Влияние налогового механизма на социально - экономические явления
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)
Влияние налогового механизма на социально - экономические явления
Налоги являются одной из важнейших категорий рыночной экономики. Их возникновение обусловлено объективными экономическими и социальными условиями развития общества и наличием совокупности интересов, удовлетворение которых возможно лишь при наличии системы централизованного обеспечения общественных потребностей финансовыми ресурсами. Налоговые отношения характеризуются двойственным проявлением, поскольку являются одновременно экономическими и правовыми отношениями.
Содержание налоговой политики государства и организация налоговой системы во многом зависят от того, какой из императивов положен в их основу. Исторический опыт свидетельствует о том, что в условиях планово-административной экономики гипертрофированные интересы государства способствовали формированию распределительной системы фискальной ориентации.
Становление и развитие рыночных отношений в России потребовало переосмысления роли и задач государства в управлении экономикой. В этих условиях резко возросло значение налогов, которые в числе прочих мер государственного воздействия обеспечивают функционирование экономического механизма, оказывая влияние на развитие экономики, социально-культурного комплекса, состояние международных интеграционных процессов и составляют основную часть доходов, мобилизуемых в бюджетную систему.
Налоговая политика – это сфера деятельности государства по разработке системных условий установления и порядка реализации налоговых отношений, имеющая целью экономическое обеспечение выполнения государственными структурами возложенных на них общественно значимых функций. Налоговая политика отражает объективные закономерности развития экономики, в соответствии с которыми определяются методы распределения и перераспределения национального дохода при помощи налогов.
Основные задачи налоговой политики можно сформулировать следующим образом:
– нахождение равновесия в процессе одновременной реализации конкурирующих функций налогов;
– обеспечение такого уровня налоговых поступлений в бюджетную систему, который был бы достаточен для выполнения расходных обязательств государства; – ограничение возникающих диспропорций в распределении доходов; – стимулирование реализации общественно-значимых целей развития экономики и социальной среды; – нейтрализация рисков, негативно влияющих на экономическую безопасность государства.
На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.).
Государство придает этому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства.
Во-первых, налоговый механизм - это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.
Однако, во-вторых, практика привносит свои коррективы в концептуально определяемые сферы налогового планирования, регулирования и контроля. Поэтому налоговый механизм должен рассматриваться и в качестве свода конкретных налоговых действий, т. е. в узком смысле этого слова. Это реальное налоговое производство. С таких позиций налоговый механизм выступает как экономический рычаг субъективного (императивного) регламентирования системы налоговых отношений. Подчиненность таких действий закону исключает субъективизм в регулировании налоговых отношений.
Все названные подсистемы (элементы) налогового механизма разграничены условно, поскольку на практике они нередко пересекаются, а налоговое регулирование и контроль выступают вовсе органичным целым, ибо они есть проявления регулирующей налоговой функции. В процессе текущего налогового регулирования применяются как поощрительные методы в виде системы налоговых льгот, так и санкционные методы в виде начисления штрафов, обращения сумм недоимки на имущество налогоплательщика или его дебиторов, процедур банкротства и т. д.
Все эти действия раскрывают регулирующее назначение налогообложения в целом. Элементы налогового механизма являются в то же время относительно самостоятельными комплексами налоговых действий, и каждый из них подчиняется своим правилам организации, оценки и обобщения.
Более того, все три элемента налогового механизма - области, суть которых предопределена не только налоговой наукой и практикой. Так, налоговое планирование осуществляется исходя из рекомендаций общей теории и практики планирования, маркетинга и других наук. Тем же правилам подчиняются налоговое регулирование и контроль. Большое значение для них имеют рекомендации, выработанные общей теорией управления и права.
Налоговый механизм, рассматриваемый через призму реальной практики, различен в конкретном пространстве и во времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях власти и управления, а также существенны различия и во временном отношений. Налоговый механизм как свод практических налоговых действий есть совокупность условий и правил реализации на практике положений налоговых законов.
Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные начала.
- планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
- стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара и его сбытом.
Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.
Эффективность использования налогового механизма зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость. В налоговой политике проявляется относительная самостоятельность государства. Изменяя налоговую политику, манипулируя налоговым механизмом, государство получает возможность стимулировать экономическое развитие или сдерживать его.
