очень быстро росло. Изданный указ успехов не принес, устранить нищенство или уменьшить, императору не удалось.

В период правления императрицы Екатерины II, благотворительность в России успешно развивалась, она организовала открытые заведения общественного призрения, которые занимались пособиями, пенсиями, кормовыми деньгами, так же заведения закрытого типа богаделен, госпиталей, инвалидных домов, и прочих. При Екатерине появились детские дома для детей - сирот и незаконнорожденных младенцев, так же сиротские дома (учебные заведения для тех, кто не мог оплатить обучение, хоть купцы, чиновники, мещане - кто угодно, принимались дети от 7 до 11 лет). Однако первые приюты для брошенных малышей были основаны при Петре I.

Благодаря усилиям Екатерины II, в России впервые была создана благотворительная система, при этом частная благотворительность в любом её проявлении всячески поощрялась. С 1785 года к благотворительности привлекались большинство всех слоев населения. «И вот, пожалуй, самое главное - при Екатерине II жертвовать средства на благие дела стало модным, Россия доросла до меценатства».

В этот период меценатами можно назвать князя Григория Потемкина, братьев Орловых, представителей купеческого рода Строгановых, все они были благотворителями культуры, искусства и науки.

Александр Сергеевич Строганов - купец, крупнейший землевладелец, уральский горнозаводчик, коллекционер и благотворитель заслужил благодарность как известнейший меценат, щедрый благотворитель и покровитель искусства и науки. По инициативе Строганова, с привлечением русских архитекторов, началось строительство Казанского собора.

Меценатство в России XIX века стала самой яркой стороной духовной жизни общества. Большое количество меценатов в России, появление благотворительных династий, в большей степени стали проявлять в личное участие во всех мероприятиях, а не просто жертвование денег.

В первой половине XIX в. большую часть пожертвований осуществляло дворянство, многие предполагали, что в большей степени они хотели поразить высшую элиту своей щедростью и благородством, чем были в действительности обеспокоены бедняками.

Во второй половине XIX века в российской благотворительности произошли кардинальные перемены. Основными благотворителями и меценатами стали промышленники, банкиры, фабриканты, купцы, предприимчивые крестьяне, так же это были люди интеллигентные, обладавшие хорошим художественным вкусом. Третьяковы, Щукины, Мамонтовы, Морозовы и другие российские купцы, банкиры, фабриканты, предприниматели, заявили себя в полной мере. Появились династии, которые сохранили на протяжении нескольких поколений репутацию благотворителей, Боевы, Тарасовы, Крестовниковы, Баташевы, Ваныкины, Красноглазов и другие.

Известные меценаты XIX - XX веков в основном были представители купеческого сословия.

Для большинства купцов, благотворительность, стала неотъемлемой частью и образом жизни. Русские предприниматели - меценаты, воспитывались на религиозных традициях, считающие, что богатство дается Богом, и за него необходимо нести ответственность. Они полагали, что обязаны заниматься оказанием помощи, но это не было принуждением.

Традиции русского меценатства и благотворительности были прекращены в связи с революцией и последующими событиями.

 

Список литературы:
1. Бадя Л.В.  Благотворительность и меценатство в России: краткий исторический очерк/ Институт молодежи.- М. 2006 г.
2. Гиляровский А.А. Имена милосердия. История русского меценатства/ Москва: Дом Печати Издательства Книготорговли «Капитал», 2017. - 320с.