Статья:

Управление процессом информационного обмена в системе таможенных органов РФ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(89)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Трифилова К.В. Управление процессом информационного обмена в системе таможенных органов РФ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 38(89). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/89/61617 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Управление процессом информационного обмена в системе таможенных органов РФ

Трифилова Кристина Витальевна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

MANAGEMENT OF THE INFORMATION EXCHANGE PROCESS IN THE SYSTEM OF CUSTOMS AUTHORITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

 

Kristina Trifilova

student, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. В данной статье рассмотрены основные аспекты управления процессом информационного обмена в системе таможенных органов РФ. Информация, находящаяся в распоряжении у таможенных органов, находится под защитой специальных программно-технические средств, которые разрабатываются по заказу таможенных органов. Совершенствование таможенного контроля и таможенных процедур находится в неразрывной связи с внедрением информационных технологий в деятельность таможенных органов.

Abstract. This article discusses the main aspects of managing the process of information exchange in the system of customs authorities of the Russian Federation. The information held by the customs authorities is protected by special software and hardware that are developed by order of the customs authorities. Improving customs control and customs procedures is inextricably linked with the introduction of information technology in the activities of customs authorities.

 

Ключевые слова: информационный обмен, таможня, таможенный орган, информационная безопасность, информационная система.

Keywords: information exchange, customs, customs authority, information security, information system.

 

На данный период времени возможность влиять на процессы, которые происходят в политике, экономике, государственном управлении определяется не только отсутствием или наличием определенных полномочий, но и обладание достоверной, полной и актуальной информации, а также наличием возможности ее качественно и быстро обрабатывать. Это становится возможным благодаря автоматизации всех процессов и операций за счёт применения новейших технических средств.

Приоритетным направлением совершенствования деятельности таможенных органов Российской Федерации является внедрение в практику таможенной деятельности современных информационных технологий, что требует коренных изменений в правовом поле, процессе принятия таможенных решений, инфраструктурных преобразований [1].

Основой совершенствования таможенной службы на современном этапе является автоматизация её деятельности посредством информационных технологий. То есть в рамках таможенной сферы должна функционировать единая информационная система управления, содержащая всю необходимую базу данных.

Единая автоматизированная информационная система таможенных органов – одна из крупнейших информационных систем в стране. В составе ЕАИС ТО используется более четырех десятков функциональных автоматизированных систем, включающих информационно-программные средства и базы данных (Рис. 1).

 

Рисунок 1. Управление процессом информационного обмена в системе таможенных органов в РФ

 

Участники внешнеэкономической деятельности имеют право доступа к информации, которая касается их деятельности и имеется в таможенных органах. Таможенные органы предоставляют данную информацию бесплатно. Информация предоставляется таможенными органами на основе письменного запроса так же в письменной форме. При направлении ответа таможенные органы должны убедиться, что информация, передается лицу, к которому она имеет отношение [2].

Информация, находящаяся в распоряжении у таможенных органов, находится под защитой специальных программно-технические средств, которые разрабатываются по заказу таможенных органов. Совершенствование таможенного контроля и таможенных процедур находится в неразрывной связи с внедрением информационных технологий в деятельность таможенных органов. Что находит свое отражение в Стратегии развития таможенных органов РФ.

В рамках, которой одним из стратегических приоритетов является совершенствование таможенного администрирования за счет внедрения новых информационных технологий.

На основе анализа Стратегии информационного общества в РФ до 2030 года можно сделать вывод, что основными принципами в рамках развития информационных технологий для РФ и таможенных органов являются следующие [3]:

− партнерство бизнеса, гражданского общества и государства;

− равный и свободный доступ к информации;

− поддержка отечественного производителя в информационно-технической сфере;

− международное сотрудничество в телекоммуникационном и информационном обмене;

− создание условия для обеспечения национальной безопасности посредством использования информационных технологий.

Применение современных информационных технологий в сфере таможенной деятельности, имеет весомое значение для информационного обмена всех участников внешнеэкономической деятельности, так как они способствуют оптимизации таможенных операций как с точки зрения времени их прохождения, так и финансовых затрат. Статистические данные ФТС свидетельствуют о том, что информационные технологии значительно повысили качество таможенного администрирования. Это в свою очередь повлекло за собой целый ряд положительных преобразований в инфраструктуре таможенной службы [4].

Информационные технологии на практике реализуются во многих направлениях таможенной деятельности, но пока нельзя говорить о полномасштабной автоматизации всех процессов. Некоторые технологии находятся в тестовом режиме. Поэтому важно уделять внимание дальнейшему освоению современных информационных технологий. Можно заключить, что результативность и эффективность таможенной деятельности сегодня во многом зависит от реализации данного перспективного направления.

В комплексной программе развития ФТС заложено два основных направления развития информационно-технического обеспечения:

- создание условий, обеспечивающих устойчивое функционирование информационно-технических средств таможенных органов;

- поэтапный переход на оснащение таможенных органов ИТС и программным обеспечением отечественного производства[1].

Важной особенностью данных направлений является ориентация на программные продукты, отечественного производства, которые повсеместно должны быть внедрены в деятельность таможенных служб РФ.

Таким образом, управление информационным обменом в таможенных органах осуществляется путем ЕАИС. Данная система является одной из крупнейших информационных систем в стране, в составе которой используется более четырех десятков функциональных автоматизированных систем, включающих информационно-программные средства и базы данных.

 

Список литературы:
1. Алексеева М.В. Правовое регулирование информационной деятельности таможенных органов Российской Федерации: Учебное пособие. М.: Издательство «Перо». 2016. С. 8.
2. Коренькова В.И. Обеспечение информационной безопасности: таможенный аспект – Режим доступа: http://rostjournal.ru/?p=946
3. Павлова Я.В. Обеспечение информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации – Режим доступа: https://bitjournal.ru/index.php/BIT/article/view/136
4. Понаморева А. О. Проблемы информационного обеспечения таможенных органов // Молодой ученый. — 2019. — №42. — С. 204-206. — URL https://moluch.ru/archive/280/63185/ (дата обращения: 22.11.2019).

[1] Понаморева А. О. Проблемы информационного обеспечения таможенных органов // Молодой ученый. — 2019. — №42. — С. 204-206. — URL https://moluch.ru/archive/280/63185/ (дата обращения: 22.11.2019).