Статья:

Развитие креативности студентов в процессе изучения основ психологии и педагогики

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(89)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Атрощенко Ю.В. Развитие креативности студентов в процессе изучения основ психологии и педагогики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 38(89). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/89/61866 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие креативности студентов в процессе изучения основ психологии и педагогики

Атрощенко Юлия Валентиновна
студент, Беларусский государственный университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Что же такое креативность и как ее развивать? Такой вопрос ставят перед собой большинство студентов, ведь каждый стремится быть разносторонней личностью всеми способами себя мотивировать и самореализовываться.

Креативность (англ. create “творить”, “создавать”) - это творческие способности человека, которые помогают ему создавать и воплощать в жизнь новые идеи, которые не вписываются в традиционные схемы. Креативность в большей мере относится к определенным способностям мышления.  В целом, креативность - это набор способностей человека, которые помогают ему создавать и воплощать в жизнь новые идеи, которые не вписываются в традиционные схемы. Креативность от рождения дана каждому, но к сожалению, не все знают методы ее развития. В результате исследования, которое проводилось с целью понимания уровня собственной креативности у современной молодежи, было опрошено 52 студента 1 курса. Результаты оценки уровня собственной креативности у респондентов изображено н рисунке 1.

 

Рисунок 1. Оценка уровня собственной креативности

Примечание – Источник: [1]

 

Исходя из рисунка 1, ни один респондент не оценивает свою креативность ниже 5 баллов. Это в свою очередь свидетельствует о том, что как в школе, так и на первой ступени высшего образования, учителя и преподаватели стараются развить в нас креативное мышление и творческий подход к нестандартным ситуациям.

Тем самым можно сформулировать цель работы- определить направления развития творческого потенциала студентов на основе использования методов формирования креативности в учебном процессе.

Существуют уже известные методы для развития креативности и творческого потенциала. На их примере мы рассмотрим возможность и их реальность реализации среди студентов. 

Методы формирования креативности.

- Имитационное моделирование жизненно важных ситуаций (формы -деловые, ролевые, сюжетные игры);

- Коммуникативные технологии активного партнерского взаимодействия и общения с использованием различных информационных источников (формы – парная работа, групповая работа, взаимообучение, учебный диалог, дискуссия);

- Исследовательские (проектные) технологии обучения (формы – индивидуальный и совместный поиск решения проблемных задач и ситуаций);

- Применение «эвристических подходов» (задание самостоятельно выявить закономерность, сформулировать тему исследования и т.п.);

- Использование заданий открытого типа (не имеющих единственно правильного решения/ответа);

- Стимуляция воображения [1].

Одним из методов развития креативности, ранее уже упомянут, метод Имитационного моделирования жизненно важных ситуаций – данный метод дает возможность хорошо представить ситуации, модели, описывающие процессы, как они могли бы происходить в реальной жизни. Участники такого метода получают всю нужную информацию или хорошо обработанную модель, от которой в дальнейшем могут отталкиваться при определении пути выхода или действия в сложной ситуации. На практике это может использоваться в качестве деловых игр (дать возможность студенту поставить себя на место успешного бизнесмена, политика, министра и т.д.) Тем самым студент, имея привилегии той или иной персоны (выбор зависит от темы деловой игры) может решать проблемы различной степени сложности, высказывать свою точу зрения, дискуссировать с одногруппниками. Студентам также поручается провести деловую игру, организовать процесс общения, разобрать роли, выбрать волнующие вопросы, тему дискуссии, составить сценарий, сделать реквизиты, чтобы создать обстановку конференции.

Коммуникативные технологии активного партнерского взаимодействия и общения с использованием различных информационных источников- в 21 веке особого труда не составит найти определенную информацию, чтобы объять весь объем информации потребуется не один час работы, но, если организовать проведение семинара группами, парами, то охватить больший объем вполне реально. Студентов делят на группы и между ними распеделяются темы, меньший объем инормации поможет студенту сконцентрироваться на определенной теме и досканально ее изучить, хорошо усвоив материал в форме оформленного диалога студнту не составит труда донести информацию до одногруппников. Также способ импровизационного диалога основанного на домашнем материале. Очень эффективным способом является “круглый стол”, обсудить ему в форме дискуссии и дать возможность высказаться всем, если дискуссия заходит в тупик, то у организаторов дискуссии должны быть заранее зготовленные вопросы для оживления аудитории и возобновления темы. Люди с разными мнениями собираюся для обсуждения темы, тем самым нарабатывают навык общения с людьми разных темпераментов и учатся отстаивать свое собственное мнение [3].

