Статья:

Актуальность проблемы экономической безопасности транспортной логистики в нефтяной отрасли в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №34(85)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Таран М.О. Актуальность проблемы экономической безопасности транспортной логистики в нефтяной отрасли в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 34(85). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/85/59494 (дата обращения: 13.12.2019).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Актуальность проблемы экономической безопасности транспортной логистики в нефтяной отрасли в России

Таран Михаил Олегович
магистрант, Санкт-Петербургский Национальный Исследовательский Университет Информационных Технологий Механики и Оптики, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Relevance of the problem of economic security of transport logistics in the oil industry in Russia

 

Mikhail Taran

undergraduate, St. Petersburg National Research University of Information Technology Mechanics and Optics, Russia, St. Petersburg

 

Аннотация. В статье представлено текущее состояние нефтяной отрасли в России и в мире, законодательство в области стимулирования и поддержки нефтяной отрасли, изучены ключевые направления государственной политики в области экономической безопасности, на основе направления разработаны меры обеспечения безопасности и стимулирования нефтяной отрасли.

Abstract. The paper examines the current state of the oil industry in Russia and in the world, legislation in the field of stimulating and supporting the oil industry, examines key areas of government policy in the field of economic security, and based on this policy, measures have been developed to ensure safety and incentives for the oil industry.

 

Ключевые слова: нефтяная отрасль, добыча нефти, экономическая безопасность, логистика, факторы.

Keywords: economic security, oil branch, level of economic security, logistics, factors.

 

В настоящее время, в период нестабильности экономики, особое внимание государства уделяется обеспечению экономической безопасности, которая является важной составляющей национальной безопасности. Главной задачей экономической безопасности РФ заключается в обеспечении безопасности реального сектора экономики, от которого зависит экономика страны.

Экономическая безопасность нефтяной отрасли – это многоаспектное понятие, которое необходимо рассматривать с динамической точки зрения в векторе развития с двух основных позиций – безопасности отрасли на национальном и международном уровнях.

На каждом из перечисленных уровней формируются и воздействуют особые факторы, которые впоследствии и определяют уровень экономической безопасности нефтяной отрасли.

С позиций международного влияния на уровень экономической безопасности оказывают влияние следующие основные группы факторов: экономические, экологические, политические и научно-технические.

С позиций национального влияния уровень экономической безопасности определяют такие группы факторов, как экономические, социальные, политические [Алмосов, 28].

На данный момент, Россия занимает лидирующие места по добыче, запасам и переработке нефти. Доходы от экспорта нефти составляют более 50% от федерального бюджета страны, поэтому Россия стимулирует данную отрасль, развивает ее, финансирует в предприятия нефтедобывающей отрасли [Алешина, 86].

В течение 2000-2016гг. доля России в мировой добыче нефти возросла с 8,9% до 12,4%. Увеличение нефтедобычи с 327 млн. тонн в 2000 году до 546 млн. тонн в 2017 году свидетельствует о том, что данная отрасль для России имеет большое экономическое значение.

На сегодняшний день РФ является одной из трех стран определяющих динамику цен на нефтяном рынке (наряду с Саудовской Аравией и США) [Алешина, 87].

В настоящий момент добычу нефти в России осуществляют 8 крупных нефтяных компаний (вертикально-интегрированных (ВИНК)), на долю которых приходится около 90% всей добытой нефти (2,5% нефти добывает газодобывающая компания «Газпром»), также существует около 150 малых и средних добывающих компаний [Алешина, 87].

Лидерами нефтяной отрасли в России по добыче нефти являются Роснефть и Лукойл. Структура добытой нефти крупнейшими компаниями в России в 2018 году представлена на рисунке 1 [Панаедова, 5].

 

Рисунок 1. Добыча нефти крупнейшими компаниями в 2017 году, млн.т.

 

Нефтяные компании в новых экономических условиях снижения цен на углеводороды начали реализацию сокращений инвестиционных программ, прежде всего добычи нефти в относительно новых перспективных регионах, что, безусловно, впоследствии окажет воздействие на прогнозируемые уровни добычи. Определенные коррективы в объем добываемой нефти в России внесены и введением секторальных экономических санкций [Панаедова, 5].

Особая статья федерального бюджета РФ пополняется за счет экспорта нефти и нефтепродуктов. Россия является ключевым поставщиком нефти и нефтепродуктов для европейских стран.