Многообразные свойства налогов предопределяют их важное значение в социально-экономических процессах, которое проявляется в воздействии на отношения общественного воспроизводства. Практическая ценность налогов позволяет особо подчеркнуть их фискальную, регулирующую, стимулирующую, социальную и политическую роль.
Роль налогов в формировании финансовых ресурсов государства проявляется в их участии в процессе обеспечения доходной базы бюджетов всех уровней власти и целевых государственных внебюджетных фондов таким объемом средств, который необходим для выполнения бюджетных программ и назначений.
Налоги – это фундамент системы государственных до- ходов и их преобладающая часть. По сравнению с другими видами государственных доходов налоги выгодно выделяются, т.к. оптимальное сочетание в налоговой системе различных видов налогов позволяет обеспечить периодичность налоговых поступлений для бесперебойного финансирования текущих государственных нужд. Налоги часто сравнивают с кровеносной системой государства, дающей ему постоянную финансовую подпитку. Участие налогов в распределительных процессах основывается на механизме распределения и перераспределения доходов организаций, а также физических лиц в пользу государственно-властных структур. Вместе с тем особенностью регулирующего воздействия налогов на экономику является их опосредованное участие на всех стадиях воспроизводственного процесса. Распределение – это суть и цель производства. Поэтому ради оптимального распределения доходов производитель товаров (работ, услуг) автоматически подстраивает условия своей деятельности под условия, предусмотренные законом.
Регулирующая роль налогов связывается с их влиянием на уровень, структуру и размещение производства, изменение макроэкономических пропорций посредством управления бюджетным дефицитом и осуществления политики поддержки приоритетных отраслей. Изменение условий обложения для производств, находящихся в стадии структурного кризиса, позволяет из- бежать массовых банкротств, использовать высвобождаемые ресурсы за счёт сокращения налогов для инвестиций в производство. Стимулирующая роль налогов особенно ярко про- является при использовании налоговой политики в качестве фактора развития общественно значимых производств. Сферы приоритетной государственной поддержки (сельское хозяйство и агропромышленный комплекс, инвестиционные и инновационные проекты, малый бизнес) имеют щадящий режим налогообложения.
Налогами, наряду с другими государственными мерами, обеспечивается создание конкурентной среды путём льготирования субъектов малого предпринимательства; привлечение иностранных инвестиций; внедрение достижений науки и техники; развитие отраслей социально-культурного комплекса; обновление производственного потенциала экономики.
Социальная роль налогов проявляется через возможности государства решать налоговыми методами такие важнейшие социальные проблемы, как:
– реабилитация инвалидов, участников военных конфликтов и операций, пострадавших от экологических катастроф;
– поддержание необходимого жизненного уровня (необлагаемый минимум);
– регулирование степени дифференциации населения по доходам (прогрессивная шкала налогообложения не- движимости, принадлежащей физическим лицам);
– поддержка демографической политики;
– удешевление социально-значимых товаров и ус- луг через снижение налогов на их производство и (или) потребление;
– содействие увеличению занятости.
Политическая роль налогов так или иначе учитывается в правительственных кругах при принятии законодательных актов по налогам, т.к. динамика уровня налогообложения пропорциональна уровню популярности власти среди населения и финансово- промышленных групп.
Таким образом, налоговая политика играет важную роль в развитии общества и его экономической основы. Именно поэтому в России в последние годы уделяется особое внимание выработке взвешенных, научно обоснованных подходов к налогообложению.
Среди основных направлений российской налоговой политики можно выделить:
– упрощение налоговой системы посредством максимального приближения к соблюдению принципа однократности обложения;
– либерализация порядка признания расходов для целей налогообложения прибыли;
– усиление внимания к активизации механизмов косвенного обложения;
– укрепление экономической роли и фискального значения прямых налогов, прежде всего налогов на доходы и имущество;
– стимулирование налоговыми рычагами развития малого бизнеса при параллельном ужесточении условий применения специальных налоговых режимов;
– установление дифференцированных норм налога на доходы физических лиц в зависимости от активного либо пассивного характера полученных доходов при резком усилении фискальных интересов к реальным налогам.
Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациям. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.