Статья:

Зарубежная практика оценки персонала

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)

Рубрика: Социология

Выходные данные
Курлапова В.А., Цыганкова И.В. Зарубежная практика оценки персонала // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 3(96). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/96/65771 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Зарубежная практика оценки персонала

Курлапова Виктория Андреевна
студент, Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, г. Санкт-Петербург
Цыганкова Инга Владимировна
д-р экон. наук, профессор, Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте Российской Федерации, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Аннотация. В статье представлен сравнительный анализ методов оценки персонала. Проанализирован зарубежный опыт в системе оценки персонала в таких странах, как Германия, Франция, Великобритания, Япония и США.

 

Ключевые слова: Оценка персонала, зарубежный опыт, методы оценки персонала.

 

Оценка персонала это важнейший инструмент управления работниками, начиная с приема на работу и до завершения карьеры. Он является одним из главных ресурсов организации. От того, насколько грамотно происходит управление данным ресурсом, от того как именно проведена подготовка к оценке, сама процедура оценки и как внедрены ее результаты, зависят форма и содержание действий персонала в данной организации, а значит, и конкурентоспособность компании на рынке.

В зарубежной практике понятия оценки и аттестации персонала представляют, как подведение итогов работы сотрудника по окончании трудового контракта, оценка результатов деятельности за этот период.

Оценка персонала западных компаний осуществляется с целью отбора «основного ядра» фирмы, способствующего ее развитию и эффективному функционированию. Безусловно, основным элементом оценки выступает формальный уровень знаний, умений и навыков, а также анкетные данные. Ключевыми направлениями оценки являются оценка результатов труда и оценка деловых и личных качеств, которые повлияли на эти результаты. Также оценке подвергаются потенциал работников и уровень их мотивации.

Таблица 1.

Критерии оценки персонала, применяемые в зарубежных странах

Страны

Критерии при оценки результативности (общие)

Критерии при оценки результативности (личные)

США

  • Качество;
  • Объем;
  • Знание работы;
  • Присутствие на рабочем месте
  • Инициативность;
  • Коммуникативность;
  • Надежность;
  • Необходимость в контроле за выполняемой работой

Япония

Деятельность оценивается по результатам всей команды, а не отдельного индивида.

В качестве критерия оценивания – умения работника творчески участвовать в работе группы и вносить долю своего труда.

-

Германия

  • Скорость работы;
  • Методы работы
  • Инициативность;
  • Самостоятельность;
  • Уверенность в себе;
  • Разносторонность;
  • Аккуратность в обращении;
  • Умение сотрудничать;
  • Чистота и порядок на рабочем месте

Великобритания

  • Значимые моменты служебной деятельности;
  • Прогресс(его отсутствие)
  • Пунктуальность;
  • Соблюдение трудовой дисциплины

Франция

Оценка выполнения обязанностей

  • Самостоятельность;
  • Опыт

 

Рассмотрим подробнее.

Впервые именно американские корпорации сформировали рабочие группы психологов, которые анализировали действия сотрудников помимо их трудовой функции. Западные компании пришли к выводу, что оценка результатов трудовой деятельности недостаточное условие для принятия грамотных кадровых решений, также большую роль играет оценка деловых и личных качеств сотрудника. Организации стремятся определить, как универсальные критерии для оценки результативности труда, так и сформировать индивидуально значимые качества для отдельных групп работников. Формализованные методы деловой оценки персонала впервые появились в начале 20 века в США. В 1960-1970-х годах стала известна популярная методика «Management by Objectives», известная как «Управление по целям», которая позволяла оценить личные достижения отдельно взятого сотрудника за определенный период времени, обычно за год. В 1970-х годах эта методика признана универсальным способом оценки персонала. В 1980-х годы появилась новая методика «Performance management» или «Управление результативностью». Данная методика позволила оценить не только результат, но и то, какими способами он достигнут, а именно личностные качества сотрудника, что, несомненно, может послужить важнейшим элементом прогнозирования профессионального развития сотрудника организации и развития его карьеры. В 1980-1990-х годах создается методика «360 градусов», которая предполагает опрос людей рабочего окружения, что позволяет повысить объективность оценки персонала.

