Статья:

Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №35(86)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Каверзнев А.В. Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 35(86). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/86/59973 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности

Каверзнев Аркадий Вячеславович
магистрант Частного образовательного учреждения высшего образования Академия управления и производства, РФ, г. Москва

 

В научной литературе исследованию принципов посвящено весьма значительное число работ. Больше всего внимания уделяли исследованию этого вопроса Ю. Ф. Кваша, В. М. Атмажитов, А. Ю. Шумилов, М. Н. Маршунов, К. В. Сурков и ряд других авторов.

Традиционно принципы оперативно-розыскной деятельности в научной литературе делят на две группы:

- конституционные принципы – это принципы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации;

- иные принципы (к ним относят отраслевые и межотраслевые принципы).

Рассмотрим подробнее конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности.

Первый принцип - принцип законности закреплен в ст. 15 Конституции Российской Федерации [1]. Этот принцип заключается в том, что органы государственной власти, а также их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Исследуя принципы оперативно-розыскной деятельности, А.Ю. Шумилов весьма точно подчеркнул, что принцип законности оперативно-розыскной деятельности состоит прежде всего в неуклонном и точном соблюдении в процессе оперативно-розыскной деятельности положений Конституции, а так же Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» и ряда других законов, постановлений правительства, прочих подзаконных нормативных актов, приказов, инструкций, указаний, постановлений, распоряжений, которые регламентируют оперативно-розыскную  деятельность [5, с. 201].

Для увеличения значимости соблюдения законности при проведении оперативно-розыскной деятельности этот принцип был так же закреплен и в ст. 3 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» [2].

Следующий принцип оперативно-розыскной деятельности – это принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина.  Он нашел свое отражение в ст. 2 Конституции Российской Федерации, а также в ст.  3 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Этот принцип реализуется через гарантии законности проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также через механизм защиты граждан от незаконных действий органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность.

Весьма верно подчеркнули В.Г. Маматов и С.П. Петров, что уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина можно считать нормой-принципом, которая свидетельствует о том, что органы, реализующие оперативно-розыскную деятельность, обязаны строго соблюдать конституционные положения, гарантирующие гражданам права, свободы, а также защиту их законных интересов [6, с. 65].

Как нам представляется, принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, и принцип законности достаточно тесно переплетены друг с другом.

Из статьи 21 Конституции Российской Федерации вытекает принцип гуманизма. Он означает, что оперативно-розыскная деятельность должна быть человечной. Применение насилия и пыток при проведении оперативно-розыскных мероприятий не допустимо.

Как отмечает В.И. Зажицкий, оперативно-розыскные мероприятия должны быть направлены на профилактику преступлений, нацелены на ограждение лиц от совершения общественно опасного деяния. В.И. Зажицкий, считает, что, тем самым может быть исключено причинение вреда потенциальным жертвам, а носители общественно-опасных установок могут быть ограждены от скатывания на преступный путь [4, с. 3].

Так же можно отметить, что гуманизм как принцип проявляется и в запрете на проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые приводят к незаконному распространению сведений об обстоятельствах личной жизни, а так же сведений, ставящих под угрозу жизнь или здоровье, необоснованно причиняющих нравственное или физическое страдание гражданам.

Еще один принцип оперативно-розыскной деятельности – это принцип обжалования действий органа, который осуществляет оперативно-розыскную деятельность. Указанный принцип основывается на ст. 46 Конституции Российской Федерации и устанавливает две категории лиц, которые имеют право оспаривать действия органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, в судебном порядке. К первой группе относят лиц, которые считают, что оперативно-розыскные мероприятия нарушили их права и законные интересы. Ко второй группе относятся лица, которые привлекались к уголовной ответственности, но их виновность не была доказана.

Действия органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, обжалуются в суд. Если суд придет к заключению, что права и свободы указанных выше категорий лиц были неправомерно нарушены, то выносится решение об их восстановлении и о возмещении причиненного вреда.

Здесь так же нужно отметить, что обжаловать действия органов, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, можно и в прокуратуру.

Таким образом, значение принципов оперативно-розыскной деятельности, по нашему мнению, заключается в следующих положениях:

1. Принципы оперативно-розыскной деятельности отражают ее сущность и характерные черты.

2. Принципы оперативно-розыскной деятельности можно определить как систему юридических норм, которые одинаковы для всей оперативно-розыскной деятельности.

3. Нарушение принципов оперативно-розыскной деятельности приводит к незаконности процедур проведения оперативно-розыскных мероприятий.

В заключение хотелось бы отметить, что в законодательстве должны быть четко прописаны конституционные принципы оперативно-розыскной деятельности, которые в целом должны соответствовать нормам международного права, а так же в свете этого должны быть пересмотрены вопросы оснований и условий проведения оперативно-розыскной деятельности.

 

Список литературы: 
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. - 04.08.2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. – 1995. - № 33. - Ст. 3349.
3. Зажицкий В.И. О проекте Оперативно-розыскного кодекса Российской Федерации // Российская юстиция. - 2016. - № 3. - С. 51 – 55.
4. Зажицкий В.И. Трудности представления результатов оперативно-розыскной деятельности властными участниками уголовного судопроизводства остаются // Российская юстиция.  - 2016.  - № 2. – С. 3-5.
5. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С постатейным приложением нормативных актов и документов / авт.-сост. А.Ю. Шумилов. 5-е изд., испр. и доп. М. : Изд-ль Шумилова И.И., 2015. – 410 с.
6. Маматов В.Г., Петров С.П. О правомерности проведения отдельных оперативно-разыскных мероприятий // Российский следователь. - 2019. - № 4. - С. 63 - 66.
7. Молянов А.Ю. Конституционные принципы специального технического обеспечения оперативно-розыскной деятельности полиции // Российская юстиция. - 2019. - № 7. - С. 58 - 62.