Статья:

Особенности государственного регулирования в фармацевтической индустрии

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(92)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Сафиуллина Э.И. Особенности государственного регулирования в фармацевтической индустрии // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 41(92). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/63631 (дата обращения: 18.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности государственного регулирования в фармацевтической индустрии

Сафиуллина Эльмира Ильгизяровна
магистрант, Российский университет дружбы народов, РФ, г. Москва

 

В настоящее время развитие и функционирование любого рынка невозможно без вмешательства государства. Сфера производства и потребления фармацевтической промышленности также требует особого внимания со стороны государства. В статье рассматриваются особенности государственного регулирования фармацевтического рынка.

Специфической особенностью фармацевтической области является выпуск особого товара, направленный на улучшение и сохранения здоровья населения. Это обуславливает важную стратегическую роль фармацевтической индустрии страны, а также важность государственного регулирования при производстве лекарственных средств. Стоит учитывать специфику лекарственных средств, которая непосредственно влияет на состояние здоровья населения, так как эффективная система безопасности является залогом успеха производства качественных препаратов.

Сегодня одной из важнейших функций государства в рыночной экономике является устранение сбоев рыночного хозяйственного механизма. В современной экономической теории обоснование необходимости государственного вмешательства в экономику в рыночной системе осуществляется с позиций макроэкономической и микроэкономической теорий.

Государство должно нести ответственность перед обществом за обеспечение социальными благами, в т.ч. доступными и качественными лекарственными средствами. Одной из важных характеристик фармацевтической отрасли является ее социальная значимость для общества.

Государство применяет различные инструменты в сфере регулирования фармацевтической отрасли: государственная регистрация лекарственных средств; лицензирование лекарственных средств; аттестация и сертификация специалистов, работающих в этой сфере; осуществление государственного контроля производства, изготовления, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств; государственное регулирование цен на фармацевтическую продукцию. 

Мировой опыт показывает, что страны применяют как прямое, так и косвенное регулирование ценообразования. В странах Европы цены регулируются не только на лекарственные средства, которые реализуются по рецепту врача, но также ценовому регулированию принадлежат лекарственные средства, которые свободно продаются в аптеках (без рецепта врача).

Анализируя опыт регулирования цен, можно сказать, что полный контроль над ценами на все лекарственными средствами или, напротив, полное отсутствие контроля над ценами можно встретить только в некоторых странах. В США контроль цен нет, так как уровень конкуренции на рынке очень высок, и цены на лекарственные средства находятся ниже установленного государством верхнего предела. Канада, например, регулирует только цены в период их патентной защиты на оригинальные препараты. в Греции, Бельгии и Словакии, например, цены регулируются практически на все фармацевтические препараты. 

Самым важным аспектом ценовой политики является выбор метода ценообразования на товары.

Ценообразование проникновения.

Данный метод характерен для достижения целей, при которых на рынок выходит товар с низкой начальной ценой.  Для привлечения большого количества покупателей и завоевания большей доли рынка.

Средние издержки + прибыль.

Подход заключается в начислении заранее определенной прибыли к себестоимости товара. Это самый простой способ ценообразования. В последнее время данный метод теряет свое значение в Европе и в остальном мире.

Метод "снятия сливок" (S.P.)

Метод связан с установлением высокой начальной цены на товар. Данный метод применим, если компанией выделена большая сумма затрат на исследования по разработке нового продукта, предусмотрены высокие расходы на продвижение товара (реклама).

Введение единой шкалы розничных наценок.

Розничные цены на лекарственные препараты могут отличаться в разных аптеках. Например, в Германии, во всей стране действуют единые розничные цены. При этом важно отметить, что торговая наценка тем ниже, чем выше розничная цена, что стимулирует продажу большего количества дешевых препаратов.

Льготные перечни лекарственных средств.

Государство может включать конкретное лекарственное средство в льготные списки препаратов, которые отпускаются по льготным ценам. Если фармацевтическая компания будет снижать цену на какой - либо препарат, то данный препарат может быть включен в льготный список.

Стоит отметить, что еще одним направление регулирования государства является создание политики импортозамещения. Существуют различные определения самого понятия импортозамещения. В частности, данный термин определяется как «…уменьшение или прекращение импорта определенного товара посредством производства, выпуска в стране того же или аналогичных товаров. По мнению многих экспертов, импортозамещение должно являться важным элементом государственной политики для повышения конкурентоспособности отечественной экономики, но не столько на макроуровне, сколько на уровне групп предприятий.

Таким образом, фармацевтическая отрасль является довольно перспективным направлением в ведении бизнеса. Рассмотренные выше методы регулирования фармацевтических рынков являются основными методами в фармацевтической индустрии ценообразования. Главной задачей правительства является контроль над расходами бюджетных средств на лекарственные средства и за темпами их роста, а также поддержка населения в здравоохранении (возможность приобретения необходимых лекарственных средств по доступным ценам для населения). Вопрос лекарственного ценообразования - это важное, сложное направление государства, но необходимое для улучшения лекарственных препаратов, а также сделать их доступными для населения.

 

Список литературы:
1. Ахметов А. Е., Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук «Международный опыт регулирования национальных рынков фармацевтической продукции и возможности его применения в России»    
2. Аксёнов С.М. Трансформирование шведской модели социально-экономического развития - консолидированное движение к единой Европе, или Развитие процессов регионализации стран Северной Европы / М., 2008. -- С.112-220.
3. Ахинов Г., Мысляева И., Экономика общественного сектора // Издательство: Инфра-М, 336 стр., 2011г
4. Вощанова Г., Годзина Г., Экономическая история Издательство: ИнфраМ, 256 стр., 2010 г.
5. Балашов А.И. Формирование механизма устойчивого развития фармацевтической отрасли: теория и методология. – СПб.: Издво СПбГУЭФ, 2012. – 160 с. ISBN 978-5-7310-2755-7
6. Гринберг Р.С., Рубинштейн А.Я. Основания смешанной экономики. Экономическая социодинамика. М.: ИЭ РАН, 2008.
7. Емец М. А. Федеральные целевые программы России: проблема координации и пути ее решения //Вопросы государственного и муниципального управления. – 2012. – №. 3.
8. Иванова О. А., Коложвари Ю. Б. Государственное регулирование ценообразования в торговле фармацевтическими и медицинскими товарами //синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. – 2016. – с. 37-41.
9. Марченко Ю. О. Роль импортозамещения в развитии российского фармацевтического рынка: автореферат дис. канд. эконом. наук //М.: ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления», дата защиты. – 2016. – Т. 1.
10. Мусина Н. З. и др. Анализ систем ценообразования и ценового регулирования стоимости лекарственных препаратов в зарубежных странах //Медицинские технологии. Оценка и выбор. – 2017. – №. 2 (28).
11. Пономаренко Е., Исаев В., Экономика и финансы общественного сектора (основы теории эффективного государства ) // Учебник. - М.: ИНФРА-М, 427 стр., 2009 г.