Специфика рассмотрения в арбитражных судах дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(93)
Специфика рассмотрения в арбитражных судах дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
Аннотация. В данной статье автор рассматривает особенности производства арбитражных судах дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений.
Ключевые слова: рассмотрение дел, возникающих из административных правоотношений, арбитражные суды, Арбитражный процессуальный кодекс.
Конституция Российской Федерации (далее – РФ) закрепляет наряду с конституционным, гражданским, уголовным судопроизводством административное судопроизводство [1]. Под административным судопроизводством следует понимать форму организации и деятельности суда по разрешению административно-правовых споров [2]. В настоящий момент в РФ споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, подлежат рассмотрению в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.
Арбитражные суды РФ рассматривают и разрешают споры, которые связаны с осуществлением гражданами и организациями предпринимательской и иной экономической деятельности. В юридической литературе споры в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности подразделяются на две большие группы: споры, возникающие из гражданско-правовых отношений, а также споры, которые возникают из административных и иных публичных правоотношений. Последняя группа споров рассматривается арбитражными судами посредством административного судопроизводства. Перечень дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, отнесенных к компетенции арбитражных судов приведен в ст. 29 АПК РФ (например, о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания и другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда) [3].
Споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, имеют ряд характерных особенностей. Во-первых, административные правоотношения всегда основаны на принципе власти и подчинения между его субъектами, что же касается гражданских правоотношений – для них характерно юридическое равенство сторон (горизонтальные правоотношения). Однако неравенство субъектов в административных правоотношениях не влияет на эффективность защиты их прав в арбитражных судах в силу независимости суда, состязательности процесса, процессуального равноправия сторон. Во-вторых, к отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется (п. 3 ст. 2 ГК РФ). В-третьих, формой обращения в суд является не исковое заявление, а заявление или жалоба. Заявления по делам, возникающим из публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ (исключение составляет заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности – оно подается в арбитражный суд по адресу или месту жительства заявителя либо по адресу административного органа). В-четвертых, при рассмотрении споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, предметом судебной деятельности является проверка законности решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, а также принимаемых ими ненормативных правовых актов. Кроме того, бремя доказывания законности оспариваемых ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
Для большинства дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, установлен сокращенный срок их рассмотрения. Так, согласно ст. 204 АПК РФ дела о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются в судебном заседании судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления в арбитражный суд заявления о привлечении к административной ответственности. Помимо этого, дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу. Таким образом, в арбитражных судах действует правило об ускоренной процедуре рассмотрения таких категории дел. Еще одна особенность касается примирительных процедур – в основном мировое соглашение нехарактерно для данной категории дел. Вместе с тем, примирительные процедуры могут выражаться, например, в том, что при взыскании налога под контролем суда стороны могут договориться о рассрочке его уплаты.
Таким образом, арбитражные суды РФ являются субъектами административного судопроизводства. Рассмотрение споров, вытекающих из административных и иных публичных правоотношений, имеет ряд процессуальных особенностей: отсутствие спора о праве, возбуждение дел данной категории путем подачи жалобы или заявления, сокращенные сроки рассмотрения дела, сокращенные сроки для обращения в арбитражный суд, возложение бремени доказывания на административный орган или должностное лицо.