Статья:

Фоновалик как первый носитель фонодокумента.

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)

Рубрика: История и археология

Выходные данные
Каширина М.С. Фоновалик как первый носитель фонодокумента. // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 39(90). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/90/62379 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Фоновалик как первый носитель фонодокумента.

Каширина Маргарита Сергеевна
студент, Тамбовский Государственный Университет им. Г.Р. Державина, РФ, г. Тамбов

 

Фоновалики являлись носителями звуковой информации до появления фонографа, они использовались еще в средневековье в курантах, а спустя некоторое время были уменьшены в размерах и применялись для воспроизведения мелодий в шарманках и музыкальных шкатулках.

Кроме того знаменитая «разностная машина» Чарльза Беббиджа (механический прибор, созданный для автоматизации определенных вычислений) также была оснащена целой системой валиков.

Исходя из данных фактов, можно сказать, что история фоновалика была достаточно разнообразной уже до создания изобретения Т.Эдисона.

Нужно отметить, что источниковедческое изучение звукозаписи началось сравнительно недавно, несмотря на это специалистами было накоплено значительное количество информации по данной теме. Однако, в нем совершенно точно присутствует перевес в сторону изучения грамзаписи, в то время как фоноваликам не уделяется такого внимания. Обычно в исследовательской литературе они рассматриваются лишь вскользь или вовсе схематично. Вся информация о них лишена всякого разнообразия и повторяется из работы в работу.

Однако можно отметить труды П.Н.Грюнберга «История начала грамзаписи в России» и В.Л.Янина и «Каталог вокальных записей российского отделения компании Граммофон», в которых имеются разделы, посвященные фоновалику как материальному носителю звуковой информации, как самые удачные в области изучения истории записи звука.

П.Н.Грюнбергом написаны многие работы по теме истории звукозаписи, все они достаточно разнообразны по своему содержанию и по праву являются лучшими [3].

На данный момент существуют две самые известные работы в области истории записи звука, это научно-популярные книги Л.Ф.Волкова-Ланнита «Искусство запечатленного звука» [2] и А.Железного «Наш друг – грампластинка». Но даже в этих знаменитых трудах фонографу и фоновалику уделяется минимальное внимание авторов.

Важное значение в изучении фонодокументов, записанных на фоноваликах, имеет книга воспоминаний Л.Шилова «Голоса, зазвучавшие вновь...». Шилов являлся работником фонотеки Союза писателей и долгое время занимался сбором исторических записей знаменитых личностей, хранившихся именно на фоноваликах. Хотя книга его в большей части своей и является описанием художественных воспоминаний автора, в ней содержится достаточное количество материалов о самих носителях звуковой информации.

Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что фоновалик как первый аудионоситель документированной информации является предметом исследований уже достаточно долгое время, несмотря на всю неполноту сведений о нем.

Фоновалик представляет собой цилиндр, обернутый специальным материалом, на который с помощью иглы записывалась информация.

Качество звучания записи на фоноваликах напрямую зависело от материала из которого был изготовлен валик.

Первые фоновалики оборачивались тончайшими листами фольги, но как показала практика, такой материал оказался крайне неудобен для хранения и записи звука. Фольгированные валики быстро выходили из строя, качество звукозаписи на них было крайне низким, из-за различных шумов и шорохов при воспроизведении.

В ходе долгих экспериментов изобретателем Эдисоном и русским химиком Розановым был найден наиболее подходящий материал для обертывания валиков – это была специально приготовленная масса из обыкновенного воска.

Главным серьезным недостатком фоноваликов была трудность тиражирования фонодокументов, записанных на них. Однако Эдисон предпринимал все возможные действия по налаживанию массового производства своего детища. В результате долгих и трудоемких экспериментов ученому все-таки удалось найти несколько способов для записи сразу большого количества валиков, однако все они были несовершенны. Несмотря на все трудности процесса создания копий, Эдисон все же добился возникновения индустрии музыкального бизнеса. Уже к 1891году у одной из компаний по производству фоноваликов был каталог, включавший в себя литературные произведения, начитанные их авторами либо актерами, музыкальные номера с записями духовых аркестров, а также ряд самоучителей иностранных языков знаменитого Розенталя.

