Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и пути его совершенствования
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)
Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и пути его совершенствования
Аннотация. В данной статье рассмотрена сущность организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. Помимо этого анализируются виды и задачи финансового контроля, указаны недостатки системы, а также предложены пути совершенствования государственного финансового контроля в нашей стране.
Ключевые слова: виды финансового контроля, задачи государственного финансового контроля, сферы финансового контроля, принципы организации, Счетная палата, Федеральное казначейство, недостатки, проблемы.
Актуальность работы обусловлена тем, что в условиях нестабильности мировой финансовой системы, зачастую наблюдается ситуация, при которой, финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении того, или иного субъекта, используются не по целевому назначению. В этой связи для урегулирования данных ситуаций применяют органы государственного финансового контроля (далее ГФК).
Объединяя мысли различных исследователей контроля за финансами можно сказать о том, что ГФК является одним из функциональных элементов управления государственными и муниципальными финансами, выступающим в качестве необходимого рычага, направленного на регулирование и надзор за целевым использованием финансовых ресурсов. Следовательно, объектом контроля будут являться государственные финансы, а субъектом- государственные структуры власти всех уровней, курирующих финансы.
Государственный финансовый контроль представляет собой некую совокупность действий органов законодательной и исполнительной власти, которая направлена на урегулирование финансовых отношений, проверку и выявление несоответствий в финансовой деятельности объектов экономики [1, с.10]. Он ставит перед собой задачу содействия рациональному использованию финансовых средств, содействия сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства, задачу отслеживания различных правонарушений в области нецелевого использования финансовых средств, а также задачу обеспечения своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом.
Нужно отметить, что государственный финансовый контроль осуществляется в различных сферах и в связи с этим выделяют четыре вида контроля: бюджетный (осуществляется в рамках государственного бюджета и бюджетной системы страны), налоговый (осуществляется в рамках налоговой системы страны; основная цель – контроль за налоговыми поступлениями), таможенный (направлен на регулирование таможенных сделок в области импорта и экспорта), денежно-кредитный (основан на отслеживании за проведением рациональности и эффективности кредитно-денежной политики страны) [2, с.24].
Анализируя сущность государственного финансового контроля, необходимо сказать, что ряд ученых, в своих научных трудах в области государственных финансов, отождествляют внешний и внутренний финансовый контроль.
Внутренним контролем будет являться внутрисистемный контроль, который осуществляется отдельным органом исполнительной власти (например, Федеральным казначейством), а объект внутреннего контроля – сама система органов исполнительной власти, т.е. данный орган внутреннего финансового контроля будет подчиняться «руководителю» этой системы органов исполнительной власти, в данном случае – Министерству финансов.
Помимо Федерального казначейства и его территориальных органов, внутренний государственный (муниципальный) контроль исполняют и иные специально созданные органы исполнительной власти на местном уровне и муниципальных образований [3, с.16].
Внешний же контроль будет осуществляться органом, находящимся вне системы исполнительных органов власти, независимым органом, являющимся альтернативным источником информации о деятельности государственных органов. Данный орган создается представительными органами власти (изначально выражающими интересы граждан), то есть на федеральном уровне высший орган внешнего финансового контроля - Счетная палата - по волеизъявлению граждан осуществляет проверку всей системы, причем проверку в области эффективности функционирования системы.
Если затрагивать вопрос о недостатках системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, то можно остановится на следующих проблемах: во-первых, отсутствует четкая и полная нормативная и правовая база (финансовый контроль не стандартизирован, а также не регламентирована его периодичность); во-вторых, система и порядок отчетности в некоторых контрольных органах, существующий на сегодняшний день, не позволяет судить о реальном исполнении ими своих функций; в-третьих, прослеживается неэффективность системы; в-четвертых, отсутствуют адекватные меры к правонарушителям бюджетного законодательства[4].
Обобщая все вышесказанное, можно определить пути решения проблем и недостатков государственного финансового контроля в нашей стране, в числе которых:
1.Создание методологических основ позволит получить четкие ориентиры, поможет правильно определить цели и задачи государственного контроля, а также поможет сформулировать принципы и этические нормы контроля.
2. Принятие единой концепции государственного финансового контроля, а также создание единой правовой основы государственного контроля, в рамках которой был бы прописан механизм взаимодействия всех органов финансового контроля.
3. Повышение уровня ответственности контроля государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов различного уровня и бюджетов внебюджетных фондов, а также ответственность за неисполнение предписаний контрольных органов.
4. Совершенствование внутреннего финансового контроля, в частности, перестройка работы субъектов контрольной деятельности, внедрение действенных методов государственного финансового контроля (аудита эффективности и результативности).
В заключение хотелось бы отметить, что для любого развивающегося государства, наличие эффективно функционирующей системы государственного финансового контроля –это важный инструмент, который позволяет эффективно осуществлять внешнюю и внутреннюю политику и помогает обеспечивать достижение целей социально-экономических программ. Совершенствование системы государственного финансового контроля в нашей стране позволит разумно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы, отследить движение различных финансовых потоков от отправителя к адресату, а также позволит выявить, раскрыть и устранить совершаемые противоправные деяния. В связи с совершенствованием системы уменьшится вероятность того, что денежные средства будут использованы не по назначению.