Статья:

Влияние налогового механизма на социально - экономические явления

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Исмиханова Р.Р. Влияние налогового механизма на социально - экономические явления // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 3(96). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/92/65957 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Влияние налогового механизма на социально - экономические явления

Исмиханова Регина Рамазановна
студент, Дагестанский государственный университет, РФ, г. Махачкала

 

Налоги являются одной из важнейших категорий рыночной экономики. Их возникновение обусловлено объективными экономическими и социальными условиями развития общества и наличием совокупности интересов, удовлетворение которых возможно лишь при наличии системы централизованного обеспечения общественных потребностей финансовыми ресурсами. Налоговые отношения характеризуются двойственным проявлением, поскольку являются одновременно экономическими и правовыми отношениями.

Содержание налоговой политики государства и организация налоговой системы во многом зависят от того, какой из императивов положен в их основу. Исторический опыт свидетельствует о том, что в условиях планово-административной экономики гипертрофированные интересы государства способствовали формированию распределительной системы фискальной ориентации.

Становление и развитие рыночных отношений в России потребовало переосмысления роли и задач государства в управлении экономикой. В этих условиях резко возросло значение налогов, которые в числе прочих мер государственного воздействия обеспечивают функционирование экономического механизма, оказывая влияние на развитие экономики, социально-культурного комплекса, состояние международных интеграционных процессов и составляют основную часть доходов, мобилизуемых в бюджетную систему.

Налоговая политика – это сфера деятельности государства по разработке системных условий установления и порядка реализации налоговых отношений, имеющая целью экономическое обеспечение выполнения государственными структурами возложенных на них общественно значимых функций. Налоговая политика отражает объективные закономерности развития экономики, в соответствии с которыми определяются методы распределения и перераспределения национального дохода при помощи налогов.

Основные задачи налоговой политики можно сформулировать следующим образом:

– нахождение равновесия в процессе одновременной реализации конкурирующих функций налогов;

– обеспечение такого уровня налоговых поступлений в бюджетную систему, который был бы достаточен для выполнения расходных обязательств государства; – ограничение возникающих диспропорций в распределении доходов; – стимулирование реализации общественно-значимых целей развития экономики и социальной среды; – нейтрализация рисков, негативно влияющих на экономическую безопасность государства.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).

Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.

Во-первых, налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

Однако, во-вторых, практика привносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы налогового планирования, регулирования и контроля. Поэтому налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий, т. е. в узком смысле этого слова. Это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический рычаг субъективного (императивного) регламентирования системы налого­вых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.

Все названные подсистемы (элементы) налогового механизма разграничены условно, поскольку на практике они нередко пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают вовсе органичным целым, ибо они есть проявления регулирующей налого­вой функции. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде системы налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т. д.

Все эти действия раскрывают регулирующее назначение налогообложения в целом. Элементы налогового механизма являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения.

Более того, все три элемента налогового механизма - области, суть которых предопределена не только налоговой наукой и практикой. Так, налоговое планирование осуществляется исходя из рекомендаций общей теории и практики планирования, маркетинга и других наук. Тем же правилам подчиняются налоговое регулирование и контроль. Большое значение для них имеют рекомендации, выработанные общей теорией управления и права.

Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях власти и управления, а также существенны различия и во временном отношений. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов.
Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала.

- планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

- стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара и его сбытом.

Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость. В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его.

Многообразные свойства налогов предопределяют их важное значение в социально-экономических процессах, которое проявляется в воздействии на отношения общественного воспроизводства. Практическая ценность налогов позволяет особо подчеркнуть их фискальную, регулирующую, стимулирующую, социальную и политическую роль.

Роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства проявляется в их участии в процессе обеспечения доходной базы бюджетов всех уровней власти и целевых государственных внебюджетных фондов таким объемом средств, который необходим для выполнения бюджетных программ и назначений.

Налоги – это фундамент системы государственных до- ходов и их преобладающая часть. По сравнению с другими видами государственных доходов налоги выгодно выделяются, т.к. оптимальное сочетание в налоговой системе различных видов налогов позволяет обеспечить периодичность налоговых поступлений для бесперебойного финансирования текущих государственных нужд. Налоги часто сравнивают с кровеносной системой государства, дающей ему постоянную финансовую подпитку. Участие налогов в распределительных процессах основывается на механизме распределения и перераспределения доходов организаций, а также физических лиц в пользу государственно-властных структур. Вместе с тем особенностью регулирующего воздействия налогов на экономику является их опосредованное участие на всех стадиях воспроизводственного процесса. Распределение – это суть и цель производства. Поэтому ради оптимального распределения доходов производитель товаров (работ, услуг) автоматически подстраивает условия своей деятельности под условия, предусмотренные законом.