В годы активного развития грамзаписи и грампластинок использование фоноваликов заметно снизилось, они просто не выдерживали конкуренции с новыми аудионосителями. В следствие этого, в конце 1920-х годов Эдисоном было принято решение остановить массовое производство валиков с записями и наладить выпуск пустых носителей, предназначавшихся для самостоятельной записи на них звука потребителями.

Теперь фонограф все больше использовался в целях записи человеческого голоса. Для этой задачи он подходил идеально, так как был менее габаритным в сравнении с граммофоном и обладал наиболее простым способом записи. Кроме того один фоновалик возможно было использовать несколько раз, так как дорожки звука просто накладывались одна на другую. Фонограф в то время использовался как современный диктофон, облегчив работу специалистов целого ряда сфер.

Эдисон сосредоточил в своем владении почти все производство чистых фоноваликов, однако, при этом имелись и конкуренты. Основную конкуренцию изобретателю фонографа в России и за рубежом составляла фирма «Пате». Подавляющее большинство записей на фоноваликах также были созданы и распространены именно этой фирмой. В каталогах продукции компании «Пате» были многочисленные иностранные аудиозаписи на английском, французском и итальянском языках.

В создании звукозаписей на фоновалики существовал определенный порядок. Сокращенное название записи либо ее номер размещался по окружности цилиндра (иногда название просто проговаривалось в начале записи). Валик помещался в специальный футляр из картона, на котором отсутствовала этикетка, а ставился только штамп с номером каталога.

 Основным и серьезным недостатком подавляющего большинства фонодокументов того периода было отсутствие ФИО исполнителя. Делалось это умышлено из-за экономии хронометража записи. Для идентификации личности исполнителя записи необходимо было иметь каталог соответствующей компании или прибегать, по возможности, к сравнению нескольких звукозаписей с записями, в которых авторы были известны [1].

Что касается скорости воспроизведения звука с фоновалика – в среднем она равнялась 150 оборотам в минуту, но в отдельных экземплярах могла достигать и больших значений. Это явилось причиной осложнения работы по реставрированию записей, так как при неточно заданной скорости воспроизведения могло изменяться индивидуальное своеобразие авторской речи, записанной на валике.

Необходимо также отметить, что фоновалики, в отличие от остальных материальных носителей звукозаписи, требовали особенного способа хранения, что было обусловлено материалом, из которого они изготавливались. Восковая масса была не лучшим материалом для длительного хранения, так как оказалась сильно подверженной внешним факторам среды. Воск чрезмерно чувствителен к различным изменениям температур как в одну, так и в другую сторону, а также переменно ведет себя в условиях разной влажности помещения хранилища. Если влажность воздуха была высока, то восковая масса подвергалась разнообразным биологическим заболеваниям, а при чрезмерной сухости воздуха валики так или иначе начинали трескаться и осыпаться, что приводило к существенным потерям информации.

Если появление трещин приводило к безнадежной порче валика без возможности его реабилитации, то образующийся на них грибок была возможность удалить специальными растворами, применяемыми в реставрации. Самым известным и действенным был – Labtone, который легко справлялся с очищением валиков от разного типа налета, не портя саму восковую массу. После такой обработки фонозаписей необходимо было очистить валик от картонных или бумажных частей, сменив их на полиэстр. В коробке, куда помещался обработанный валик, необходимо было проделать несколько отверстий, обеспечив тем самым вентиляцию воздуха.

Долгое время фоновалики являлись основными и единственными материальными носителями звукозаписей, однако с развитием технологий они были заменены на более современные виды носителей, такие как грампластинки, магнитные ленты и оптические диски.

 

Список литературы:
1. Аполлонова, Л.П. Механическая звукозапись / Л. П. Аполлонова, Н. Д. Шумова – Москва: Энергия, 1979. – 410 с.
2. Волков-Ланит, Л.Ф. Искусство запечатленного звука / Л.Ф. Волков-Ланит. – Москва: Энергия, 2003. – 202 с. 
3. Грюнберг, П.Н. Ранняя российская грамзапись как новое информационное явление : специальность 07.00.02 «Отечественная история» : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук / Грюнберг Пантелеймон Николаевич; Институт научной информации по общественным наукам РАН. – Москва, 2011. – 57 с. – Библиогр.: с. 45–51.