Финансовая безопасность и основные направления ее обеспечения
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)
Финансовая безопасность и основные направления ее обеспечения
FINANCIAL SECURITY AND THE MAIN DIRECTIONS OF ITS ENSURING
Amina Visarhanova
student, Russian State University of Justice, Russia, Rostov-on-Don
Аннотация. В статье анализируются задачи российской государственной политики в сфере обеспечения безопасности экономической деятельности. Задачи по финансовой безопасности закреплены в Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, проводится предварительный мониторинг их реализации, уделяется внимание текущему состоянию дел в исследуемой сфере. В настоящей статье рассматриваются угрозы финансовой безопасности: внешние и внутренние, которые непосредственно связаны с рисками и правонарушениями в сфере публичных финансов.
Absract. The article analyzes the tasks of Russian state policy in the field of ensuring the security of economic activity. The tasks of financial security are enshrined in the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030, a preliminary monitoring of their implementation is carried out, attention is paid to the current state of affairs in the studied area. This article discusses threats to financial security: external and internal, which are directly related to risks and violations in the field of public finance.
Ключевые слова: безопасность, экономическая безопасность, экономическая деятельность, коррупция, рейдерский захват правонарушения, угрозы, финансовая система.
Keywords: security, economic security, economic activity, corruption, raider seizure of offenses, threats, financial system.
Финансовую безопасность следует рассматривать как системную категорию, включающую: бюджетную, налоговую безопасность, безопасность денежно-кредитной системы, безопасность банковско-валютной системы. Кроме того, в указанную систему следует включать соответствующие меры ее обеспечения и субъектов, которые применяют указанные меры, тем самым обеспечивая состояние защищенности финансовой сферы. Финансовая безопасность - состояние защищенности от различных угроз всех звеньев финансовой системы страны. Общим объектом финансовой безопасности следует считать финансовую систему.
Финансы, как известно, всегда функционируют в денежной форме и составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов). Наличие различных институтов, звеньев внутри финансовой системы обусловлено тем, что финансы обеспечивают многообразные потребности государства и общества, воздействуют на экономику страны и всю социальную сферу. Все финансовые отношения в обществе структурированы в финансовую систему, представляющую собой совокупность различных сфер и звеньев финансовых отношений, в процессе которых образуются, распределяются и используются фонды денежных средств. В свою очередь, денежные средства, находясь в постоянном движении, создают денежные потоки, требующие четкой организации денежных расчетов. Денежные потоки связывают части финансовой системы в единое целое [7; С. 703]. Следовательно, непосредственным объектом финансовой безопасности являются денежные потоки, охватывающиеся понятием "централизованные денежные фонды" и "децентрализованные денежные фонды".
Состояние защищенности, безопасности финансовой системы характеризуется финансовой устойчивостью, что достигается отсутствием различных угроз, опасностей, способных вызвать негативные последствия функционирования ее звеньев, угроз, в конечном счете способных причинить ущерб государственной казне и денежной системе.
Как известно, финансовая безопасность входит в систему экономической безопасности, поэтому понятие "угроза финансовой безопасности" так или иначе следует раскрывать через угрозы экономической безопасности. Главной составляющей экономической системы является сформированная и упорядоченная деятельность ее субъектов. К таким субъектам относятся физические лица, юридические лица, а также публичные образования. Кроме того, публичные образования выступают в экономической сфере в двойственной роли. Первая роль: естественного участника хозяйственного оборота и ключевого редуктора этой самой экономической деятельности. Помимо этого, в силу своей правовой и социальной природы именно страна, исполняя свои функции, призвано гарантировать безопасность всех разновидностей общественных отношений, в том числе и экономических. Само собой, коммерсанты, стараясь извлечь большую прибыль, нередко идут на риск, к примеру, исполняя венчурное финансирование инноваторских проектов, но рискуя собственными вложениями. Многие из предпринимателей желают быть уверенными в том, что в остальном они оберегаемы и им не придется сталкиваться с иными, независимыми от их экономических решений рисками, исходящими из несовершенства законодательства, произволом властей, а также беззаконными поступками иных лиц рынка [2].
Полагаем, как раз потому одним из направлений современной политики страны является гарантирование безопасности экономической деятельности. Обозначенное направление утверждено в подп. 7 п. 15 Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Стратегия утверждена Указом Президента РФ в мае 2017 г. В соответствии с этим, п. 22 данной Стратегии уточняет сущность данного направления, определяя ряд задач, сконцентрированных на его реализацию. Главной задачей, связанной с уменьшением рисков ведения коммерческой деятельности, которые вызываются вероятностью применения формальных причин для ее остановки, а также недопущение избирательного правоприменения для субъектов предпринимательства.
В предоставленном случае имеет смысл разделить обозначенную задачу на 2 взаимосвязанных элемента:
1. Качественное правовое регулирование вопроса, способное понизить количество формальных поводов для приостановки деятельности предпринимателей и включающее более конкретные установки для органов исполнительной власти, мешающие возможности применять существующие формальные поводы без должных фактических оснований.
2. Точная и обоснованная правореализация, то есть сведение к минимуму возможных нарушений и злоупотреблений со стороны регистрирующих, разрешительных, лицензирующих, контрольных, надзорных и правоохранительных инстанций.
Правовое регулирование тут первоначально, в следствии этого начинать нужно с него, а затем, на основании улучшенных норм, достигать их обязательного исполнения соответственными органами власти.
