Расследование массовых убийств в учебных заведениях, на примере массового убийства в Керченском политехническом колледже
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)
Расследование массовых убийств в учебных заведениях, на примере массового убийства в Керченском политехническом колледже
INVESTIGATION OF MASSACRES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS, AS EXEMPLIFIED BY MASSACRES AT THE KERCH POLYTECHNIC COLLEGE
Egor Sorokin
Student of Vladimir state University named Alexander G. and Nicholas G. Stoletovs, Russia, Vladimir
Maxim Udalov
Senior Lecturer, Department of Criminal Law Disciplines of the law Institute Vladimir state University named after Alexander Grigorievich and Nikolai Grigorievich Stoletov, Russia, Vladimir
Аннотация. Сущность массовых убийств в учебных заведениях, обуславливает наличие особых приемов и способов при раскрытии и расследовании массовых убийств в учебных заведениях.
Abstract. The essence of mass killings in educational institutions determines the existence of special techniques and methods in the disclosure and investigation of mass killings in educational institutions.
Ключевые слова: криминалистика, тактика расследование, методика расследования, криминология.
Keywords: forensics, investigation tactics, investigation methods, criminology.
События связанные с массовыми убийствами в общественных местах, а в частности в учебных заведениях, всегда вызывают общественный резонанс и привлекают особое внимание как со стороны общества, так и со стороны государственных органов.
Инциденты такого рода частое явление для зарубежных стран начина с конца 20-ого века, и заканчивая настоящим временем. По приблизительным подсчетам за вышеуказанный период за рубежом было совершено более 260 случаев массовых убийств в учебных организациях [1].
Говоря о Российских реалиях, стоит отметить тот факт, что в период с 2014 года по настоящее время, в нашей стране было совершено более 15 случаев нападения на учебные заведения сопряженных с массовыми убийствами как персонала учебных заведений, так и учащихся.
Одним из наиболее резонансных преступлений современности является, нападение на Керченский политехнический колледж в Республике Крым [2].
17 октября 2018 года учащийся политехнического колледжа города Керчь Владислав Росляков, устроил взрыв, а также массовый расстрел в данном учебном заведении, после чего покончил с собой [3].
Сообщение о взрыве в здании колледжа поступило в 11:48. Изначально сообщалось о взрыве бытового газа. В последующем стало известно, что причиной взрыва послужило взрывное устройство, а также поступила информация о массовом расстреле в стенах колледжа. В тот же день по данному факту, Следственным комитетом было возбуждено дело квалифицируемое, как террористический акт [4]. Позже данное уголовное дело было переквалифицировано на пункт «а» часть 2 статьи 105 Уголовного кодекса Российской Федерации.
В результате данного происшествия погибло более 20 человек, среди которых были как преподаватели, так и студенты Керченского политехнического колледжа, а также более 60 человек получили ранении.
Говоря о криминалистической методики расследования подобных преступления, стоит отметить тот факт, что для установления всех фактов преступника, необходимо осуществить целый комплекс оперативно-розыскных мероприятий. В данный перечень, должны входить такие действия как: подробный осмотр места происшествия сопряженный со сбором предметов и следов, имеющих значение для расследования, определение личности преступника(ов), опросы свидетелей, а так же создание отдельной оперативной группы для осуществления плана «Перехват», в случае если не удалось задержать подозреваемых лиц на месте совершения преступления.
При проведении осмотра места происшествия на территории, где было использовано взрывное устройство, необходимо найти все элементы данного устройства, с целью восстановления всех фактов произошедших событий, что зачастую осложняется, тем что поражающие элементы могут находится за пределами места происшествия. В таком случае, необходимо обратить внимание на территорию расположенную за пределами места происшествия, либо расширить границы места происшествия.
Также одной из особенностей криминалистической методики расследования данного преступления является, то что в случае, когда преступник совершает акт суицида, в результате чего его тело находится на месте происшествия наряду с другими останками, необходимо провести определенный ряд мероприятий направленный на определение и опознание тела преступника. Для достижения данной цели, в первую очередь, необходимо осуществить опрос свидетелей происшествия, а также стоит обратить внимание на средства видео-фиксации на месте преступления.
В случае массового убийства в Керченском политехническом колледже, органами Следствия удалось установить личность преступника, путем осмотра места происшествия, а в частности в результате просмотра видеоматериалов с камер видеонаблюдения, установленных на территории колледжа. Нападавшим оказался студент четвертого курса данного учебного заведения Владислав Росляков 2000 года рождения [4].
Рассматривая вопрос о личности преступника, в результате того, что Владислав Росляков совершил суицид, то для оценки его психического состояния была проведена посмертная психолого-психиатрическая экспертиза [5]. Особенность данного вида экспертизы заключается в том, что невозможно фактические провести исследование лица. В таком случае необходимо произвести исследование личных вещей подозреваемого, с целью установления факта его психологического состояния перед совершением преступления.
Владислав Росляков жил в неполной семье с матерью, имел хорошую успеваемость в колледже, с места жительства и учебы характеризовался положительно. В результате экспертизы также было выяснено, что Росляков являлся скрытным и необщительным, увлекался спортом – боксом, а также проявлял интерес к фильмам и компьютерным играм с проявлениями насилия. Друзей у него не было.
В летом 2018 незадолго до совершения преступления Росляков прошел обучение для обращения с оружием, сопряженную с прохождением медицинской комиссии, включая психиатра. В октябре 2018 года Росляков приобрел огнестрельное оружие и боеприпасы. В результате чего встает вопрос об ужесточении требований для прохождения психолого-медицинской комиссии для претендентов на владение огнестрельным оружием.
Так же еще одной особенностью данного дела является то, что Росляков проник на территорию колледжа через отверстие в заборе, а в само здание он беспрепятственно проник через запасной выход.
В результате чего можно сделать вывод, что в местах массового пребывание необходимо усилить условия обеспечения безопасности. Для достижения данной цели, в первую очередь, усилить подготовку лиц охраны, а также включить в штат охраны, в частности в учебных заведения, сотрудников правопорядка с наличием у них как специальных средств, так и огнестрельного оружия.
Официальной версией произошедших событий, является уничижительное отношение к Владиславу Рослякову со стороны его окружения, на почве его недостаточного материального обеспечения [5]. Для предотвращения подобных ситуаций в будущем, необходимо улучшить качество работы психологов в учебных учреждениях, путем проведения периодичных персональных занятий с учениками и студентами.