Статья:

Литературная игра как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(90)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Алиева Д.Д. Литературная игра как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 39(90). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/90/62586 (дата обращения: 30.06.2022).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Литературная игра как эффективное средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках литературы

Алиева Дилафруз Джамилкызы
студент, Костанайский филиал Челябинского государственного университета, РФ, г. Челябинск

 

LITERARY GAME AS AN EFFECTIVE MEANS OF ENHANCING COGNITIVE ACTIVITY OF PUPILS AT LITERATURE LESSONS

 

Dilafruz Aliyeva

Student, Chelyabinsk State University, Kazakhstan, Kostanay

 

Аннотация. В данной статье определены основные аспекты понятия «познавательная активность», а также приведены методические рекомендации по активизации познавательной деятельности на уроках литературы, в частности с использованием литературных игр. Актуальность выбранной темы обусловливается недостаточностью разработок по проблеме организации и планирования литературных игр. Основной целью исследования является подготовка методических рекомендаций и форм работы на уроках литературы по активизации познавательной деятельности учащихся.

Анализ, синтез и обобщение научно-методической литературы позволили определить понятие познавательной активности как проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям. Также в ходе теоретического исследования определены основные виды литературных игр и особенности их проведения. Среди них: викторины, кроссворды, шарады, ребусы, головоломки, КВНы, аукционы, инсценировки, «отгадай писателя», литературные «прятки», ученый совет, различные конкурсы. Одни из них (викторина, кроссворд, шарада, ребус, головоломка) являются методами обучения, другие (КВН, аукцион) – формами организации.

Среди основных выводов автора – необходимость одновременной организации двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности учащихся – игровой и учебно-познавательной. В данном случае педагогу необходимо не только стремиться к достижению дидактической цели, но и сохранить и развить увлеченность, заинтересованность, самостоятельность детей. Помимо этих общих указаний по проведению литературных игр, имеются также частные рекомендации к организации отдельных игр.

Предложенные методические рекомендации по организации процесса с использованием литературных игр могут быть использованы в работе учителя литературы средних и старших классов с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

Abstract. This article specifies the key aspects of the concept of “cognitive activity”, as well as provides guidelines for enhancing cognitive activity at literature lessons, in particular with the use of literary games. The relevance of the selected topic is determined by the lack of developments on the organization and planning of literary games. The main goal of the research is to prepare guidelines and forms of work for enhancing cognitive activity of pupils at literature lessons.

Analysis, synthesis and generalization of research and methodological literature gave the opportunity to define the concept of cognitive activity as a demonstration of the transformative actions of the subject in relation to surrounding objects and events. Also, the main types of literary games and the features of their realization were identified in the course of theoretical study. Among them: quizzes, crosswords, charades, rebuses, puzzles, wits and humor competitions, auctions, dramatization, “guess the writer”, literary “hide and seek”, academic board, various competitions. Some of them (quiz, crossword, charade, rebus, puzzle) are teaching methods, and others (wits and humor competition, auction) are the forms of organization.

Among the main conclusions of the author is the need for simultaneous organization of two interrelated, but significantly different types of pupils’ activities – play activity and learning and cognitive activity. In this case the teacher needs not only to work for achievement of the didactic goal, but also to preserve and develop enthusiasm, interest and independence of children. In addition to these general guidelines for literary games realization, there are also private recommendations for organization of individual games.

The proposed guidelines for organization of the process using literary games can be used in the work of the Literature teacher of middle and senior classes in order to enhance the cognitive activity of pupils.

 

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательная активность, литературная игра, игровая деятельность, дидактические цели.

Keywords: cognitive activity, literary game, play activity, didactic goals.

 

 

Среди одной из основных постоянно исследуемых проблем в педагогике является развитие познавательной активности, способы и методы активизации познавательной деятельности. Данная проблема рассматривается многими психологами, педагогами и даже философами. В общеобразовательных школах основным вектором развития личности в рамках требований Государственного стандарта начального и среднего образования является самостоятельность как ответственное, инициативное поведение, независимое от посторонних влияний, совершаемое самостоятельно. В связи с этим, одной из основных граней воспитания самостоятельности школьников является учебная самостоятельность, которая рассматривается в качестве умения расширять свои знания, умения и способности по собственной инициативе.

Познавательная активность характеризуется как сложное личностное образование, которое складывается под влиянием субъективных и объективных факторов. Активизация познавательной деятельности предполагает определенную стимуляцию, усиление процесса познания. Самопознание представляется как последовательная цепь, которая включает запоминание, сохранение, осмысление, воспроизведение и интерпретацию полученных знаний. Несомненно, процесс активизации познавательной деятельности реализовывается одновременно на всех последовательных этапах, но может возникнуть и на каком-то одном. Задачей педагога в активизации познавательной деятельности учащихся заключается в усилении каждого из этапов познания посредством использования различных приемов и упражнений.

