Статья:

Современные педагогические технологии на уроках в специальной (коррекционной) общеобразовательной организации

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(91)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Гусайниева З.М. Современные педагогические технологии на уроках в специальной (коррекционной) общеобразовательной организации // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 40(91). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/91/62738 (дата обращения: 26.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Современные педагогические технологии на уроках в специальной (коррекционной) общеобразовательной организации

Гусайниева Зарема Магомедовна
магистрант Дагестанского Государственного Педагогического Университета РФ, г. Махачкала

 

MODERN PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES AT LESSONS IN THE SPECIAL (CORRECTIONAL) EDUCATIONAL ORGANIZATION

 

Zarema Gusaynieva

graduate student of Dagestan state Pedagogical University, Russia, Makhachkala

 

Аннотация. Предмет: «Технология» слово греческого происхождения, означающее «искусство, мастерство, учение». Педагогическая технология представляет собой такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представлены в определенной целостности и последовательности, а выполнение предполагает достижение необходимой цели как результата и имеет вероятностный прогнозируемый характер[1]. Применительно к специальному образованию целью педагогических технологий является выработка у обучаемого механизма компенсации дефекта, что будет способствовать его интеграции в социуме.

Цель исследования: раскрыть содержание современных педагогических технологий, применяемых на уроках в специальной (коррекционной) общеобразовательной организации.

Теоретические задачи исследования:

1. Рассмотреть клинические особенности первоклассников с нарушением интеллекта;
2. Изучить особенности педагогических технологий, применяемых на уроках в специальной (коррекционной) общеобразовательной организации.
Эмпирические задачи исследования:

1. Сравнить педагогические технологии применяемые на уроках в специальной (коррекционной) общеобразовательной организации;
2. Проанализировать цели и задачи реализуемые педагогом при применении различных педагогических технологий.

Вывод: Главной проблемой стоящей перед специальным образованием является нахождение эффективных форм и методов обучения в условиях, когда оно затруднено по каким-либо причинам. В этом и раскрывается понятие всеобщности обучения с позиций человечности, при этом специфика дефекта становиться вторичной. Таким образом, специальное образование находит свое место в системе общего образования, не дискредитируя права на образование детей с нарушением интеллекта, напротив специальный подход рассматривается как адекватный, не выходящий за нормативно-ориентированные рамки образования. При таких условиях, дети с нарушением интеллекта рассматриваются как обучающиеся со специальными образовательными потребностями.

Abstract. Subject: "Technology" is a word of Greek origin meaning "art, skill, teaching". The pedagogical technology represents such construction of activity of the teacher in which all actions entering into it are presented in a certain integrity and sequence, and performance assumes achievement of the necessary purpose as result and has probabilistic predicted character [1]. With regard to special education, the purpose of pedagogical technologies is to develop a mechanism for compensation of a defect for the student, which will contribute to its integration in society.

The purpose of the study: to reveal the content of modern pedagogical technologies used in lessons in a special (correctional) educational organization.

Theoretical objectives of the study:

1. To consider the clinical features of first graders with intellectual disabilities;

2. To study features of the pedagogical technologies applied at lessons in the special (correctional) educational organization.

The empirical objectives of the study:

1. To compare pedagogical technologies applied at lessons in the special (correctional) educational organization;

2. To analyze the goals and objectives implemented by the teacher in the application of various pedagogical technologies.

Conclusion: the Main problem facing special education is finding effective forms and methods of training in conditions when it is difficult for any reason. This reveals the concept of universality of learning from the standpoint of humanity, while the specificity of the defect becomes secondary. Thus, special education finds its place in the General education system, without discrediting the right to education of children with intellectual disabilities, on the contrary, the special approach is considered as adequate, not going beyond the normative-oriented framework of education. Under such conditions, children with intellectual disabilities are considered as students with special educational needs.

 

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, умственно отсталые, педагогические технологии, специальное образование

Keywords: children with intellectual disabilities, mentally retarded, pedagogical technologies, special education

 

У детей с нарушением интеллекта при поступлении в общеобразовательную организацию не сформированы навыки необходимые для учебной деятельности, они не способны самостоятельно планировать и направлять свою деятельность, достигать конкретных целей, критически относится к проделанной работе. Эти особенности связаны с недоразвитием познавательной сферы, обусловленной стойким характером повреждений коры головного мозга.

С педагогической точки зрения первоклассник с нарушением интеллекта рассматривается как феномен объективной действительности, с индивидуальными проявлениями, нуждающийся в педагогической помощи в целях развития в условиях общественной жизни.

