Статья:

Правовое регулирование деятельности Индивидуального Предпринимателя в Российской Федерации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Гюльназарян К.М. Правовое регулирование деятельности Индивидуального Предпринимателя в Российской Федерации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 36(87). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/87/60675 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовое регулирование деятельности Индивидуального Предпринимателя в Российской Федерации

Гюльназарян Кристине Манвеловна
студент, Юридический институт Орловский Государственный Университет имени И.С. Тургенева, РФ, г. Орел

 

Предпринимательство и отношения, которые с ним связаны, являются специфической областью жизнедеятельности социума. Они представляют собой объект правового регулирования. О специфической характеристике предпринимательских отношений свидетельствует то, что в области предпринимательства предметом правового регулирования является широкая область общественных отношений. Субъекты предпринимательской деятельности преследуют цели получения прибыли, одновременно их деятельность направляется на удовлетворение общественных потребностей по производимой им продукции, выполненные работы, оказанные услуги [1].

Возможность по осуществлению индивидуальной предпринимательской деятельности происходит из общей правоспособности граждан: статья 18 в Гражданском кодексе РФ включается в содержание правоспособности гражданина правом заниматься предпринимательской или любой иной не запрещенной законодательством деятельностью. В широком смысле данного слова под предпринимательским видом деятельности понимают самостоятельную, осуществляемую на свой риск и под собственную имущественную ответственность деятельность, которая направлена на систематическое получение прибыли при пользовании имуществом, от продажи товаров, от выполнения работ или от оказания услуг. Такой деятельностью смогут заниматься и отдельные граждане или же их объединения. Действующие нормы законодательства предполагают осуществления предпринимательской деятельности двумя формами: юридическими лицами или предпринимателями без образования юридических лиц.

Самой простой и наиболее часто встречающейся формой по осуществлению предпринимательской деятельности считают использование статусов индивидуального предпринимателя. Именно поэтому изучение особенностей по правовому регулированию статуса индивидуального предпринимателя является особенно актуальным.

Наиболее простой и распространенной формой предпринимательской деятельности считается использование статуса индивидуального предпринимателя. Именно поэтому изучение особенностей правового регулирования статуса индивидуального предпринимателя особенно актуально [2]

Возможность индивидуальной предпринимательской деятельности вытекает из общей правоспособности гражданина: Статья 18 Гражданского кодекса Российской Федерации включает в себя содержание правоспособности гражданина и право заниматься предпринимательской или иной деятельностью, не запрещенной законом. Индивидуальная предпринимательская деятельность имеет ряд преимуществ по сравнению с другими организационно-правовыми формами, но также имеет ряд недостатков.

Граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане, законно находящиеся на территории России и лица без гражданства, имеющие намерение приступить к индивидуальной предпринимательской деятельности впервые или после прекращения такой деятельности, должны пройти процедуру государственной регистрации лица в качестве индивидуального предпринимателя. Зарегистрированы, в таком качестве могут быть физические лица, право которых на предпринимательскую деятельность не ограничено законом.

В то время как учредители юридического лица при регистрации обращаются в регистрирующий орган за государственной регистрацией для того, чтобы созданная ими организация приобрела свойства субъекта права, была наделена правоспособностью, физическое лицо уже является субъектом гражданского права с момента рождения [4]. Процедура государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя необходима, с одной стороны, для того, чтобы гражданин мог пользоваться гарантиями предпринимательской деятельности, а с другой - для возложения на него вытекающих из такой деятельности обязанностей по налогообложению, соблюдению правил осуществления указанной деятельности. Целями государственной регистрации являются также осуществление государственного контроля, за экономической деятельностью, обеспечение содержащимися в государственном реестре сведениями о предпринимателях их контрагентов, других лиц, государственные, муниципальные и иные органы и организации получение статистической информации.

Основной задачей данного закона является регулирование отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей.

А также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Стоит обратить внимание на то, что процедура государственной регистрации носит сугубо формальный характер. Регистрирующий орган не вправе рассматривать такие вопросы, как на пример о целесообразности государственной регистрации, соблюдении физическим лицом правовых норм, готовности гражданина к предпринимательству, наличия у него необходимого имущества, образования, профессиональных навыков и тому подобное. Задача данного органа заключается в том, чтобы проверить полноту и правильность оформления представляемых для регистрации документов, а также факт оплаты заявителем государственной пошлины в размере 400 рублей. При этом регистрирующий орган не вправе требовать от заявителя какие-либо дополнительные документы, кроме тех, которые были предоставлены при государственной регистрации.

В настоящее время в России первичная регистрация большинства субъектов предпринимательства осуществляется в заявительном порядке, предусматривающем возможность отказа в ней только по формальному основанию: несоответствие учредительных документов требованиям законодательства, предоставление не всех необходимых для регистрации документов, либо их не предоставление, а также предоставление заведомо ложных документов.

Государственная регистрация физического лица, выразившего желание заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в России осуществляется регистрирующим органом сельской, поселковой, районной или городской администрации по месту его постоянного жительства или временного проживания. До регистрации гражданин обязан уплатить государственную пошлину, так называемый регистрационный сбор, который в соответствии со статьей 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации составляет 400 рублей. Регистрационный сбор уплачивается физическим лицом, который изъявил желание заниматься предпринимательской деятельности без образования юридического лица [4]. Категории плательщиков, освобождающихся от уплаты этого сбора или имеющих по нему льготу, устанавливаются органами местного самоуправления. Регистрационный сбор уплачивается через учреждения банка России. Достоверность копии документа, представляемого при государственной регистрации, должна быть удостоверена в нотариальном порядке. Данное правило не применяется, если заявитель представляет копию документа в регистрирующий орган непосредственно и представляет одновременно для подтверждения верности такой копии соответствующий документ в подлиннике. Подлинник же возвращается заявителю при выдаче регистрирующим органом расписки в получении представленных документов.

Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя производится по месту его жительства в срок не более 5 рабочих дней со дня представления всех необходимых документов в регистрирующий орган (статья 8 Закона о государственной регистрации). Не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации регистрирующий орган обязан выдать (направить) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В данном случае таким документом является свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя [3] Законодательные нормы в сфере современного бизнеса не представляют собой целостную, целостную систему норм, а скорее могут быть охарактеризованы как совокупность основных положений, не обеспечивающих общего многообразия и универсальности в вопросах бизнеса.

Предприниматели считаются несостоятельными, их регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей становится недействительной с момента принятия арбитражным судом решения о признании предпринимателя несостоятельным (банкротом) и открытия конкурсного производства. В лицензиях предпринимателей аннулируются выданные им лицензии на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности.

 

Список литературы:
1. Бакшинскас В.Ю. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: уч. пособие. - М.: ИНФРА - М, 2013, - 240 с.
2. Проблемы гражданско-правового статуса индивидуального предпринимателя // Хозяйство и право. - 2016. - №5. - С. 31-48.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 03.04.2017) // Собрание законодательства РФ. - № 31. - 03.08.1998. - ст. 3824.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410; Российская газета, N 111, 25.05.2016.