Статья:

Противодействие терроризму: отечественные проблемы и зарубежный опыт правового обеспечения

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №9(9)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ивасюк О.А. Противодействие терроризму: отечественные проблемы и зарубежный опыт правового обеспечения // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2017. № 9(9). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/9/23880 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Противодействие терроризму: отечественные проблемы и зарубежный опыт правового обеспечения

Ивасюк Ольга Александровна
студент, кафедра уголовного права и уголовного процесса, ФГБОУ ВО «Югорский государственный университет», Юридический институт, РФ, г. Ханты-Мансийск

 

Статья посвящена исследованию отечественных проблем и анализу зарубежного опыта правового обеспечения противодействия терроризму. в свете существующего довольно большого количества научных разработок и публикаций нет необходимости говорить о том, какова опасность международному сообществу вообще и национальной безопасности России в частности от проявлений усиления терроризма в различных их формах.

Актуальность тематики статьи трудно переоценить, поскольку в свете существую­щего довольно большого количества науч­ных разработок и публикаций нет необхо­димости говорить о том, какова опасность международному сообществу вообще и национальной безопасности России в част­ности от проявлений усиления экстремизма и терроризма в различных их формах.

К сожалению, эти очень опасные яв­ления современности влекут за собой такие негативные факторы, как военные провока­ции, межнациональная ненависть, сеют страх и недоверие между социальными группами. ситуация противодействия экстремизму и терроризму осложняется еще и тем, что их довольно трудно спрогнозировать и, соот­ветственно, своевременно предупреждать.

Объектом исследования, проведенно­го в рамках статьи, выступают обществен­ные отношения в сфере обеспечения безо­пасности личности, общества и государства, предметом - формы противодействия терроризму как на законода­тельном, так и на практическом уровне.

Целью статьи является рассмотрение вопросов, связанных с развитием основ­ных направлений международного проти­водействия, а также использованием зару­бежного опыта правового регулирования борьбы с терроризмом.

Сегодня ни об одном государстве в мире нельзя с уверенностью сказать, что оно «свободно» от проблем, связанных с угрозой экстремизма и терроризма. Эти страшные социальные явления глубоко пустили свои корни и достигли мегамасштабов, охвативших собой все междуна­родное сообщество.

В связи с этим наиболее актуальны­ми и первостепенными являются задачи совершенствования основных направле­ний международного противодействия, а также использования зарубежного опыта правового регулирования противодейс­твия этим страшным проявлениям совре­менности путем создания законодательно­го «барьера», выполняющего функции за­щиты жизни и здоровья граждан, их прав, свобод и интересов.

По нашему мнению, исследуемые в статье явления будут более полно рас­крыты, если мы обратимся к истокам слова «терроризм».

Этимология слов «террор» и «тер­роризм» восходит к значению «страх», «ужас» в переводе с латинского. Истоки французского слова terreur, английского terror в латинском языке: terror — ужас, трепет, смятение. Возможные индоевро­пейские истоки tre - трепетать, дрожать, трястись [3, с. 109]. Дословный перевод раскрывает не само понятие террора, а лишь его прямое следствие на эмоцио­нальном уровне. со временем в понятие «террор» стали вкладывать не только зна­чение прямого насилия, но и сам процесс, который вызывает страх и ужас.

В современной отечественной юрис­пруденции существует множество научных мнений, трактовок, подходов, определяю­щих сущность понятий «экстремизм» и «тер­роризм», которые имеют право на сущест­вование [4, с.24]. Мы не ставим своей целью дать новую формулировку сущности понятия данного явления. Cледует лишь от­метить, что указанные понятия, дополняя друг друга, обозначают опасные формы проявления противоправной деятельности человека либо группы лиц, объединенных в преступные сообщества и организации с це­лью причинения вреда личности, обществу и государству, насаждающие идеологию не­нависти, страха, нетерпимости и т.п.