Необходимость обучения в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной организации обусловлена как потребностями самого ребенка с нарушением интеллекта, так и образовательными задачами, стоящими перед специальным образованием. При этом, обучение должна быть реализовано в той мере, в которой в ней нуждается сам обучающийся.

«Технология» понятие, взятое из промышленности в педагогической сфере, выступает в качестве инструмента профессиональной деятельности педагога. Сущность педагогической технологии заключается в разбивки учебного процесса на этапы, включающие в себя определенные действия педагога, позволяющие планировать учебную деятельность, подводит промежуточные итоги и конечные результаты.

Педагогической технологией, учитывающей индивидуальные особенности обучаемого, направленной на создание комфортного психолого-педагогического климата для развития познавательной деятельности, внимания, мышления, выработки самостоятельной деятельности является технология разноуровневого обучения.

Данная технология особенно актуальна в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной организации, учитывающей разные способности к усвоению учебного материала. Целью образовательного процесса является овладение обучающимися минимального базового уровня знаний для дальнейшего профессионального и социального развития.

Технология разноуровневого обучения на уроках в специальной (коррекционной) общеобразовательной организации может быть применена посредством объяснения педагогом учебного материала от сложного к простому, по итогам которого он может определить процент усвоения материала среди обучаемых.

Педагогико-коррекционная работа, включающая все формы воздействия на первоклассника с нарушением интеллекта – личностного, коллективного, средового, выражается в технологии обучения в сотрудничестве.  Качество образовательного процесса первоклассника с нарушением интеллекта, зависит от того, как педагог выстраивает обучение, так как именно он является социально значимым субъектом.

Он организует и координирует учебную деятельность, выступает в качестве ее эксперта для обучаемых.

В число наиболее сложных задач, встающих перед педагогом, входит организация продуктивного общения, предполагающая наличие высокого уровня его коммуникативных умений.

Очень важно так организовать общение с обучаемыми, чтобы этот процесс состоялся. Педагогическое сотрудничество, включенность ребенка в учебный процесс способствует успешному обучению, достижению наилучших результатов.

Заинтересованность первоклассников с нарушением интеллекта в учебном процессе является ключевым этапом в обучении, способствовать чему может применение технологии проблемного обучения, реализуемая в постановки различных проблемных ситуаций, необходимых для разрешения обучающимися.

Проблемы должны быть интересны, решаемы и значимы. Результативность урока при применении данной технологии будет зависит от правильно поставленной педагогом мотивации.

Творческий подход в специальном образовании проявляется при применении игровых технологий. В силу того, что первоклассникам с нарушением интеллекта свойственен основной вид деятельности – игровой, именно увлекательный учебный процесс способен проявить познавательную активность у детей.

Дидактические игры вызывают положительные эмоции, укрепляют коллектив, способствуют самоутверждению ребенка.

При этом педагогу следует учитывать интересы и способности школьного коллектива [2].

Для стимуляции развития познавательной деятельности важны такие формы работы, направленные на развитие: внимания (поиск отличий в рисунках, цветовые различия и прочее), ориентировки в пространстве (определение левой и правой стороны на листе при письме, составление фигур из палочек и прочее), памяти (повторение слов, цифр, тренировка запоминания, выкладка предметов по памяти, мышления и прочее), всех видов мышления (аппликация, конструирование, рисование и прочее).

На уроках в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной организации необходимо применение здоровьесберегающей технологии, целью которой является сохранения здоровья, предупреждения переутомления обучающихся [3].

Педагогу необходимо рационально организовывать учебный процесс, проводить зарядки для рук, глаз, пятиминутки для отвлечения внимания, что повысить умственную работоспособность первоклассников, что в конечном итоге повысить эффективность учебного процесса.

Коррекционно-развивающие технологии в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной организации применяются с целью коррекции выраженности дефекта.

Для детей с нарушением интеллекта актуальна коррекция познавательной сферы, эмоционально-волевой сферы, мышления, моторно-двигательной сферы, внимания и восприятия.

Современное образование ориентировано на личностном подходе к обучаемому. Ребенок является субъектом обучения, а не ее объектом. Личность ребенка, его индивидуальные способности и физико-психологические возможности являются краеугольным камнем образования.

Главной задачей обучения в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной организации является помощь каждому ученику, с учетом субъективного опыта и индивидуальных особенностей, развиваться как личность.  

 

Список литературы:
1. Ксензова Г. Ю. // Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие. – М: Педагогическое общество России, 2000. – С. 224;
2. Нелипенко Т.И.// Современный урок в коррекционном классе. – Воглоград, 2013. – С. 40-43;
3. Коваленко В.И. // Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. – Москва, 2004. – С. 50-55.