Другой задачей, предустановленной Стратегией экономической безопасности, является предотвращение рейдерских захватов и иных противозаконных действий в хозяйственно-финансовой сфере, исполняемых в том числе с вовлечением представителей государственных органов, корпораций и компаний с доминирующим государственным участием.
Эта задача так же, как и предшествующая, носит совокупный характер и содержит в себе как вопросы общей и специальной превенции в отношении экономических преступлений, так и основы борьбы с коррупционными явлениями, которые относятся к категории преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления (взяточничество, злоупотребление и превышение должностных полномочий и др.).
В Стратегии экономической безопасности в подп. 4 п. 22 содержится задача, направленная на предупреждение преднамеренного банкротства и иных противозаконных действий в отношении субъектов экономической деятельности. [1].
Завершительной задачей, определенной в Стратегии экономической безопасности, стоит задача, связанная с противодействием деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, направленной на причинение ущерба стратегически главным отраслям национальной экономики государства. Реализация противодействия спецслужбам иностранных стран есть не что иное, как изначальная, перманентная и особо главная функция любого государства. В принципе ее постоянная и по возможности действенная реализация не должна находиться в зависимости от внешних и внутренних факторов, в том числе и от введения упоминания о ней в стратегический план обеспечения экономической безопасности.
Причины, определяющие характер финансовой безопасности, различны. Угрозы могут быть внешними и внутренними. Если для конкретного предприятия в зависимости от сферы ее деятельности внешние угрозы являются следствием финансовой политики государства, основные направления которой реализуются внутри страны, то для финансовой безопасности государства внешние угрозы связаны с внешней политикой и международной стратегией.
Внутренние угрозы - существенные обстоятельства, оказывающие определяющее негативное воздействие на финансовое состояние государства или конкретного хозяйствующего субъекта, часто являются следствием непродуманных решений, просчетов, рисков, а также правонарушений и несоблюдения финансовой дисциплины.
В научной литературе к основным внутренним угрозам финансовой безопасности относят: недостаточно эффективную систему государственного финансового контроля, отсутствие социальной ориентированности экономик, падение платежеспособности населения, низкую способность финансовой системы обеспечивать воспроизводство, неадекватную финансово-экономическую политику, направленную на превращение страны в "сырьевой придаток" для высокоразвитых стран. Среди основных причин возникновения внешних угроз финансовой безопасности России выделяют: беспрецедентное влияние внутренней и внешней политики государства на внешнеэкономические связи и отношения; утрату Россией части своих внешнеэкономических позиций в результате вытеснения ее иностранными конкурентами с мировых рынков, противодействие равноправному участию России в международной торговле и др. [3; С 14-17].
Деление угроз на внутренние и внешние вполне оправданно, поскольку позволяет четко систематизировать механизм обеспечения безопасности и использовать эффективные меры безопасности. Если внутренние факторы, способствующие возникновению и развитию целого спектра угроз финансовой системе, обусловлены трансформационными процессами в стране и состоянием государственного управления, то внешние угрозы - ростом экономических, финансовых кризисов, прогрессирующих во всем мире. Поэтому представляется, что приоритетной задачей обеспечения финансовой безопасности должна выступать минимизация, исключение внутренних факторов и условий, поскольку устойчивая финансовая система страны - гарантия национальной безопасности.
Угрозы финансовой безопасности, возникающие в различных сферах функционирования финансовых ресурсов, денежных средств, могут быть предсказуемыми (прогнозируемыми) и вероятностными. Например, к прогнозируемым угрозам можно отнести инфляционные риски, повышение цен и иное. Ко вторым, полагаем, относятся финансовые правонарушения. Противоправные деяния субъектов однозначно влекут негативные последствия для финансовой системы государства (неуплата налога, нецелевое использование бюджетных средств). При этом необходимо учесть, что субъекты финансовых правонарушений различаются по своему правовому положению в отношениях, возникающих по формированию, распределению и использованию денежных фондов государства и муниципальных образований. Поэтому источниками угроз финансовой безопасности в отдельных случаях могут быть и действия должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно осуществляющих финансовую деятельность государства и муниципальных образований.
Полагаем, что угрозы также можно классифицировать по длительности их негативного воздействия: кратковременные, периодические, долгосрочные.
По степени опасности следует выделить: незначительные, опасные, чрезвычайно опасные.
Угрозы финансовой безопасности - это определенные условия и факторы, препятствующие защищенности, устойчивости финансовой системы, стабильности бюджетно-налоговой системы, банковской системы, денежного обращения. К угрозам следует относить и риски, которые влекут негативные последствия. Следует выделять два основных вида угроз: внутренние и внешние. Все угрозы безопасности могут быть прогнозируемыми и вероятностными. Кроме того, классифицировать угрозы следует в зависимости от сферы возникновения и по субъектам, действиями которых причиняется ущерб финансовой системе. Представленный перечень является неполным, что обусловлено отсутствием стабильности современных экономических отношений.
На основании всего выше изложенного, можно сделать вывод, что есть надежда на то, что, хотя за прошедшие 2 года с начала ее осуществления последствия не вызывают большого восторга, но в оставшиеся 11 лет государство может снизить риски предпринимательства; предотвращать рейдерские захваты; сформирует условия, исключающие вероятность сращивания интересов бизнес-структур и представителей власти; научится предупреждать преднамеренное банкротство; увеличит уровень безопасности и антитеррористической защищенности; и вдобавок продолжит эффективно реализовывать противодействие деятельности специальных служб и организаций иных стран, направленной на причинение ущерба стратегически главным отраслям национальной экономики Российской Федерации.