Именно поэтому государства всего мира активно противодействуют различ­ным проявлениям экстремистской и тер­рористической деятельности, не признавая экстремизм и терроризм так называемыми средствами для достижения политических целей. главное направление в этой сфе­ре деятельности – формирование норма­тивно-правовой базы по противодействию терроризму, которое наиболее активно проявилось в Европе пос­ле Второй мировой войны.

Так, в ряде стран были изданы зако­нодательные акты, способствующие пре­дупреждению фашистской угрозы во всех ее проявлениях. В частности, были приня­ты специальные законы, запрещающие де­ятельность профашистских и пронацистских организаций, например, австрийский конституционный закон о запрете Наци­онал-социалистической рабочей партии германии 1945 года; итальянский закон о запрещении неофашистской деятельнос­ти 1952 года; португальский закон о за­прещении фашистских организаций 1978 года; разработаны и международные стандарты, направленные против злоупот­реблений свободой слова, информации, выражения своего мнения.

Противодействие терроризму и экс­тремизму в различных их проявлениях представлено целым рядом международ­но-правовых документов (Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (Токио, 14.09.1963г.); Конвенция о борь­бе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16.12.1970 г.); Конвенция о борьбе с незаконными актами, направлен­ными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23.09.1971 г.); Кон­венция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующих­ся международной защитой, в том чис­ле дипломатических агентов (Нью-Йорк, 14.12.1973 г.); Международная конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 17.12.1979 г.); Конвенция о борьбе с неза­конными актами, направленными против морского судоходства (Рим, 10.03.1988 г.); Международная конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (Нью-Йорк, 15.12.1997 г.); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 09.12.1999 г.); Шанхайс­кая конвенция от 15 июня 2001 г. «О борь­бе с терроризмом, сепаратизмом и экстре­мизмом»; Международная конвенция по уничтожению всех форм расовой дискри­минации от 21 декабря 1965 г.), которые свидетельствуют о том, что терроризм, се­паратизм и экстремизм, вне зависимости от их мотивов, не могут быть оправданы ни при каких обстоятельствах, а лица, ви­новные в совершении таких деяний, долж­ны быть привлечены к ответственности в соответствии с законом. В большинстве зарубежных стран законодательно запре­щены расистские выступления, а также провокационные заявления, выражающие ненависть или презрение к лицам на ос­новании их расовой или этнической при­надлежности, вероисповедания, нацио­нальности.

Вместе с тем, несмотря на единый правовой подход международного сооб­щества к оценке опасности экстремизма и терроризма, создать защитную среду, про­тивостоящую данным социальным явлени­ям, пока не удается. До настоящего момен­та сохраняется единое криминальное про­странство, с одной стороны, и разрознен­ность усилий правоохранительных органов различных государств в оперативно-ро­зыскном и информационном обеспечении борьбы в данном направлении, которые не всегда успевают реагировать на развитие криминальных процессов, – с другой.

В связи с этим существенная роль, по нашему мнению, должна отводиться усилиям по осуществлению практических мер противодействия преступлениям такого рода, которые можно условно разделить на следующие составляющие:

1. Совершенствование профессио­нальной и организационно-управленчес­кой подготовки кадров, задействованных на контртеррористическом направлении, включая парламентариев, сотрудников правоохранительных органов, судебной и пенитенциарной систем, криминалистов, юристов, адвокатов и т.д.

2. Открытие новых экспертных пло­щадок для внедрения передовых уголов­ных и процессуальных стандартов в сис­тему антитеррористического правосудия стран с так называемой высокой террорис­тической активностью.

3. Противодействие пополнению ря­дов боевиков лицами из числа мирного населения.

Для более полного раскрытия темы статьи считаем целесообразным кратко охарактеризовать каждое из обозначен­ных направлений международного проти­водействия экстремизму и терроризму на современном этапе.

1. Попытки совершенствования между­народным сообществом профессиональ­ной и организационно-управленческой подготовки кадров, задействованных на контртеррористическом направлении, уже имеют место. Так, например, в ходе ор­ганизованной в посольстве Великобрита­нии встречи послов стран – участниц гло­бального контртеррористического форума представители США и Великобритании проинформировали о реализации иници­ативы по созданию на Мальте междуна­родного института юстиции и верховенс­тва права. На встрече было объявлено, что учреждение указанного института вступает в завершающую стадию.

