Особенности экономической основы деятельности некоммерческих организаций
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)
Особенности экономической основы деятельности некоммерческих организаций
Аннотация. В настоящее время на территории Российской Федерации существует более тридцати видов (форм) некоммерческих организаций. В статье рассматриваются экономические черты некоммерческих организаций, а также противоречия в законодательстве и практической деятельности.
Ключевые слова: НКО, пассивный доход, специальная правоспособность.
Роль некоммерческих организаций в экономическом развитии нашей страны с каждым годом становится все очевиднее. Сфера деятельности некоммерческих организаций (далее - НКО) достаточно обширна и включает в себя не только оказание помощи социально уязвимым группам населения, предоставление образовательных, медицинских и других услуг, но и разрешение межнациональных конфликтов, совершенствование системы международных обменов, а также регулирование предпринимательской и профессиональной деятельности. Последнее мы наблюдаем в отношении, например, саморегулируемых организаций, основной целью деятельности которых являются разработка и установление стандартов и правил названных видов деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил (ст. ст. 2, 3 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях")[4, c.47].
Главным источником формирования имущества НКО, как правило, являются регулярные и единовременные поступления от учредителей.
Следующим не менее важным источником формирования материальной базы для функционирования некоммерческих организаций являются доходы, которые НКО может получать от приносящей доход деятельности.
Согласно ст. 2 Федерального закона "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческими организациями" целевой капитал НКО - это часть имущества НКО, которая формируется и пополняется за счет пожертвований и (или) за счет имущества, полученного по завещанию, а также за счет неиспользованного дохода от доверительного управления указанным имуществом и которая передана НКО в доверительное управление управляющей компании в целях получения дохода, используемого для финансирования уставной деятельности такой НКО или иных НКО.
Характерной чертой некоммерческих организаций считается принцип специальной правоспособности, т.е. они могут иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительном документе, и нести связанные с этой деятельностью обязанности (п. 1 ст. 49 ГК). Отличия между коммерческими и некоммерческими организациями заключаются еще в определении судьбы имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами при ликвидации юридического лица. Коммерческие организации, как правило, распределяют оставшееся имущество между участниками (учредителями). В некоммерческих организациях общим является правило, согласно которому при ликвидации некоммерческой организации все имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, должно направляться в соответствии с уставом на цели создания организации и (или) на благотворительные цели (п. 8 ст. 63 ГК). [1,c.156]
Таким образом, нельзя сказать, что действующее законодательство проводит четкую грань между коммерческими и некоммерческими организациями.
Прежде всего, допускается, что целями деятельности некоммерческой организации могут быть не только цели, направленные на достижение общественных благ, как это предусмотрено в п. 2 ст. 2 Закона о некоммерческих организациях, но, как это ни парадоксально, - направленные на извлечение прибыли. В соответствии с п. 1 ст. 2 этого Закона некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. То есть по смыслу Закона извлечение прибыли в принципе может быть одной из целей деятельности некоммерческой организации, но не основной, а дополнительной. Тот же смысл заложен и в новой редакции ст. 50 ГК, где сказано, что некоммерческими являются организации, не имеющие извлечение прибыли в качестве такой (т.е. основной) цели деятельности.
Однако если это так, то вообще не имеют никакого правового значения ни запрет на осуществление предпринимательской деятельности, ни ограничение возможности осуществлять приносящую доход деятельность, установленное в п. 4 ст. 50 ГК. Если одной из целей деятельности некоммерческой организации может быть извлечение прибыли, следовательно, она может осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на извлечение прибыли.
В п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях содержится попытка ввести перечень видов разрешенной "предпринимательской и иной приносящей доход" деятельности некоммерческих организаций: "Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, для которой она создана, и соответствует указанным целям, при условии, если такая деятельность предусмотрена в учредительных документах. Такой деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика".
По буквальному смыслу данной нормы никакими иными видами предпринимательской или приносящей доход деятельности некоммерческая организация заниматься не вправе. Например, некоммерческим организациям нельзя заниматься предпринимательской деятельностью в виде выполнения работ, хотя не совсем понятно, чем выполнение работ "хуже" производства товаров или оказания (по терминологии закона - "производства") услуг. С практической точки зрения также непонятно, каким образом (и кем) должно устанавливаться, отвечают ли производимые товары или услуги целям создания некоммерческой организации или не отвечают.
Обращает также на себя внимание и тот факт, что проводимый в п. 2 ст. 24 Закона о некоммерческих организациях раздел между различными видами предпринимательской и иной приносящей доход деятельности весьма близок к разграничению видов предпринимательской деятельности на "активные" и "пассивные", известному налоговому законодательству. Так, налогообложение в Российской Федерации доходов иностранных юридических лиц всегда зависело от того, получены ли такие доходы от "активных" или "пассивных" источников доходов. При этом к "активным" источникам доходов относились те виды предпринимательской деятельности, для получения доходов от которых сам налогоплательщик должен прилагать определенные усилия. Ведение в России соответствующих видов деятельности, как правило, приводит к образованию постоянного представительства иностранного юридического лица. К "пассивным" же источникам доходов (видам деятельности) относились те виды предпринимательской деятельности, для получения доходов от которых не требовалось прилагать собственных систематических усилий, вести какую-либо активную деятельность: доход образуется либо от усилий третьих лиц (при получении дохода в виде дивидендов от участия в других организациях либо процентов по договорам займа), либо от сдачи в аренду собственного имущества, либо от разовых сделок по продаже собственного имущества, находящегося на территории Российской Федерации, либо от роялти (лицензионных платежей, отчисляемых правообладателю за пользование исключительными авторскими правами).
В настоящее время данный подход, хотя и без употребления соответствующей терминологии, по существу сохранился в Налоговом кодексе Российской Федерации. Так, в соответствии с п. 2 ст. 306 НК РФ под постоянным представительством иностранного юридического лица понимается место, через которое иностранная организация осуществляет предпринимательскую деятельность, связанную с осуществлением работ, оказанием услуг, пользованием недрами, продажей товаров и т.п. В то же время согласно п. 1 ст. 309 НК РФ к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации (т.е. к "пассивным" доходам, не приводящим к образованию постоянного представительства) относятся дивиденды, процентный доход от долговых обязательств, доходы от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, доходы от реализации акций, недвижимого имущества, от сдачи в аренду имущества и иные аналогичные доходы.