Статья:

Социально-экономическое развитие северных территорий методом программ и проектов

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №2(95)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Полякова Е.О. Социально-экономическое развитие северных территорий методом программ и проектов // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 2(95). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/95/65187 (дата обращения: 25.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Социально-экономическое развитие северных территорий методом программ и проектов

Полякова Екатерина Олеговна
студент, Уральский государственный экономический университет , РФ, г. Екатеринбург

 

Аннотация. Цель работы – исследование социально-экономического развития северных территорий методом программ и проектов. В работе рассмотрено социально-экономическое развитие северных территорий при помощи программ и проектов. Предложен алгоритм решения проблем влияющие на социально-экономическое развитие северных территорий.

 

Ключевые слова: политико-экономический процесс, стратегия развития, программа, проект, эффективная технология, ресурс, сотрудничество.

 

Проблем, связанные с обеспечением безопасного освоения ресурсов Арктики, свидетельствует о необходимости объединения усилий стран и транснациональных корпораций, присутствующих в регионе, в целях развития эффективных технологий, необходимых, в частности, для предупреждения и ликвидации последствий техногенных катастроф, а также для оценки возможных рисков. Для России в Арктике одной из первоочередных задач является повышение эффективности управления Арктической зоной как объекта самостоятельной государственной политики. Задача, которую необходимо реализовать – дальнейшее укрепление добрососедских отношений России с приарктическими государствами в области сохранения окружающей природной среды, освоение природных ресурсов на двусторонней основе и в рамках региональных организаций АС, АЭС, Совета Баренцева/Евроарктического региона, других международных организациях и проектах.

Значимость Арктики для России трудно переоценить – это ресурсы, как биологические, так и минеральные. Территория этого северного макрорегиона составляет 18% территории Российской Федерации, где производится около 20% ВВП России и до 22% общероссийского экспорта. От реализации нефтегазовых проектов в Арктике в будущем во многом будет зависеть международная энергетическая и экономическая безопасность России [1, с. 154].

Стратегия развития Арктики должна рассматриваться с учетом экономических перспектив развития всех северных и прилегающих территорий России.

Предполагается, для развития Арктической зоны, учитывая масштабы и особенности территории, выделить порядка 11 опорных зон, которые должны быть ориентированы на транспортный и энергетический «каркас» и будут платформой для дальнейшего комплексного развития макрорегиона. [2, с. 90].

Такие проекты, как «Ямал СПГ», «Сабетта», «Ворота Арктики», платформа «Приразломная», добыча нефти и газа в Ямало-Ненецком автономном округе – эти и другие крупные проекты должны играть важную роль в комплексном развитии транспортных узлов и коридоров. [3].

Здесь нужно подчеркнуть, что между концепцией опорных зон и формированием минерально-сырьевых центров (МСЦ) нет противоречия, поскольку выделение опорных зон это механизм, цель которого заключается в объединении проектов, значимых для региона и страны. В свою очередь, МСЦ – это один из механизмов развития опорных зон северных территорий, направленный на эффективное освоение и повышение рентабельности минерально-сырьевого потенциала [4].

Опорные зоны формируются как комплексные проекты и должны согласовываться с мероприятиями социальной направленности. Такой подход является альтернативой отраслевому принципу, предусматривавшему объединение проектов по отраслям экономики на федеральном уровне. [5]. Развитие первых двух кластеров непосредственно связано с развитием арктических проектов, деятельность остальных будет способствовать освоению Арктики и влиять на социально- экономическое развитие всего региона.

Другим важным проектом для развития Арктики является создаваемый Мурманский транспортный узел, в котором на базе морского порта предусматривается формирование круглогодичного глубоководного морского центра по переработке наливных и навалочных грузов, в том числе, для снабжения арктических месторождений и промышленных центров, расположенных вдоль трассы СМП. Этот проект позволит интегрировать порт Мурманска в российские и международные транспортные коридоры, что будет способствовать развитию сервисного обслуживания судов на трассах Северного морского пути. [3].

Арктика, являясь буферной зоной между основными мировыми центрами – США, Западной Европой, Россией, Японией и Китаем, становится территорией, где сталкиваются интересы многих стран как с ресурсно-экономической, энергетической, транспортной, так и с военной точек зрения. Россия предложила создать международную панарктическую систему обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов, которая позволит сформировать систему мониторинга и быстрого реагирования на техногенные риски, связанные с созданием и эксплуатацией объектов нефте- и газодобычи, ядерной энергетики, транспортировки и переработки углеводородов и другого сырья, функционирования энергетических объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения.

Для решения проблем необходимо развивать инфраструктуру Арктики через Северный морской путь, железнодорожные проекты «Северный широтный ход», «Белкомур», трассу «Беркакит – Томмот – Якутск» [1. с. 148]. Такие проекты дают возможность формировать инновационно-ориентированную среду на базе промышленного и технологического потенциалов южно-сибирских промышленных и научных центров, необходимых для решения научных и инжиниринговых проблем в Арктике при создании условий для развития среднего и малого бизнеса в разных областях экономики.

Таким образом, управление и развитие Арктическим макрорегионом как относительно самостоятельной системой, по существу, является управлением реализацией связей между крупными элементами как внутрирегиональной экономической среды, так и организацией связей с другими регионами России, например, с югом Сибири и Уралом.

 

Список литературы:
1. Смирнова, О. И. Формирование опорных зон в Арктике: методология и практика [Текст] / О. И. Смирнова, Е. В. Кудряшова // Арктика и Север. -2016. - № 25. – С. 148-157.;
2. Спирин, А. М. Круглогодичная навигация на порт Сабетта [Текст] / А.М. Спирин, Д. А. Чачин, А. А. Смирнов // Арктика: экология и экономика. - 2015. –№ 3 (19). – С. 88-95.;
3. Соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасании в Арктике (Нуук, 12.05 мая 2011), http://www.Conventions .ru/view_base.php?id=1997 (Дата обращения: 05.01.2020);
4. Северное измерение: http://ww w.northerndimension. info/ru/northern-dimension-rus (Дата обращения: 05.01.2020);
5. Кольская опорная зона будет развиваться за счет семи кластеров Мурманской области: http://tass.ru/ekonomika/4084568 (Дата обращения: 05.01.2020).