Основной целью его учреждения является не только совершенствование профессиональной подготовки кадров, осуществляющих контртеррористическое противодействие, но и обмен опытом в антитеррористической сфере за счет на­лаживания в стенах института активных контактов между ведущими специалиста­ми из различных государств в указанной области.

Учредители не скрывали, что, по­мимо исключительно профессиональных целей, институт призван задать и опреде­ленный идеологический вектор контртер­рористической деятельности, сориентиро­вав ее на строгое соблюдение законов и основополагающих прав человека. В свя­зи с этим подчеркивалось, что создание указанной структуры рассматривается как реализация позиций Плана действий гло­бальной контртеррористической стратегии ООН («меры по обеспечению всеобщего уважения прав человека и верховенства права в качестве фундаментальной осно­вы борьбы с терроризмом» [5, с.67]).

Предполагается, что аудитори­ей данного института будут в основном представители северной и Восточной Аф­рики, Африканского рога и рас­ширенного Ближнего Востока с основным упором на так называемые переходные государства. однако институт готов при­нимать слушателей и из других регионов. Имеется в виду, что каждый курс будет формироваться на индивидуальной осно­ве, в зависимости от страны, для которой он предназначен. Преподаватели будут набираться из числа ведущих экспертов (криминалистов, судей, юристов и т.д.) как на долговременной основе, так и пу­тем разовых приглашений.

Определены руководящие органы института: международный управляющий совет, в который входят: Мальта как при­нимающая сторона, ООН, Евросоюз, Аф­риканский союз, а также – в качестве на­блюдателей – и другие многосторонние организации соответствующего профиля; исполнительный секретариат во главе с исполнительным директором; консульта­тивный совет.

2. Осенью 2013 года под эгидой контртеррористических структур ООН в Нью-Йорке открыта новая экспертная пло­щадка для внедрения передовых уголов­ных и процессуальных стандартов в сис­темы антитеррористического правосудия стран с так называемой высокой террорис­тической активностью.

Управление по наркотикам и пре­ступности ООН и контртеррористический исполнительный директорат ООН предста­вили в Женеве «глобальную инициативу» по повышению эффективности уголовного преследования террористов [1, с.123].

На первом этапе проект ставит це­лью оказать содействие странам Магриба в приведении их правовых систем в соответствие с передовыми стандартами. В дальнейшем планируется расширить географию проекта, сфокусировавшись на южно-азиатском, африканском и ближне­восточном направлениях.

Западные эксперты на конкретных примерах изложили свои подходы к рассле­дованию терактов, ведению судопроизводс­тва, развитию взаимодействия в этой сфере с другими странами. Докладчики обращали внимание на некоторую задержку внедре­ния в развивающихся странах зафиксиро­ванных в документах ООН, Совета Европы и глобального контртеррористического фо­рума принципов и рекомендаций, а также трудности при осуществлении международ­ного сотрудничества (в том числе по вопро­сам экстрадиции и правовой помощи).

В качестве одного из полезных ито­гов мероприятия следует назвать состав­ленный совместными усилиями список распространенных проблем, с которыми сталкивается гособвинение при раскры­тии преступлений террористической на­правленности в обсуждаемом регионе. Высказана рекомендация о продолжении совместной работы в целях повышения взаимного доверия, консолидации поли­тической воли, преодоления бюрократи­ческих и технических барьеров, мешаю­щих эффективному международному вза­имодействию судей и прокуроров.

3. Еще одним важным направлением международного противодействия экстре­мизму и терроризму выступает деятель­ность европейских правоохранительных структур, нацеленная на срыв работы по привлечению граждан в ряды боевиков, а также недопущение создания ячеек вахха­битов и совершения ими террористических актов. Наиболее важным считается умень­шение числа желающих выехать в Сирию. После выявления потенциальных кандида­тов местные органы власти и общественные организации принимают меры по их пере­убеждению, используя для этого привлече­ние членов семей и другие методы, напри­мер изъятие паспортов, лишение социаль­ных льгот и др. кроме того, задействуются формы и способы противодействия в информационной сфере, например контрпро­паганда исламизма, блокирование исполь­зуемых для вербовки интернет-ресурсов, распространение альтернативных предло­жений, в частности, об участии в качестве волонтеров в гуманитарных проектах.