В это же время на Западе находят свое применение ассессмент - центры (Assessment Center), позволяющие комплексно оценить персонал на основе разработанных компетенций. Впрочем, современными являются психологические методы оценки работников, акцент в такой оценке специалисты по управлению персоналом делают не на результатах и эффективности работы, а на трудовой потенциал сотрудника, социально - психологических особенностях, но такие методы имеют свои недостатки, т.к. дают оценку отдельных особенностей сотрудника и не позволяют оценить личность в целом. В таком случае необходимо психологические методы оценки дополнять экспертными методами.

На данный момент все способы оценки персонала используются в западных компаниях и подразумевают регламентацию и формализацию этапов, оценочных форм.

При аттестации используются аттестационные характеристики, отражающие профессионально важные качества, личностные особенности и управленческие навыки, что позволяет наиболее полно оценить системность деятельности аттестуемого. В частности, американские специалисты выдвигают требования к аттестации, в которых присутствуют схемы аттестации, формы служебных характеристик, признаки, по которым осуществляется оценка. Подобные схемы исследования персонала можно осуществлять с помощью опросов и оценочных центров (ассессмент-центров), также популярными являются нетрадиционные методы: графология и физиогномика. Прежде всего, оценочные центры в США выполняют ряд задач, а именно:

  • осуществляют отбор кандидатов на работу, выявляя потенциал сотрудников для дальнейшего продвижения;
  • определяют необходимость в обучении и повышении квалификации.

Оценочные центры отвечают принципам, которые позволяют повысить точность и достоверность оценки:

  • создание системы оценки под конкретную проблему в организации;
  • устанавливается соответствие с особенностями и философией организации;
  • производится оценка реального поведения оцениваемого;
  • оценка осуществляется несколькими независимыми экспертами.

Западные компании обладают достаточно богатым опытом оценки, в основном опираясь на оценку результативности труда, которая имеет ряд особенностей, к примеру, основными факторами оценки персонала в США выступают: характер задач, выполняемых работником, соблюдение государственных ограничений, следование нормативно-правовой базе, стиль руководства в компании, а также личное отношение оценщика к работнику, подлежащему оценке. В оценке работников компаний США приоритетом пользуются критерии: качество выполняемой работы, объем работы, знание специфики деятельности, степень вовлеченности. Среди личных качеств оценивают инициативность, коммуникативность, надежность, необходимость контролировать результаты деятельности.

В компаниях США оценка персонала проводится чаще, чем раз в полгода, реализует эту процедуру менеджер - управляющий, а также свои коррективы могут вносить: комитет из нескольких контролеров, что позволяет достичь высокой степени объективности; коллеги и подчиненные оцениваемого, также применяется самооценка, как метод развития самоанализа у работника.

Соответственно, целью такой оценки является выявление потенциала работника, возможности личного развития. Методы оценки различаются в зависимости от характера проведения этой оценки, если необходимо вовлечь самого работника, то наиболее подходящим методом будет групповая дискуссия, тест, центр оценки. В данном случае мнение непосредственного руководства не имеет большой ценности. Если брать в основу только мнение руководства, без применения других методов, что с экономической стороны выгодно, оценка потеряет точность и объективность. Непрерывная оценка деловых качеств достаточно эффективна, но требует больших затрат времени, поэтому на практике применяют комбинированные методы оценки. Наиболее часто в США пользуются методом графической шкалы рейтинга, широко распространены анкеты, метод управления по целям подходит для оценки труда менеджеров, инженеров, а также работников производства.

С другой стороны, аттестация государственных служащих в США представляет собой процедуру оценку по критериям, затем свою оценку дает непосредственный руководитель, вышестоящий руководитель и комиссия. Подобная оценка проводится раз в год.

