Статья:

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и пути его совершенствования

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Шлёма А.В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и пути его совершенствования // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 42(93). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/93/64309 (дата обращения: 23.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и пути его совершенствования

Шлёма Алина Владимировна
студент, Томский государственный педагогический университет, РФ, г. Томск

 

Аннотация. В данной статье рассмотрена сущность организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. Помимо этого анализируются виды и задачи финансового контроля, указаны недостатки системы, а также предложены пути совершенствования государственного финансового контроля в нашей стране.

 

Ключевые слова: виды финансового контроля, задачи государственного финансового контроля, сферы финансового контроля, принципы организации, Счетная палата, Федеральное казначейство, недостатки, проблемы.

 

Актуальность работы обусловлена тем, что в условиях нестабильности мировой финансовой системы, зачастую наблюдается ситуация, при которой, финансовые ресурсы, находящиеся в распоряжении того, или иного субъекта, используются не по целевому назначению. В этой связи для урегулирования данных ситуаций применяют органы государственного финансового контроля (далее ГФК).

Объединяя мысли различных исследователей контроля за финансами можно сказать о том, что ГФК является одним из функциональных элементов управления государственными и муниципальными финансами, выступающим в качестве необходимого рычага, направленного на регулирование и надзор за целевым использованием финансовых ресурсов. Следовательно, объектом контроля будут являться государственные финансы, а субъектом- государственные структуры власти всех уровней, курирующих финансы.

Государственный финансовый контроль представляет собой некую совокупность действий органов законодательной и исполнительной власти, которая направлена на урегулирование финансовых отношений, проверку и выявление несоответствий в финансовой деятельности объектов экономики [1, с.10]. Он ставит перед собой задачу содействия рациональному использованию финансовых средств, содействия сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства, задачу отслеживания различных правонарушений в области нецелевого использования финансовых средств, а также задачу обеспечения своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом.

Нужно отметить, что государственный финансовый контроль осуществляется в различных сферах и в связи с этим выделяют четыре вида контроля: бюджетный (осуществляется в рамках государственного бюджета и бюджетной системы страны), налоговый (осуществляется в рамках налоговой системы страны; основная цель – контроль за налоговыми поступлениями), таможенный (направлен на регулирование таможенных сделок в области импорта и экспорта), денежно-кредитный (основан на отслеживании за проведением рациональности и эффективности кредитно-денежной политики страны) [2, с.24].

Анализируя сущность государственного финансового контроля, необходимо сказать, что ряд ученых, в своих научных трудах в области государственных финансов, отождествляют внешний и внутренний финансовый контроль.

Внутренним контролем будет являться внутрисистемный контроль, который осуществляется отдельным органом исполнительной власти (например, Федеральным казначейством), а объект внутреннего контроля – сама система органов исполнительной власти, т.е. данный орган внутреннего финансового контроля будет подчиняться «руководителю» этой системы органов исполнительной власти, в данном случае – Министерству финансов.

Помимо Федерального казначейства и его территориальных органов, внутренний государственный (муниципальный) контроль исполняют и иные специально созданные органы исполнительной власти на местном уровне и муниципальных образований [3, с.16].

Внешний же контроль будет осуществляться органом, находящимся вне системы исполнительных органов власти, независимым органом, являющимся альтернативным источником информации о деятельности государственных органов. Данный орган создается представительными органами власти (изначально выражающими интересы граждан), то есть на федеральном уровне высший орган внешнего финансового контроля - Счетная палата - по волеизъявлению граждан осуществляет проверку всей системы, причем проверку в области эффективности функционирования системы.

Если затрагивать вопрос о недостатках системы государственного финансового контроля в Российской Федерации, то можно остановится на следующих проблемах: во-первых, отсутствует четкая и полная нормативная и правовая база (финансовый контроль не стандартизирован, а также не регламентирована его периодичность); во-вторых, система и порядок отчетности в некоторых контрольных органах, существующий на сегодняшний день, не позволяет судить о реальном исполнении ими своих функций; в-третьих, прослеживается неэффективность системы; в-четвертых, отсутствуют адекватные  меры к правонарушителям бюджетного законодательства[4].

Обобщая все вышесказанное, можно определить пути решения проблем и недостатков государственного финансового контроля в нашей стране, в числе которых:

1.Создание методологических основ позволит получить четкие ориентиры, поможет правильно определить цели и задачи государственного контроля, а также поможет сформулировать принципы и этические нормы контроля.

2. Принятие единой концепции государственного финансового контроля, а также создание единой правовой основы государственного контроля, в рамках которой был бы прописан механизм взаимодействия всех органов финансового контроля.

3. Повышение уровня ответственности контроля государственных должностных лиц за нарушение требований закона об исполнении бюджетов различного уровня и бюджетов внебюджетных фондов, а также ответственность за неисполнение предписаний контрольных органов.

4. Совершенствование внутреннего финансового контроля, в частности, перестройка работы субъектов контрольной деятельности, внедрение действенных методов государственного финансового контроля (аудита эффективности и результативности).

В заключение хотелось бы отметить, что для любого развивающегося государства, наличие эффективно функционирующей системы государственного финансового контроля –это важный инструмент, который позволяет эффективно осуществлять внешнюю и внутреннюю политику и помогает обеспечивать достижение целей социально-экономических программ. Совершенствование системы государственного финансового контроля в нашей стране позволит разумно и эффективно использовать государственные финансовые ресурсы, отследить движение различных финансовых потоков от отправителя к адресату, а также позволит выявить, раскрыть и устранить совершаемые противоправные деяния. В связи с совершенствованием системы уменьшится вероятность того, что денежные средства будут использованы не по назначению.

 

Список литературы:
1. П.В. Акинин, Е.А. Золотова. Актуальные проблемы финансов: учебное пособие //Ставрополь: Северо-Кавказский федеральный университет—2017. — С.10 [Электронный ресурс] –– Режим доступа: https://www.twirpx.com/file/2667269/ (дата обращения: 14.05.2019)
2. Гордиенко М.С. Бюджетно-налоговая политика России: генезис, оценка качества. Монография //Русайнс— 2016. — С.24 [Электронный ресурс] –– Режим доступа: http://pdf.knigi-x.ru/21ekonomika/22334-1-byudzhetno-nalogovaya-politika-rossii-genezis-ocenka-kachestva-monografiya-moskva-udk-3362-bbk-67402-g.php (дата обращения: 14.05.2019)
3. Т.Ю. Гавриленко. Государственное регулирование факторов экономического роста: монография. —2016. — С.16 [Электронный ресурс] –– Режим доступа: https://ru-science.com/ru/monographs/gosudarstvennoe-regulirovanie-faktorov-ekonomicheskogo-rosta (дата обращения: 14.05.2019)
4. Проблемы и недостатки организации государственного финансового контроля в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.strategplann.ru/stati-po-ekonomike/problemy-i-nedostatki-organizatsii-gosudarstvennogo-finansovogo-kontrolja-v-rossijskoj-federatsii.html (дата обращения: 13.05.2019).