Рассматривая проблему активности деятельности и личности в целом, стоит отметить, что она заняла центральное место в психологической науке благодаря исследовательской деятельности В.М. Бехтерева [3], Б.Г. Ананьева [1], В.Н. Мясищева [6]. Личностный аспект активности выражается в понимании сложного взаимодействия внешних и внутренних процессов, которые трансформируют деятельность человека. Активность определяет статус, социальная функция, роль, цель личности и ее нравственно-ценностные ориентации. Б.Г. Ананьев считает, что индивидуальность личность реализуется посредством его вклада в материальную и духовную культуру общества [1, с.204].

В исследованиях В.Н. Мясищева активность личности напрямую связана с психологией отношений. Система взаимоотношений включает отношение к другим, самому себе, предметам внешнего мира [6, с.130]. Данной системой определяется формирование и развитие личности в процессе деятельности.

Познавательную активность определяют как:

- проявление умственных способностей субъекта познания (С.Л. Рубинштейн) [7, с.261];

- проявление преобразовательных действий субъекта по отношению к окружающим предметам и явлениям (Л.П. Аристова) [2, с.120];

- качество деятельности, в котором выявляется личность учащегося с его отношением к содержанию, характеру обучения и стремлением к мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей познания (Т.И. Шамова) [8, с.69].

Реализация познавательной активности осуществляется посредством познавательной потребности, инициативы, познавательной надситуативности, преобразуемости, самоактуализации и саморегуляции, которые являются ее определяющими характеристиками. Познавательная активность связана с волевыми чертами личности (целенаправленностью, организованностью, самостоятельностью, решительностью), а также со всеми образованиями личности, которые являются проявлениями ее внутренней активности (ценностными ориентирами, направленностью).

Каждый из методов организации учебно-познавательной деятельности обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием. В этом смысле можно говорить о стимулирующе-мотивационной функции любого метода обучения. Функция стимулирования в этом случае как бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.

Одним из таких приемов являются дидактические игры, в том числе литературные. У детей пробуждается живой интерес к процессу познания, активизируется их познавательная деятельность, учебный материал эффективно усваивается. Игра делает материал доступным и создает благоприятную почву для выявления у школьников общих знаний, понятий, установлений межпредметных связей. Также в игре можно эффективно усвоить информацию о биографии писателей, сюжете произведения, теории литературы, а также расширить кругозор учащихся.

Литературные игры имеют несколько видов, таких как кроссворды, викторины, КВНы, аукционы, головоломки, шарады, конкурсы и т.д. Часть из них относится к методам обучения, что определяет их как способы достижения образовательных задач. В эту группу входят шарады, кроссворды, ребусы, викторины и головоломки. Вторую группу можно отнести к формам организации занятия, то есть внешнему выражению совместной деятельности педагога и учеников. Сюда входят КВНы, аукционы. В свою очередь, конкурсы, инсценировки и ученые советы могут относиться и к первой, и ко второй группе, в зависимости от целей конкретного урока.

Рассмотрим наиболее распространенные литературные игры:

- викторина – игра в ответы на вопросы, которые объединяет одна общая тема;

- шарада – загадка, в которой загаданное слово делится на несколько составных частей, каждая из которых представляет собой отдельное слово;

- кроссворд – игра-задача, в которой фигуру из квадратов нужно заполнить буквами, составляющими нужные слова, расположенные вертикально и горизонтально;

- ребус – загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков;

- головоломка – трудноразрешимая задача, загадка;

- литературный КВН – образовательно-развлекательная игра, в которой участвует несколько команд, состоящая из конкурсов на литературные темы;

- литературный аукцион, где предметом «продажи» являются литературные вопросы и задания;

- инсценировка – подготовка литературного произведения или его части к показу на сцене;

- «Отгадай писателя» - одна команда загадывает писателя, другая его отгадывает, задавая односложные вопросы;

- ученый совет – ролевая игра с использованием учебного текста. Каждый участник, соответственно своей роли (автор, редактор, незнайка, специалист, критик, член совета), оценивает предложенное произведение;

- пресс-конференция – ролевая игра, в которой учащиеся выступают в роли журналистов, спрашивающих писателя про его произведение (один из учащихся играет роль писателя) [5, с. 154].

Все представленные игры могут быть обучающими или контрольными, составленными по одному произведению или по определенной теме, циклу. При проведении литературных игр учитель выступает одновременно как организатор двух взаимосвязанных, но существенно различающихся видов деятельности учащихся – игровой и учебно-познавательной. Он должен стремиться не только достичь дидактической цели, но и сохранить и развить увлеченность, заинтересованность, самостоятельность детей. Например, при проведении литературных игр соревновательного характера (КВН, аукцион), учитель должен обращать внимание на правильность и точность ответов учащихся, адекватность принимаемых ими решений. В то же время, не ограничиваясь узкоучебными результатами игры, учитель поощряет быстроту реакции, находчивость, сообразительность, ловкость, соблюдение правил, взаимопомощь.