Оценка деятельности государственных гражданских служащих в Великобритании состоит из трёх компонентов: детальное описание результатов выполнения задач, предусмотренных в плане за год, в письменном виде; оценка результатов выполнения задач и следование стандартам и нормативам; наличие сведений о неблагоприятных внешних факторах (семейные обстоятельства, личные проблемы). Система оценки строится на принципах:

  • измеримость результатов труда;
  • измеримость эффективности деятельности сотрудника;
  • совершенствование достигнутых результатов;
  • наличие обратной связи, позволяющей обсудить с руководителем результаты и цели на следующий год, индивидуальный план развития.

Отличительной особенностью оценки служащего в Великобритании выступает прямая взаимосвязь с системой оплаты труда. Жалование сотрудника лишь в некоторой степени зависит от должности, процентное повышение заработной платы напрямую зависит от ежегодных оценок эффективности, надбавок, премий, бонусов. Подобная система оплаты труда позволит решить проблему мотивации государственных служащих.

Кадровая работа в японских компаниях основывается, прежде всего, на традициях, наблюдается преобладание группового коллективизма, подчинение старшему по возрасту, преданность идеалам компании, пожизненный наем персонала, ротация персонала каждые 3-5 лет. В Японии аттестация предполагает составление матрицы перемещений, в которой отражается положение сотрудника на данный момент, возможности занять новую должность и степень подготовленности. При оценке предпочтение отдается потенциалу сотрудника, а не его квалификация на данный момент. Оценка персонала в Японии основывается на личных данных сотрудника: образование, семейное положение, физическое развитие, особенности интеллекта, коммуникабельность, черты характера, также весомое значение имеют итоги предшествовавших оценок. Затем экспертами оцениваются анкеты аттестуемых, их руководителей и подчиненных. В анкетах отражаются сведения о способностях работника планировать, организовывать, контролировать, принимать решения; описываются: прошлый опыт работы, планы на будущее, профессиональные качества. Далее аттестуемый выполняет профессиональный кейс, после чего проходит устный экзамен в форме собеседования.

На сегодняшний день западные компании делают акцент на поиске путей совершенствования работы и самореализации сотрудника, процедура носит иной характер, преследует цель не наказать сотрудника, а найти ошибки в его деятельности, разработать пути их решения, дифференцировать работников на лучших, хороших и тех, чье качество работы нуждается в улучшении.

Несомненно, процедура аттестации постоянно совершенствуется, к примеру, во Франции аттестация служащих подвергается изменениям, французы предлагают отказаться от оценки начальниками своих подчиненных, заменяя письменные отзывы системой ежегодных бесед подчиненных и руководителей, а также результаты аттестации использовать для создания элементов индивидуализации заработной платы.

В последнее время используются универсальные способы решения проблем в области аттестации:

  • Компетенции.
  • Факты производственного поведения.
  • Поведенческие шкалы(BARS).
  • Пятибалльная шкала оценки.
  • Непосредственный руководитель.

Наиболее популярным методом является управление по целям (MBO), который обозначил роль сотрудничества между руководящими лицами и подчиненными для выработки целей организации, что, в свою очередь, позволило использовать самоконтроль результативности труда. Этот метод описал Питер Друкер в 1954 году.

П.Смит и Л.Кендалл стали создателями шкалы рейтингов поведенческих установок, что позволило использовать решающие ситуации как ключевые позиции.

Центр оценки (ассессмент - центр) впервые применили в 1954 году в США, что позволило оценить не только возможность работника осуществлять трудовую функцию, но и его потенциал, возможности для продвижения путем построения кейсов, моделирующих ключевые аспекты деятельности сотрудника, позволяющие проявить свои профессиональные, личностные и деловые качества.

Руководители немецких компаний пользуются такими методами оценки, как интервью, рекомендация непосредственного начальника, мнение сотрудников, выполнение кейсовых заданий, ассессмент - центр и медицинская экспертиза. Отличительной особенностью методик оценки выступает полное отсутствие психологической тестовой диагностики, что обусловлено правовыми ограничениями на использование тестовых методик, а также приоритетность оценки проявленных способностей. Основные критерии оценки: профессиональная компетентность, гибкость и мобильность, умение работать в режиме многозадачности, целенаправленность, коммуникативные способности.

Таблица 2.

