Статья:

Отличительные черты разговорной речи

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Кириллова Н.Г. Отличительные черты разговорной речи // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 3(96). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/96/65569 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Отличительные черты разговорной речи

Кириллова Наталья Геннадьевна
студент, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, РФ, г. Челябинск

 

В функциональной стилистике понятия «разговорная речь», «разговорный стиль», «разговорный язык» чаще всего отождествляются. Однако Д.Н. Шмелев в работе «Русский язык в его функциональных разновидностях» отделяет язык художественной литературы и разговорную речь от стилей с функциональными разновидностями. [3] Из этого следует, что разговорный стиль речь противопоставляется кодифицированным разновидностям языка.

В работе Т.В. Плещенко, Н.В. Федотова, Р.Г. Чечет «Стилистика и культура речи» разговорный стиль разделяется на два подвида: официальный (разговорно-официальный) и неофициальный (разговорно-бытовой). [2] Опираясь на работу О.Н. Григорьевой «Стилистика русского языка», дадим характеристику разговорной речи. [1]

Преобладание в разговорном стиле двух основных функций вполне объективно и логично. Первая: коммуникативная, служит для получения и передачи информации. Разговорный стиль обслуживает не только устную речь, но и письменную в виде записок, писем. Люди обмениваются словом, в котором закреплена определенная информация, таким образом, разговорный стиль – это средство организации соответствующей деятельности. Вторая функция: фатическая (контактоустанавливающая), что необходимо для поддержания контакта. Используется  в обиходно-бытовой речи для межличностного, непосредственного общения. Цель данной функции – установить, прервать или продолжить коммуникативный акт, удостовериться, работает ли канал связи.

Характерные особенности разговорной речи проявляются прежде всего в сфере применения. Ситуации неофициального общения предполагают, что участники речевого контакта знакомы друг с другом или социально равны. Отсюда вытекает непринужденность общения, свобода в выражении чувств и мыслей, в эмоциях и поведении. В большинстве случаев разговорная речь проявляется в бытовом общении, будь то диалоги товарищей, коллег, знакомых, членов семьи и другое.  В отличие от книжных стилей, которые реализуются в условиях официальности, разговорный стиль речи обслуживает общение на темы бытового и непрофессионального характера.

На неподготовленность и спонтанность разговорного стиля указывает ситуация – это реальная обстановка «здесь и сейчас». Повседневность зачастую позволяет собеседникам предельно сокращать сои высказывания, однако это никак не мешает правильно воспринимать переданную информацию. Например: «Пожалуйста, с сыром, три», «Давай, наберу». Это связано с тем, что в обыденной ситуации человек стремится к экономии речевых средств.

Помимо перечисленного разговорная речь не имеет ограничений в темах, кругах лиц и наличии специальных условий. Форма изложений - личная, форма речи – чаще устная, максимальная степень эмоциональности и экспрессивности. Поскольку устная форма для данного стиля является исконной, главную роль имеет звуковая сторона сообщения. По звучанию с легкость можно определиться академический стиль произношения, который присущ лектору, оратору или диктору, что будет отличаться от норм разговорного стиля речи. На фонетическом же уровне отличия разговорной речи будут наблюдаться в быстром темпе, редукции гласных, вплоть до целых слогов (МарьИванна, Саныч и т. п.), допустимые разговорные ударения (отдАл, баржА, и т п.), незаконченность высказываний, паузы для обдумываний и другое.

Лексический уровень также включает специфические особенности. Употребление различных пластов лексики: общеупотребительный (рука, нога, мать, читать, видеть), разговорный, слова этой группы придают речи неофициальный стиль, однако лишены грубости (допотопный, глупить, всезнайка), оценочный пласт выражает ласкательную, пренебрежительную, ироничную оценку (бабуся, дочурка, писанина, халтура), просторечный и обсценный говорит широком использовании разговорного стиля людьми разных возрастов, профессий, социальных статусов. При этом такое обильное количество различных групп лексики говорит о том, что в разговорном стиле слова используются не только для наименования предметов, их свойств и действий, но и для того, чтобы дать собственную оценку какому-то явлению, отсюда возникают многочисленные переносные смыслы, омонимия, фразеологические обороты.

Синтаксический уровень также имеет характерные черты, присущие только разговорному стилю речи. Сюда относятся использование простых  и неполных предложений, полное отсутствие причастных и деепричастных оборотов, широкое употребление вопросительных и восклицательных предложений, свободный порядок слов в предложении, лексические и синтаксические повторы, частые дополнительные конструкции (уточнения, поправки, дополнения).

Таким образом, разговорный стиль речи должен определяться как функциональная разновидность языка, которая не привязана к передаче определенного содержания, а вызвана условиями коммуникативной задачи: спонтанность, неподготовленность, неформальность, личностность. Несмотря на то, что устная речь продолжает быть основной формой для разговорного стиля речи, мы находим проявления «устности» и в письменной речи.

 

Список литературы:
1. Григорьева О. Н. Стилистика русского языка. – М.: НВИ-ТЕЗАУРУС, 2000. – 164 с.
2. Плещенко Т. В., Федотова Н. В., Чечет Р. Г. Стилистика и культура речи – Минск: Тетра Системс, 2001. – 544 с.
3. Шмелев  А. Д. Функциональная стилистика и моральные концепты // Язык. Культура. Гуманитарное знание: Научное наследие Г.О. Винокура и современность / Отв. ред. С.И. Гиндин, Н.Н. Розанова. – М., 1999.