Помимо этих общих указаний по проведению литературных игр, имеются также частные рекомендации к организации отдельных игр. Так, руководитель инсценировки должен знать сильные и слабые стороны этой игры. С одной стороны, она производит литературное произведение, но с другой стороны, как бы ни была интересна, эффективна игра, она предполагает творческий подход. Инсценировка требует четкого обоснования целей и места в учебном процессе. Прежде всего, это ценностный опыт формирования навыков общения и взаимодействия, опыт человеческих отношений, формирование познавательных мотивов. Как один из видов деловой игры, операционная игра – инсценировка отличается от других литературных игр. Проиграв ситуацию, учащийся чувствует свои силы и возможности, и необходимо обратить внимание на эффект последствия. Инсценировка обостряет внимание к художественному тексту. Однако для того, чтобы эта работа не превратилась в пародию, необходимо предлагать школьникам посильные задания. Трудности этого приема побуждают использовать его в основном в старших классах. Инсценировка большого эпического произведения в школе невыполнима, так как требует огромного творческого труда. А вот инсценировка лишь эпизода из большого произведения или рассказа, особенно тогда, когда в центре его одно событие, когда он написан как сценка, - задача, посильная для учащихся даже средних классов (Чехов «Лошадиная фамилия», «Хамелеон») [5, с. 149].

Существует несколько этапов к инсценировке.

Этап подготовки, на котором распределяются роли и обязанности между участниками (режиссер, костюмер, оформитель сцены, герои-артисты, музыканты и др.). Приступая к постановке, нужно раскрыть и помочь учащимся осмыслить замысел автора, глубже и полнее понять литературное произведение, основную идею его, что делается в процессе всей предшествующей работы. Также на этом этапе проходит непосредственная подготовка к показу на сцене – оформление декораций, реквизита, репетиция ролей.

Этап проведения. В ходе игры рекомендуется следить за соответствием позиции игроков взглядам того, чью роль они выполняют. Преподаватель может занимать различные позиции: быть центром игры – руководить, замыкая все на себе; выполнять функцию одного из игроков; вообще не участвовать.

Этап анализа. Нужно проанализировать с учащимися все успехи и неудачи и выяснить их причины. А также отметить работу каждого, особо удачную - выделить. Выяснить, что нужно сделать, чтобы в следующий раз получилось лучше [4, с. 38].

Работа с ребусами на уроках литературы целесообразна в 5-6 классах. В ребусы можно включать такое слово, отгадав которое, дети назовут тему произведения, главного героя или его атрибут. Установку на это не обязательно давать заранее, можно спросить после отгадывания, как данное слово соотносится с произведением. Методика работы по отгадыванию ребусов обусловливается их характером (перестановка букв в слове в соответствии с цифрами; прибавление к слову или исключение из него буквы или слога; замена буквы в слове; исключение из слова буквы и добавление к слову указанной буквы; чтение букв и слогов, вписанных в буквы большого размера и др.)

При работе с кроссвордом учителю нужно иметь в виду, что вопросы в школьном кроссворде могут быть заданы в виде вопросительного предложения, назывного, в виде пропущенного слова в цитате. Если работа с кроссвордом проводится в классе первый раз или дается задание самим его составить по произведению, то нужно раскрыть детям структуру вопроса.

Также учащимся следует сообщить некоторые особенности этого вида литературной игры:

- слова, загаданные в кроссворде, так или иначе, встречаются в тексте произведения. Поэтому наиболее верный способ отгадать слово – это попытаться найти нужное слово или словосочетание в тексте;

- ответы всегда записываются в именительном падеже;

- если при вопросе имеются подсказки, то правильный ответ должен совпадать с одной из них;

- если к кроссворду прилагается список-справочная информация, то все правильные ответы должны совпадать со словами из этого списка.

Работу с кроссвордом в классе можно построить на примере частичного заполнения, то есть отгадывать частично отгаданный кроссворд. Такой прием привлекает внимание к неразгаданным вопросам, на которые не смог ответить «незнакомец».

Большую роль в пробуждении у учащихся интереса к литературе играет внеклассная работа по предмету. В рамках рекомендаций можно предложить организацию и проведение литературных недель в школе. Это различные литературные конкурсы, вечера, игры-путешествия, КВНы, конкурсы сочинений, творческих работ. Данные приёмы по активизации познавательной деятельности могут быть использованы учителями русского языка и литературы общеобразовательных школ.

Уроки литературы требуют от учителя максимальной творческой активности, способности самому испытывать глубокий интерес к изучаемому произведению. Только тогда возможен ответный отклик в сердцах учеников.

 

Список литературы:
1 Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б.Г. Ананьев. – Л.: ЛГУ, 1986. – 399 с.
2 Аристова, Л.П. Активность учения школьника [Текст] / Л.П. Аристова. – М.: Просвещение, 1968. – 138 с.
3 Бехтерев, В.М. Избр. труды по психологии [Текст] / В.М. Бехтерев. – М.: Алетейя, 1999. – 256 с.
4 Крупская, Л.И. Литературные игры и инсценировки школьников [Текст] – М.: Изд-во АПН, 1960. – 63 с. 
5 Молдавская, Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения [Текст] / Н.Д. Молдавская. – М.: Педагогика, 1976. – 224 с. 
6 Мясищев, В.Н. Проблема потребности в системе психологии [Текст] / В.Н. Мясищев // Ученые записки. – Л.: ЛГУ, 1957. – 193с.
7 Рубинштейн, C.Л. Проблемы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1976. – 416 с.
8 Шамова, Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 208с.