Статья:

Развитие правового регулирования физической культуры и спорта

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Куприченков А.О. Развитие правового регулирования физической культуры и спорта // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 36(87). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/87/60615 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие правового регулирования физической культуры и спорта

Куприченков Александр Олегович
студент, Российский государственный университет правосудия Приволжский филиал, РФ, г. Нижний Новгород

 

Характеризуя правовые вопросы физической культуры и спорта, нельзя не принимать во внимание непрерывность исторического развития этого явления, эволюции спорта в целом.

Первым письменным источником, в котором говорится о древних физических упражнениях, является первая древнерусская летопись «Повесть временных лет», которая была написана в начале XII в. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В этой книге говорится, что предки русских - радимичи, вятичи и северяне -жили в лесах, но в свободное от работы время устраивали игрища между селами, на которые сходились почти все люди от мала до велика. Во время игрищ проводились состязания в различных прыжках, борьбе, рукопашном бое, «медвежьей борьбе», играх с бегом, стрельбе из лука, конных скачках и др.

Массовой народной формой физического воспитания на Руси были кулачные бои. Размежевание борьбы с кулачным боем проходило на протяжении длительного времени. Потребовалось немало времени для того, чтобы запрет на удары в борьбе стал общепринятым положением, повсеместно вошел в обычай.

Сама история спортивного права России традиционно рассматривается, начиная с XVIII в., когда были изданы первые нормативные правовые акты, регламентирующие основы русской национальной системы военно-физической подготовки и вводившие физическое воспитание в систему дворянского образования.

Кроме того, стоит отметить, что к началу XX в. в России зарождаются и начинают свое развитие многие современные виды спорта, по которым проводятся национальные первенства, создаются всероссийские спортивные организации, Россия начинает активно участвовать в работе международных спортивных объединений. В 1908 г. русские легкоатлеты выходят на международную арену. В частности, Российские спортсмены Г. Линд и А. Петровский принимают участие в Олимпийских играх в Лондоне, но неудачно.

С начала XX в. Царское Правительство пытается урегулировать отдельные виды спортивных правоотношений. Так, в 1904 г. Министерство народного просвещения издает Циркуляр «О создании врачебно-санитарного отдела», отвечающего за физическое воспитание и здоровье школьников. В 1910 г. царь Николай II подписывает Указ «Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе». В 1911 и 1913 гг. создаются два крупных органа управления, основная цель которых - регулирование отношений, связанных с физическим воспитанием и спортом. Первый из них - Российский олимпийский комитет, который был образован в связи с началом участия России в Международном олимпийском движении, а создание второго - Канцелярии главного наблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи, которое было обусловлено плохой физической подготовкой молодежи.

Весьма значительный нормативно-правовой материал в сфере спорта был накоплен в период советской государственности.

Формирование организационно-управленческих основ советской системы физического воспитания началось с введения в ней государственных органов управления, деятельность которых строилась по принципу подчиненности нижестоящих организаций вышестоящим. Так, в 1918 г. впервые за всю историю Российского государства формируется самостоятельный орган управления федерального уровня - Главное управление всеобщего военного обучения и формирования резервных частей Красной Армии.

В целом советский этап можно охарактеризовать следующим образом. Во-первых, возросло значение, уровень и качество управления физической культурой и спортом, так как все решения принимались посредством нормативно-правовых актов (например, нормативной основой физической подготовленности в сфере спорта в СССР являлась «Единая всесоюзная спортивная классификация» (ЕВСК), которая была создана в 1935—1937 г).

Во-вторых, «целью» советского спорта было быть первыми на всех основных международных спортивных соревнованиях.

В-третьих, массовая популяризация физической культуры и спорта в СССР (например, основой советской системы физического воспитания в период 30- 80-х гг. являлся Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне СССР (ГТО))

Однако, по словам Р.Г. Гостева, вплоть до 80-х годов прошлого столетия в спорте преобладали проблемы скорее политического и нравственного характера, нежели юридического.

Важной вехой в развитии системы нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в сфере физической культуры и спорта, стало принятие 27 апреля 1993 г. Основ законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте.

По мнению ряда авторов, этот документ стал основой, фундаментом законотворческой деятельности регионов России, установив базовые принципы правового регулирования отношений в области физической культуры и спорта. Например, в основах было установлено требование о том, что физическая культура и спорт - это одна из общепризнанных отраслей человеческой деятельности, которая требует специфического правового осмысления и регулирования. Так же, в Основах нашли свое закрепление принципы и состав отраслевого законодательства, права граждан в сфере физической культуры и спорта, статус органов отраслевого управления, олимпийского движения России, основы системы спорта, в том числе его профессиональной составляющей и их государственной поддержки и финансирования. В результате принятия и действия Основ более в чем двух третях субъектов Российской Федерации было сформировано региональное физкультурно-спортивное законодательство.

Основы сыграли свою положительную роль, однако дальнейшее реформирование системы органов государственной власти и законодательства в соответствии с Конституцией Российской Федерации 1993 года, развитие общественных отношений, в том числе спортивных, уже в середине 90-х годов прошлого века сделали актуальным вопрос о необходимости разработки и принятия федерального закона, предметом правового регулирования которого стала бы сфера физической культуры и спорта. Идея о разработке такого федерального закона была реализована в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации второго созыва и возглавлена Комитетом Государственной Думы по туризму и спорту, руководимым А.С. Соколовым.

Следующим базовым отраслевым актом стал - Федеральный закон от 29.04.1999 № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», который установил правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения Росси.

В 2007г. был принят действующий Закон № 329-ФЗ2. Это событие, безусловно, может считаться отправной точкой нового этапа в процессе развития и совершенствования спортивного права России.

При этом, вопросы правового регулирования физической культуры и спорта в нашей стране постоянно развиваются. Например, в 2019г. после «бурных» дискуссий был принят Закон о фитнес-центрах, под которыми стали пониматься физкультурно-спортивными организации, целью деятельности которых является оказание гражданам услуг по физической подготовке и физическому развитию. Среди прав фитнес-центров можно отметить: организовывать и оказывать гражданам услуги по физической подготовке и физическому развитию; организовывать и (или) проводить официальные физкультурные мероприятия и (или) спортивные мероприятия; осуществлять подготовку населения к выполнению нормативов испытаний (тестов) комплекса ГТО. Среди обязанностей: создавать условия по оказанию гражданам услуг по физической подготовке и физическому развитию, в том числе посредством предоставления помещений, зданий, сооружений, обеспечения спортивным инвентарем и оборудованием; привлекать квалифицированных работников, обладающих теоретическими знаниями и практическими навыками в сфере оказания соответствующих услуг, обеспечивать условия для повышения их квалификации; безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Так же, Установлено, что фитнес-центры вправе организовывать всероссийские объединения и становиться их участниками, также как и участвовать в международных спортивных общественных объединениях.

Вывод: спортивное право, как отрасль права России, прошла бурное историческое развитие, имеющая сейчас четкие современные организационно - правовые основы, нацеленная на дальнейшее развитие.