Регулирующая роль налогов связывается с их влиянием на уровень, структуру и размещение производства, изменение макроэкономических пропорций посредством управления бюджетным дефицитом и осуществления политики поддержки приоритетных отраслей. Изменение условий обложения для производств, находящихся в стадии структурного кризиса, позволяет из- бежать массовых банкротств, использовать высвобождаемые ресурсы за счёт сокращения налогов для инвестиций в производство. Стимулирующая роль налогов особенно ярко про- является при использовании налоговой политики в качестве фактора развития общественно значимых производств. Сферы приоритетной государственной поддержки (сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, инвестиционные и инновационные проекты, малый бизнес) имеют щадящий режим налогообложения.

Налогами, наряду с другими государственными мерами, обеспечивается создание конкурентной среды путём льготирования субъектов малого предпринимательства; привлечение иностранных инвестиций; внедрение достижений науки и техники; развитие отраслей социально-культурного комплекса; обновление производственного потенциала экономики.

Социальная роль налогов проявляется через возможности государства решать налоговыми методами такие важнейшие социальные проблемы, как:

– реабилитация инвалидов, участников военных конфликтов и операций, пострадавших от экологических катастроф;

 – поддержание необходимого жизненного уровня (необлагаемый минимум);

– регулирование степени дифференциации населения по доходам (прогрессивная шкала налогообложения не- движимости, принадлежащей физическим лицам);

– поддержка демографической политики;

– удешевление социально-значимых товаров и ус- луг через снижение налогов на их производство и (или) потребление;

– содействие увеличению занятости.

Политическая роль налогов так или иначе учитывается в правительственных кругах при принятии законодательных актов по налогам, т.к. динамика уровня налогообложения пропорциональна уровню популярности власти среди населения и финансово- промышленных групп.

Таким образом, налоговая политика играет важную роль в развитии общества и его экономической основы. Именно поэтому в России в последние годы уделяется особое внимание выработке взвешенных, научно обоснованных подходов к налогообложению.

Среди основных направлений российской налоговой политики можно выделить:

– упрощение налоговой системы посредством максимального приближения к соблюдению принципа однократности обложения;

– либерализация порядка признания расходов для целей налогообложения прибыли;

 – усиление внимания к активизации механизмов косвенного обложения;

– укрепление экономической роли и фискального значения прямых налогов, прежде всего налогов на доходы и имущество;

 – стимулирование налоговыми рычагами развития малого бизнеса при параллельном ужесточении условий применения специальных налоговых режимов;

– установление дифференцированных норм налога на доходы физических лиц в зависимости от активного либо пассивного характера полученных доходов при резком усилении фискальных интересов к реальным налогам.

Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациям. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

 

Список литературы:
1. Аронов, А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / А.В. Аронов, В. А. Кашин. - М.: Магистр, 2015. - 239 c.
2. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник. / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2015. - 623 c.
3. Балихина, Н.В. Финансы и налогообложение организаций: Учебник / Н.В. Балихина, М.Е. Косов. - М.: Юнити, 2018. - 400 c.
4. Викторова, Н.Г. Управление налогообложением и налог. рисками.: Монография / Н.Г. Викторова. - М.: Инфра-М, 2017. - 286 c.
5. Власова, М.С. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / М.С. Власова, О.В. Суханов. - М.: КноРус, 2018. - 256 c.
6. Воеводина, Н.А. Некоммерческие организации: правовой статус, бухгалтерский учет, налогообложение и новые возможности. / Н.А. Воеводина, А.А. Вяльшина, Т.Л. Ермак. - М.: Омега-Л, 2018. - 255 c.
7. Ворожбит, О.Ю. Налоги и налогообложение. Налоговая система РФ: Учебное пособие / О.Ю. Ворожбит, В.А. Водопьянова. - М.: Риор, 2016. - 160 c.
8. Гончаренко, Л.И. Налоги и налогообложение (для спо) / Л.И. Гончаренко. - М.: КноРус, 2017. - 1568 c.