Статья:

Социальная адаптация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Абакарова Н.Д. Социальная адаптация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 36(87). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/87/60864 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социальная адаптация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования

Абакарова Нюрсият Дагировна
магистрант Дагестанского государственного педагогического университета, РФ, г. Махачкала

 

Аннотация. Понятие «нарушения функций опорно-двигательного аппарата» включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.

Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями функций ОДА составляют дети с ДЦП. При этом нарушении наблюдается сочетание не только двигательных расстройств, но и речевых, задержка отдельных психических функций.

Выделяются три группы по степени тяжести:

  1. Тяжелые нарушения. Дети не могут ходить, либо это делают с помощью; не могут удерживать предметы, обслуживать себя самостоятельно.
  2. Средняя степень нарушений ОДА. Дети могут перемещаться сами на небольшое расстояние, умения себя обслужить недостаточны.
  3. Легкие моторные нарушения. Дети сами передвигаются, могут себя обслужить, но их движения неловки, скованны.

Социализация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на настоящий момент становится приоритетной задачей современного российского общества.

 

Ключевые слова: социализация, нарушения опорно-двигательного аппарата, инклюзия, интеграция.

 

На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья остаётся недостаточной и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства.

Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде.

Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии.

Инклюзивное образование даёт возможность всем воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном объёме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.

Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга, возможность помочь самим себе и людям в своём обществе.

Особенности адаптации детей с НОДА в условиях инклюзивного образования.

Самым первым этапом вхождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата  в общественную образовательную систему является дошкольное учреждение. Главной задачей, которого социализировать ребенка к новой среде.

Дети с НОДА болезненно адаптируются в детском саду. Чтобы избежать стрессовых ситуаций необходимо грамотно подойти к проблеме адаптации детей. Выработка единых требований педагогов и родителей к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важное условие, облегчающее его адаптацию. При этом необходимо учитывать особенности возраста, психофизические возможности детей, а также особенности личности.

Воспитателю и педагогу психологу важно установить взаимодействие с ребенком, как только он поступил в детский сад. Более подробно изучить особенности развития ребенка, интересы и потребности. Создать максимально комфортные условия для нахождения ребенка в группе. Заранее подготовить детей и родителей  группы к поступление «особого ребенка».(во избежание некорректных вопросов.) Если у него нет навыка общения с посторонними людьми, то ребенок может проявлять излишнюю нервозность, плакать, вырываться из рук. В этом случае можно разрешить маме находиться со своим малышом в группе. Тогда ребенок успокоится, у него исчезнет страх перед новой обстановкой, он начнет проявлять заинтересованность в игрушках. В это же время мама мотивирует ребенка обращаться к воспитателю с разными просьбами, знакомится с режимом дня и режимных моментов. Для успешной адаптации очень важно соблюдать режимные моменты и в домашних условиях.

Организуя  образовательную деятельность с детьми с НОДА со сверстниками  важно учитывать интересы и возможности ребенка, создавать ситуацию успеха с целью самораскрытия ребенка, что успешно скажется на адаптации ребенка. Особенно важен этот момент в условиях инклюзивного образования. Потому что, поступая в детский сад или в  школу, эти дети испытывают различного рода трудности, и их отрицательные характерные черты развития могут проявляться наиболее наглядно, вследствие чего процесс адаптации может быть осложнен. Только при комплексном сопровождении ребенка можем говорить о успехах социализации среди сверстников.

Практико-ориентированные рекомендации для педагогов, которые важно соблюдать при работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:

  1. Быть осведомленным об особенностях психофизического развития детей с НОДА, о возможных проблемах, которые могут появиться при обучении и воспитании.
  2. Установить близкий контакт и наладить процесс сотрудничества с родителями ребенка. В беседе с родителями и при непосредственном посещении семьи педагог выясняет интересы ребенка, его склонности, увлечения, игры, положительные особенности личности, на которые сможет опираться в процессе обучения, а также отрицательные, которые будут нуждаться в коррекционном воздействии, какие двигательные навыки у него развиты.
  3. Учитывать психическое и физическое состояние ребенка с НОДА, использовать в работе дифференцированный подход.
  4. У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствитель­ность. Внезапное сенсорное возбуждение вызывает резкое усиление спазма, поэтому следует избегать неожиданных внешних воздействий; педагог должен приближаться к ребёнку со стороны лица, или «оречевлять» дейс­твия. Запрещается сажать детей с НОДА спиной к двери и лицом к окну.
  5. Создать в образовательном учреждении специ­альную коррекционную предметно-развивающую среду.
  6. Разработать индивидуальный маршрут сопровождения различными специалистами (непосредственно воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, владеющий специальной коррекционной методикой работы).

 

Список литературы:
1. М. В, Ипполитова, Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова Особенности психического развития детей с церебральным параличом и общие принципы их воспитания в семье
2. Ю.И. Поздникин и др. ; рец.: А.Г. Баиндурашвили, Э.Г. Ульрих: Повреждения и заболевания опорно-двигательного аппарата у детей. - СПб.: Б.И., 2000
3. Шипицына Л.М.,  Мамайчук И.И.  Детский церебральный паралич.- СПб., 2001.
4. Зигле Л.А., Ефимова Н.М, Малинина Н.Ю., Михайлова В. Педагогический круг: методические рекомендации. – СПб., 2011.
5. Выготский Л.С.  Основы дефектологии – СПб., 2003.
6. Микшина Е.П., Зигле Л.А. Технологии инклюзивного образования в дошкольных учреждениях: рекомендации для руководителей дошкольных учреждений. – СПб., 2011.