Таким образом, на основе вышеиз­ложенного приходим к выводу о том, что основными направлениями противодейс­твия экстремизму и терроризму на совре­менном этапе являются:

· создание международной пра­вовой базы как важнейшего условия для осуществления согласованных и результа­тивных антитеррористических действий;

· формирование международных антитеррористических центров для борь­бы с экстремизмом;

· активизация работы, препятствующей привлечению граждан в ряды боевиков;

· открытие новых экспертных площадок для внедрения передовых уголовных и процессуальных стандартов в систему антитеррористического правосудия стран с высокой террористической активностью;

· продолжение совместной работы в целях повышения взаимного доверия, консолидации политической воли, пре­одоления бюрократических и технических барьеров, мешающих эффективному меж­дународному взаимодействию судей и прокуроров при раскрытии преступлений террористической направленности;

· пресечение проявлений экстремиз­ма в информационной сфере: контрпропа­ганда исламизма, блокирование интернет-ресурсов, используемых для вербовки;

· оздоровление социально-эконо­мической обстановки в странах и регио­нах, являющихся основными источниками вооруженных конфликтов.

Вместе с тем, по нашему мнению, фор­мы и способы борьбы с экстремизмом и тер­роризмом необходимо развивать и совер­шенствовать. Международное сообщество не должно довольствоваться наработанными методами и средствами противодействия данным социальным проявлениям. Cчитаем важным продолжение работы в сфере совер­шенствования законодательства и направ­лений международного противодействия экстремизму и терроризму на современном этапе по следующим направлениям:

1. Заключение международных до­говоров о создании общеевропейской системы сбора данных об авиапассажи­рах, призванной повысить эффективность борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью.

2. Создание единой нормативно-пра­вовой базы, направленной на расширение сотрудничества следственных и судебных органов для разработки подозреваемых в терроризме, их уголовного преследования и принятия процессуальных решений, что будет способствовать обмену информа­цией в рамках международной антитер­рористической деятельности с США, Рос­сией, государствами северной Африки и Ближнего Востока.

3. Разработка законопроектов об обязательном установлении администра­тивного надзора за гражданами, которые были осуждены за совершение экстре­мистских и террористических преступле­ний и освободились из мест заключения. В рамках таких проектов должно предусматриваться усиление уголовной ответствен­ности за правонарушения данного рода и распространение радикальных идеологий, в том числе с использованием новейших технологий.

4. Своевременное включение в спис­ки зарубежных террористических орга­низаций различных радикальных сект и групп.

5. Совершенствование профессио­нальной и организационно-управленчес­кой подготовки кадров, задействованных на контртеррористическом направлении, включая парламентариев, сотрудников правоохранительных органов, судебной и пенитенциарной систем, криминалистов, юристов, адвокатов и т.д.

По нашему мнению, работа по дан­ным направлениям позволит вести более эффективную борьбу с экстремизмом и терроризмом на современном этапе разви­тия международно-правовых отношений.

 

Список литературы:
1. Казанцев, Сергей Яковлевич. Уголовное право [Текст]: учебник для использования в учебном процессе образовательных учреждений, реализующих программы СПО. Москва: Академия, 2015.
2. Мартыненко, Наталия Эдуардовна. Уголовное право [Текст]. Москва: Юридический ин-т, 2011.
3. Наумов, Анатолий Валентинович. Уголовное право. Общая часть. Преступление. Академический курс [Текст]: в 10 т.. Москва: Юрлитинформ, 2015.
4. Российское уголовное право / Под ред. А.И. Рарога. – М., 2013.
5. Уголовное право России. Общая часть / Под ред.В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунева, А.В. Наумова. – М., 2010.