Применение «эвристических подходов» - эвристический метод используется при невозможности решить проблему стандартными, формализованными методами принятия управленческих решений. Эвристический метод представляет собой проверенные временем способы нахождения и реализации различных решений путем общения, переговоров и т. д. Часто нужное решение приходит руководителю не на рабочем месте, а на встрече, отдыхе, в дороге, салоне самолета. Эвристические методы позволяют развивать мышление студентов, искать и находить оригинальные и неординарные способы решения творческих задач разного уровня сложности, фокусировать внимание на определенной сфере деятельности, обучать детальному. изучению выбранного материала, исследовать проблемное поле интересующих вопросов, способствовать развитию внимания и креативного мышления посредствам эвристических методов. Мы можем использовать следующие методы при формировании креативной личности студента: тренинги по развитию креативности (дополняют уже существующие знания и навыки, полученные на лекции), деловые игры, диспуты(оспаривать чужую точку зрения, тем самым доказывая свою), дебаты, метод «мозгового штурма»(дает возможность обсуждать, предлагать, высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических), метод эвристических вопросов(целесообразное применение и сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации в самом процессе решения творческой задачи), метод проблемных ситуаций,  а также упражнения: «невероятная ситуация», «способы действия», «ассоциации» и т.п.

Исследовательские (проектные) технологии обучения – студентам в различных сферах предлагается участвовать в научно-исследовательских конференциях. Исследования (проекты)-отличный способ показать себя. Технология проектного обучения способствует развитию таких личностных качеств студентов, как самостоятельность, инициативность, усидчивость, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности. Студент может выбрать интересующую его тему и исследовать ее как на примере своего факультета, университета, так и страны в целом. Разобрав тему он сталкивается с проблемой, которую при помощи используемых методов должен решить. Исследуя область своей работы студенты проводят различного типа анкетирования, опросы, различного рода дискуссии в результате которых фиксируют точку зрения нужных для данного исследования респондентов. Использование и составление различных диаграмм, подборка материала, высказывание собственного мнения и предложения решения возникших проблем. Роль преподавателя в данной сфере деятельности – натолкнуть студента на мысль, подсказать где искать проблему и правильно сориентировать в ее решении.

Стимуляция воображения - яркое, образное изложение, активизируя воображение студентов, неизменно вызывает их интерес. “Научить” студента мыслить творчески, делать открытия, конечно, невозможно, но можно хоть как-то повлиять на ход мыслительного процесса, делая его более продуктивным и увеличить возможность получения нужного результата.  Иногда преподавателю преподнести сухой, чисто теоретический материал очень трудно, аудитория начинает скучать и фактически отсутствует взаимодейтвие преподавателя и судентов. На лекции часто мы можем улышать такие слова, как “представьте что”, “а если бы”, “что если вдруг”, “представим такую ситуацию”, все эти фразы объединяет одно - нацеленность на воображение студента, представления той или иной ситуации, развития способности к продуктивному мышлению, повышение эффективности творческого процесса. Рассмотрев сложные ситуации на примерах изложенных простым языком, студент имеет возможность представить их и легче усвоить материал. При условии, что студент заинтересован и легко запоминает материал посредствам воображения, лекция пройдет быстро, и связь между преподавателем и студентом не потеряется.

Использование заданий открытого типа. К заданиям открытого типа относятся два вида – задания дополнения и задания свободного изложения.  Отличительной особенностью заданий свободного изложения является то, что для их выполнения испытуемому необходимо самому записать одно или несколько слов (цифр, букв; возможно словосочетаний или даже предложений). Открытые задачи предполагают свободные ответы испытуемых по сути задания, позволяют получить развернутую информацию, расширяют возможности качественного анализа данных исследования. На ответы не накладываются ограничения. Однако формулировки заданий должны обеспечивать наличие только одного правильного ответа. Открытые задачи позволяют включить студентов в образовательную деятельность, обеспечивающую развитие качествами личности: любознательности, стремления к фантазированию, изобретательности, чувствительности к проблемам, эмоциональности, оригинальности и продуктивности. Использование такого типа заданий позволяют студенту проверять себя на знание материала, определять свои способности в раскрытии интересующей темы, развивать логическое мышление и интуицию. Использование задач открытого типа для студентов способствует повышению уровня сформированности основных характеристик креативности: оптимальности, оригинальности, эффективности и разработанности.

 

Список литературы:
1. Брушлинский, А.В. Субъект: мышление, учение, воображение / А.В. Брушлинский. - М., 2003;
2. Виленский, М.Я. Профессионально-творческое развитие специалиста физической культуры и спорта в процессе обучения / М.Я. Виленский, С.Н. Бегидова. - М.; Иркутск, 2004;
3. Иванова, И.П. Развитие творческого мышления студентов в условиях проблемно-деятельностного обучения / И.П. Иванова. - Ставрополь, 2002;
4. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. - М.; Воронеж, 2002.