В настоящий момент активно ведется наращивание поставок нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2017 году Россия экспортировала 253 млн. тонн нефти на $93 млрд. Экспорт нефти из России с 1994 по 2017 года представлен на рисунке 2 [особенности].

 

Рисунок 2. Экспорт нефти из России с 2007 – 2017 гг.

 

Зависимость федерального бюджета от экспорта нефти и нефтепродуктов (вывозные таможенные пошлины), в случае низких цен на нефть, приводит к снижению доходов государственного бюджета.

Для обеспечения безопасности нефтяной отрасли в РФ действует специальное законодательство (программы развития) по вопросам стимулирования нефтяной отрасли (нефтедобычи).

Законодательство нефтедобывающей отрасли России обеспечивается следующими нормативно-правовыми актами [Гарант]:

  1. Федеральный закон «О недрах» от 21.02.1992 (ред. 30.09.2017г.), который регулирует отношения по добыче нефти, проведения работ по геологическому изучению, регулирует деятельность по строительству нефтехранилищ и их эксплуатацию;
  2. Федеральный закон от 23.11.2009 N 261 (ред. от 29.07.2017) "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
  3. Федеральный закон от 21.07.2011 No 256-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса», который определяет принципы и задачи обеспечения безопасности объектов топливно- энергетического комплекса, требования к персоналу, обеспечивающих безопасность, права и обязанности субъектов ТЭК в сфере обеспечения безопасности. Определяет финансирование мероприятий по обеспечению безопасности ТЭК;
  4. Федеральный закон от 03.12.2011 N 382-ФЗ «О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса»;
  5. Федеральный закон от 23.07.2013 N 213-ФЗ (ред. от 24.11.2014) "О внесении изменений в главы 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3.1 Закона РФ «О таможенном тарифе», в котором описано стимулирование разработки трудноизвлекаемых запасов нефти в виде введения понижающего коэффициента (Кд) к ставке НДПИ и условия его применения и введения дополнений в закон РФ перечня категорий нефти, для которых правительство РФ вправе устанавливать особые формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин;
  6. Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 31.12.2017) "О промышленной политике в Российской Федерации". Стимулирование деятельности в сфере промышленности, территориальное развитие промышленности;

В условиях неблагоприятной конъюнктуры мировых цен на нефть целью инновационной перестройки нефтегазового комплекса является его трансформация в наукоемкое инновационное производство, обеспечивающее экономическую, энергетическую, экологическую безопасность; создание социально ориентированного конкурентоспособного сектора экономики на основе внедрения новых технологических процессов.

Только целенаправленная политика исполнительной и законодательной власти на устранение, выявленных авторами, барьеров развития импортозамещения в нефтяной промышленности способна стать мощным драйвером развития других секторов национальной экономики России. Дальнейшее развитие мультипликативного эффекта способно нивелировать действие секторальных санкций со стороны мирового сообщества и позволит предотвратить развитие кризисных процессов в экономике, что является стратегической задачей для текущего Правительства РФ.

Из вышесказанного следует, что нефтяная отрасль в России является важной частью экономики и обеспечивает большую долю финансовых поступлений в бюджет.

Поэтому государство нацелено на обеспечение безопасности нефтяной отрасли и поддерживает развитие этой отрасли, в связи с чем в настоящее время действует множество государственных программ, помогающих предприятиям нефтедобычи, экспорта и переработки.

 

Список литературы:
1. Алмосов А. П., Брехова Ю. В., Потомова С. А. Оценка уровня экономической безопасности нефтяной отрасли в условиях волатильности нефтяных цен / Научный вестник Волгоградского филиала РАНХиГС. Серия: Экономика. 2016. № 3. С. 28-44.
2. Алёшина О.Е., Бортникова Е.В., Гаврилова С.С., Долгая Ю.В. Нормативно-правовое регулирование нефтяной отрасли РФ относительно основных направлений государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности / Вектор экономики. 2018. № 10 (28). С. 83 -96.
3. Информационно-правовой портал «Гарант» [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.garant.ru
4. Особенности развития нефтяной промышленности России на современном этапе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://burneft.ru/archive/issues/2016-12/3
5. Панаедова Г.И., Хрипкова Л.Н. особенности и тенденции развития нефтегазовой отрасли России в условиях секторальных санкций / Экономика в промышленности. 2015. № 2. С. 4-12.