Социальная адаптация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(87)
Социальная адаптация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в условиях инклюзивного образования
Аннотация. Понятие «нарушения функций опорно-двигательного аппарата» включает в себя двигательные расстройства, имеющие органическое центральное или периферическое происхождение.
Самую многочисленную группу среди детей с нарушениями функций ОДА составляют дети с ДЦП. При этом нарушении наблюдается сочетание не только двигательных расстройств, но и речевых, задержка отдельных психических функций.
Выделяются три группы по степени тяжести:
- Тяжелые нарушения. Дети не могут ходить, либо это делают с помощью; не могут удерживать предметы, обслуживать себя самостоятельно.
- Средняя степень нарушений ОДА. Дети могут перемещаться сами на небольшое расстояние, умения себя обслужить недостаточны.
- Легкие моторные нарушения. Дети сами передвигаются, могут себя обслужить, но их движения неловки, скованны.
Социализация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на настоящий момент становится приоритетной задачей современного российского общества.
Ключевые слова: социализация, нарушения опорно-двигательного аппарата, инклюзия, интеграция.
На сегодняшний день можно отметить, что эффективность образовательной деятельности и специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья остаётся недостаточной и не может удовлетворить потребности, как семьи, так и государства.
Проводя большую часть времени в кругу себе подобных, ребёнок постепенно утрачивает шанс адаптироваться когда-либо к жизни в обычной социальной среде.
Этот процесс может происходить в рамках интеграции, а так же в рамках несколько другого, более перспективного направления – инклюзии.
Инклюзивное образование даёт возможность всем воспитанникам (включая детей с ОВЗ) в полном объёме участвовать в жизни коллектива образовательного учреждения. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии.
Инклюзивное образование обеспечивает формирование у всех участников образовательной деятельности таких общечеловеческих ценностей, как: взаимное уважение, толерантность, осознание себя частью общества, предоставление возможностей для развития навыков и талантов конкретного человека, взаимопомощь, возможность учиться друг у друга, возможность помочь самим себе и людям в своём обществе.
Особенности адаптации детей с НОДА в условиях инклюзивного образования.
Самым первым этапом вхождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общественную образовательную систему является дошкольное учреждение. Главной задачей, которого социализировать ребенка к новой среде.
Дети с НОДА болезненно адаптируются в детском саду. Чтобы избежать стрессовых ситуаций необходимо грамотно подойти к проблеме адаптации детей. Выработка единых требований педагогов и родителей к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важное условие, облегчающее его адаптацию. При этом необходимо учитывать особенности возраста, психофизические возможности детей, а также особенности личности.
Воспитателю и педагогу психологу важно установить взаимодействие с ребенком, как только он поступил в детский сад. Более подробно изучить особенности развития ребенка, интересы и потребности. Создать максимально комфортные условия для нахождения ребенка в группе. Заранее подготовить детей и родителей группы к поступление «особого ребенка».(во избежание некорректных вопросов.) Если у него нет навыка общения с посторонними людьми, то ребенок может проявлять излишнюю нервозность, плакать, вырываться из рук. В этом случае можно разрешить маме находиться со своим малышом в группе. Тогда ребенок успокоится, у него исчезнет страх перед новой обстановкой, он начнет проявлять заинтересованность в игрушках. В это же время мама мотивирует ребенка обращаться к воспитателю с разными просьбами, знакомится с режимом дня и режимных моментов. Для успешной адаптации очень важно соблюдать режимные моменты и в домашних условиях.
Организуя образовательную деятельность с детьми с НОДА со сверстниками важно учитывать интересы и возможности ребенка, создавать ситуацию успеха с целью самораскрытия ребенка, что успешно скажется на адаптации ребенка. Особенно важен этот момент в условиях инклюзивного образования. Потому что, поступая в детский сад или в школу, эти дети испытывают различного рода трудности, и их отрицательные характерные черты развития могут проявляться наиболее наглядно, вследствие чего процесс адаптации может быть осложнен. Только при комплексном сопровождении ребенка можем говорить о успехах социализации среди сверстников.
Практико-ориентированные рекомендации для педагогов, которые важно соблюдать при работе с детьми с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата:
- Быть осведомленным об особенностях психофизического развития детей с НОДА, о возможных проблемах, которые могут появиться при обучении и воспитании.
- Установить близкий контакт и наладить процесс сотрудничества с родителями ребенка. В беседе с родителями и при непосредственном посещении семьи педагог выясняет интересы ребенка, его склонности, увлечения, игры, положительные особенности личности, на которые сможет опираться в процессе обучения, а также отрицательные, которые будут нуждаться в коррекционном воздействии, какие двигательные навыки у него развиты.
- Учитывать психическое и физическое состояние ребенка с НОДА, использовать в работе дифференцированный подход.
- У детей с ДЦП отмечается сенсорная сверхчувствительность. Внезапное сенсорное возбуждение вызывает резкое усиление спазма, поэтому следует избегать неожиданных внешних воздействий; педагог должен приближаться к ребёнку со стороны лица, или «оречевлять» действия. Запрещается сажать детей с НОДА спиной к двери и лицом к окну.
- Создать в образовательном учреждении специальную коррекционную предметно-развивающую среду.
- Разработать индивидуальный маршрут сопровождения различными специалистами (непосредственно воспитатель, педагог-психолог, учитель-логопед, владеющий специальной коррекционной методикой работы).