Социально-экономическое развитие северных территорий методом программ и проектов
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)
Социально-экономическое развитие северных территорий методом программ и проектов
Аннотация. Цель работы – исследование социально-экономического развития северных территорий методом программ и проектов. В работе рассмотрено социально-экономическое развитие северных территорий при помощи программ и проектов. Предложен алгоритм решения проблем влияющие на социально-экономическое развитие северных территорий.
Ключевые слова: политико-экономический процесс, стратегия развития, программа, проект, эффективная технология, ресурс, сотрудничество.
Проблем, связанные с обеспечением безопасного освоения ресурсов Арктики, свидетельствует о необходимости объединения усилий стран и транснациональных корпораций, присутствующих в регионе, в целях развития эффективных технологий, необходимых, в частности, для предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф, а также для оценки возможных рисков. Для России в Арктике одной из первоочередных задач является повышение эффективности управления Арктической зоной как объекта самостоятельной государственной политики. Задача, которую необходимо реализовать – дальнейшее укрепление добрососедских отношений России с приарктическими государствами в области сохранения окружающей природной среды, освоение природных ресурсов на двусторонней основе и в рамках региональных организаций АС, АЭС, Совета Баренцева/Евроарктического региона, других международных организациях и проектах.
Значимость Арктики для России трудно переоценить – это ресурсы, как биологические, так и минеральные. Территория этого северного макрорегиона составляет 18% территории Российской Федерации, где производится около 20% ВВП России и до 22% общероссийского экспорта. От реализации нефтегазовых проектов в Арктике в будущем во многом будет зависеть международная энергетическая и экономическая безопасность России [1, с. 154].
Стратегия развития Арктики должна рассматриваться с учетом экономических перспектив развития всех северных и прилегающих территорий России.
Предполагается, для развития Арктической зоны, учитывая масштабы и особенности территории, выделить порядка 11 опорных зон, которые должны быть ориентированы на транспортный и энергетический «каркас» и будут платформой для дальнейшего комплексного развития макрорегиона. [2, с. 90].
Такие проекты, как «Ямал СПГ», «Сабетта», «Ворота Арктики», платформа «Приразломная», добыча нефти и газа в Ямало-Ненецком автономном округе – эти и другие крупные проекты должны играть важную роль в комплексном развитии транспортных узлов и коридоров. [3].
Здесь нужно подчеркнуть, что между концепцией опорных зон и формированием минерально-сырьевых центров (МСЦ) нет противоречия, поскольку выделение опорных зон это механизм, цель которого заключается в объединении проектов, значимых для региона и страны. В свою очередь, МСЦ – это один из механизмов развития опорных зон северных территорий, направленный на эффективное освоение и повышение рентабельности минерально-сырьевого потенциала [4].
Опорные зоны формируются как комплексные проекты и должны согласовываться с мероприятиями социальной направленности. Такой подход является альтернативой отраслевому принципу, предусматривавшему объединение проектов по отраслям экономики на федеральном уровне. [5]. Развитие первых двух кластеров непосредственно связано с развитием арктических проектов, деятельность остальных будет способствовать освоению Арктики и влиять на социально- экономическое развитие всего региона.
Другим важным проектом для развития Арктики является создаваемый Мурманский транспортный узел, в котором на базе морского порта предусматривается формирование круглогодичного глубоководного морского центра по переработке наливных и навалочных грузов, в том числе, для снабжения арктических месторождений и промышленных центров, расположенных вдоль трассы СМП. Этот проект позволит интегрировать порт Мурманска в российские и международные транспортные коридоры, что будет способствовать развитию сервисного обслуживания судов на трассах Северного морского пути. [3].
Арктика, являясь буферной зоной между основными мировыми центрами – США, Западной Европой, Россией, Японией и Китаем, становится территорией, где сталкиваются интересы многих стран как с ресурсно-экономической, энергетической, транспортной, так и с военной точек зрения. Россия предложила создать международную панарктическую систему обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов, которая позволит сформировать систему мониторинга и быстрого реагирования на техногенные риски, связанные с созданием и эксплуатацией объектов нефте- и газодобычи, ядерной энергетики, транспортировки и переработки углеводородов и другого сырья, функционирования энергетических объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения.
Для решения проблем необходимо развивать инфраструктуру Арктики через Северный морской путь, железнодорожные проекты «Северный широтный ход», «Белкомур», трассу «Беркакит – Томмот – Якутск» [1. с. 148]. Такие проекты дают возможность формировать инновационно-ориентированную среду на базе промышленного и технологического потенциалов южно-сибирских промышленных и научных центров, необходимых для решения научных и инжиниринговых проблем в Арктике при создании условий для развития среднего и малого бизнеса в разных областях экономики.
Таким образом, управление и развитие Арктическим макрорегионом как относительно самостоятельной системой, по существу, является управлением реализацией связей между крупными элементами как внутрирегиональной экономической среды, так и организацией связей с другими регионами России, например, с югом Сибири и Уралом.