Повышение ставки НДС и ее влияние на покупателя
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)
Повышение ставки НДС и ее влияние на покупателя
THE VAT RATE INCREASE AND ITS IMPACT ON THE BUYER
Tamerlan Magomedov
Master’s student, tax Institute RosNOU, Russia, Moscow
Аннотация. В статье рассматривается самая актуальная проблема – повышение НДС с 18% до 20%. Всем известно, что НДС включается в цену товара, работы услуги или включается в тариф. Это прежде всего ускорение роста цен, т. к. НДС оплачивают все потребители. Увеличивая НДС с 18% до 20% (на +2 процентных пункта), бизнес вынужден поднимать цены на товары, т. к. никто не захочет понизить свою прибыль, потребителей уже ощущают подорожание цен на все эти товары, работы, услуги, и бизнес ожидает потеря спроса на их товары, работы и услуги. Статья будет интересна экономистам в области налогообложения.
Abstract. The article considers the most urgent problem – the increase in VAT from 18% to 20%. It is generally known that the VAT is included in the price of the goods, the work of the service or in the tariff. This primarily accelerates the growth of prices, as the VAT is paid by all consumers. Increasing the VAT from 18% to 20% (by +2 percentage points) will make business to skyrocket prices for goods, works and services, since no one wants to lose their profits. The consumers confronted with high prices will reduce the demand. The article is of interest to economists in the field of taxation.
Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, нaлoгoвый вычeт, налоговая нагрузка, федеральный бюджет, налоговые доходы, продавец товаров, работ, услуг, потребитель, природные ресурсы, нефтегазовые доходы.
Keywords: value added tax, tax deductible, tax burden, federal budget, tax revenues, seller of goods, works, services, consumer, natural resources, oil and gas revenues.
Налог на добавленную стоимость — косвенный налог, который возникает при реализации предприятием продукции и предоставлении услуг с добавленной стоимостью т.е. это разница между ценой продажи и ценой покупки у поставщика. Данный налог вносится в бюджет государства по мере реализации товаров и услуг.
Все юридические лица и физические лица (ИП), которые реализуют продукцию или предоставляют услуги на территории РФ, в том числе импортеры являются плательщиками данного налога.
Президент Российской Федерации Владимир Путин в 2018г. подписал закон о повышении налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 % до 20 %. По новой ставке налог считается в большинстве случаев, за исключением тех, когда применяются пониженные ставки 0 % и 10 %, а также расчетные ставки 10/110, 18/118 и 15,25 % (п. 3 ст. 164 НК РФ).
Данный закон вступил в силу с 1 января 2019 г. Документ был внесен в Госдуму правительством 16 июня. Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, повышение НДС на 2 % позволит привлечь в бюджет дополнительные 620 млрд рублей в год, которые будут направлены на исполнение «майского указа» Президента РФ принятого в 2018г. В рамках указа планируется к 2024 году повысить продолжительность жизни до 78 лет; снизить в 2 раза уровень бедности в стране; повысить безопасность и качество инфраструктуры; обеспечить ускорение внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере и др. [8, c.74]
Также повышение налога на 20 % связано во многом с потерей доходов федерального бюджета из-за снижения цен на нефть. Поэтому, чтобы сохранить уровень расходов на инфраструктуру, на образование, на здравоохранение было принято решение увеличь ставку НДС.
Такое изменение по прогнозу аналитиков сильно повлияет на экономические показатели РФ, а также в значительной степени на население.
Влияние изменения ставки НДС до 20% уже виден в политике ЦБ. Увеличение начало сказываться на темпах роста потребительских цен. Поэтому в декабре 2019г. ЦБ поднял ключевую ставку до 7,75 %. Данное решение связано с ожиданием роста инфляции и направлено на ограничение инфляционных рисков, связанных с ростом НДС. Уже отмечается ускорение инфляции, которая по году будет, скорее всего, 4 %. При этом в марте – апреле 2020 года инфляция может превысить 5,5 % и даже достичь 6 %. Повышение ключевой ставки должно помочь в замедлении инфляции.