Сравнение основных методов оценки персонала

Метод

Описание

Преимущества

Недостатки

Самооценка

Процесс, при котором сотрудник должен провести оценку своей собственной эффективности на основании заранее определенных и согласованных критериев

Расхождения в оценках, представленных сотрудником и работодателем, могут дать более глубокое понимание определенных проблем в команде или бизнес-процессах.

Самооценка может быть слишком субъективной, и поэтому не позволяет реально оценивать эффективность труда.

«360-градусная» аттестация

Применяется для отдельных кадровых задач и как дополнение к основной системе оценки. Экспертами выступают коллеги, руководители, подчиненные, партнеры клиенты и т.п, оцениваемого сотрудника

Предполагает более широкий взгляд на эффективность работы и позволяет повысить объективность оценки путем сбора информации из разных источников.

Организационно сложный процесс:

1)сложность обработки данных;

2) вовлечение большего числа людей в заполнении оценочных форм.

Метод по компетенциям

Набор элементов, входящих в описании модели компетенций зависит от предполагаемого практического применения конкретной модели. Как показывает опыт, чем больше компетенций содержит модель, тем труднее ее применить. Для каждой компетенции должны быть определены способы и методики ее оценки с различным уровнем объективности, разработаны правила быстрого определения эталонных требований к выраженности компетенций в зависимости от ситуаций.

Существенно повышает эффективность деятельности по управлению персоналом в компании при правильном проведении и выборки необходимых компетенции для организации.

Не гарантирует эффективность деятельности, так как модель не учитывает того, что именно делает работник и каких результатов достигает, а также личностные и организационные факторы, влияющие на исполнение.

Метод управления по целям

Данный метод основан на постановке перед сотрудником целей, которые должны быть достигнуты им за установленный период.

Эффективен для оценки управленческих работников и творческих видов работ, которые трудно описать количественными и качественными показателями.

При использовании метода высока вероятность формулировки неясных, непонятных сотруднику целей, а также завышенных или заниженных целей.

Управление результативности

При использовании данной методики оцениваются не только результаты, но и компетенции сотрудника, т.е. те личностные качества, которые необходимы ему для достижения поставленных целей. Суть метода заключается в сотрудничестве руководителя и подчиненного, а не в контроле, т.е. обратная связь может быть от нескольких раз в год (формально) до бесконечности (неформально).

  • ясное представление критериев оценки сотрудника;
  • ориентация на обучение и развитие персонала;
  • сотрудник получает обратную связь в течение года.

 

Оценка требует

большой предварительной работы и больших временных затрат для проведения оценки. Данный метод возможен в организациях с развитой корпоративной культурой.

 

 

С конца 70-х годов происходит динамичное развитие экономики, что способствовало внедрению новых систем аттестации персонала в зарубежных фирмах. Аттестацию стали рассматривать как комплексную задачу, решение которой строится на оценке сильных и слабых сторон сотрудника. Западные компании сходятся во мнении, что деловая оценка персонала должна восприниматься как возможность обсуждения деятельности работника, выявление проблем и путей усовершенствования этой деятельности.

Применение опыта зарубежных компаний поможет повысить эффективность процедуры системы оценки персонала российских организаций, конечно же, после того, как будут учтены все с особенностей систем менеджмента и управления персонала, существующие в Российской Федерации.

 

Список литературы:
1. Бабыкина, Л.С. Управление персоналом: практикум / Л.С. Бабыкина. - М.: Экзамен, 2016. – С. 97
2. Белорусов, А.С. Международный менеджмент / А.С. Белорусов. – М.: Юристь, 2015. – С. 115 
3. Виханский, О.С. Менеджмент /О.С. Виханский, А.И. Наумов. – М.: Высш. школа, 2016. – С. 367
4. Курбатова, М. Б. Организация обучения персонала компании / М.Б. Курбатова, М.И. Магура. – М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-синтез», 2017. – С. 68
5. Шлендер, П.Э. Управление персоналом: Учебник / П.Э. Шлендер. – М.: ЮНИТИ, 2015. – С. 196