По оценкам Минэкономразвития, в таком сценарии из-за увеличения НДС темп роста ВВП и потребления домохозяйств в 2020 году снизится на 0,2-0,35 %, инвестиций – на 0,4-0,7 %, импорта – на 0,35- 0,45 %, а инфляция в 2019 году увеличится на 1,5-2 %.[3, c.54]
Наибольшая нагрузка по отчислению НДС ляжет на строительные компании и автомобильную промышленность. Чтобы оставить средства для вложения в производство на том же уровне, фирмы однозначно начнут повышать цены на жилую недвижимость, запчасти и машины. Рост цен коснется всех потребительских товаров, на этом фоне снизится платежеспособность покупателей недвижимости. Покупка недвижимости не облагается данным налогом, но стоимость товаров для строительства и услуги, используемые в этой области и оборудование, вырастут после повышения НДС. Кроме того, обязательно подорожают услуги программистов, которые используются вовремя строительство объектов. Таким образом, значит, что покупатель будет приобретать свое жилье по очень завышенной цене. В итоге спрос на недвижимое имущество уменьшится, поэтому она подорожает еще больше.
Подорожают коммунальные услуги, управляющие компании являются посредником между населением и производителем услуг. Соответственно НДС присутствует и в платежах за коммунальные услуги.
Ещё рост НДС окажет сильный удар по подакцизным товарам, к которым относится бензин, алкоголь и табак. А на эти товары цены в России и так являются большими. С января после вступления новых тарифов на налог НДС, предполагается, что цены на нефтепродукты возрастут не меньше, чем на 7-8%. Если еще вспомнить о повышении акциза на топливо, то ситуацию можно вовсе расценивать, как плачевную. Экспертные оценки сходятся в едином, что с 2019 года гражданам РФ придется преодолеть цены на топливо, стоимость которого будет составлять не меньше 50 рублей за литр.
Отдельной оценке подлежит влияние повышения НДС на деятельность субъектов малого и среднего бизнеса. Определяя характер такого влияния и возможные последствия, следует учитывать, что субъекты малого и среднего бизнеса могут применять различные системы налогообложения.
Рассмотрим влияние повышения ставки НДС на деятельность субъектов малого и среднего бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы (упрощенная система налогообложения (УСН), патентная система налогообложения (ПСН), система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД), система налогообложения в виде единого налога для сельскохозяйственных производителей (ЕСХН).
Субъекты малого и среднего бизнеса не являются плательщиками НДС, но в качестве их контрагентов (поставщиков) могут выступать предприятия, применяющие общую систему налогообложения, которые по объективным причинам поднимут стоимость своих товаров, работ, услуг. [8, c.112]
Таким образом, затраты субъектов малого и среднего бизнеса, применяющих специальные налоговые режимы, возрастут, что требует соответствующих решений.
Первый вариант решений – повышение цен для собственных покупателей (конечных потребителей). Но это может отразиться на выручке малого и среднего бизнеса, поскольку повышение цен непосредственно связано с вероятным снижением объемов продаж собственной продукции.
Второй вариант решений – несмотря на рост величины затрат, не повышать цены на собственную продукцию и согласиться на снижение маржинальности своей деятельности. Данный вариант решений более вероятен, т.к. по оценкам специалистов «крупные компании на время оставят цены на прежнем уровне, чтобы вытеснить более мелких конкурентов».
Более серьезное влияние повышение ставки НДС окажет на субъекты малого и среднего бизнеса, применяющих общую систему налогообложения. Примеры такого влияния уже зафиксированы в 2018 году. Производители кассовых аппаратов начали уведомлять компании о необходимости подготовки оборудования к новой ставке НДС. Согласно рассмотренному выше закону ставка печатается на кассовом чеке, поэтому к 0:00 1 января 2019 года все кассовые аппараты должны быть перепрошиты под новую ставку НДС. Помимо этого, нужно также обновить кассу для работы в новом формате фискальных данных (ФФД 1.05 вместо ФФД 1.0), в котором отражаются такие реквизиты, как авансовые платежи, агентское вознаграждение, продажи в кредит. Но за обновление программного обеспечения под новые требования производители касс попросили плату, возникли дополнительные расходы у субъектов малого и среднего бизнеса, применяющих общую систему налогообложения. [4, c.45]
Таким образом, одним из самых серьезных последствий повышения ставки НДС заключается в снижении активности малого и среднего бизнеса – это как раз тот сегмент, который понесет самые большие потери. В данных условиях повышение НДС не повысит, а скорее понизит собираемость налогов, так как многие предприниматели снова начнут уходить в теневой сектор экономики.
Для более крупных производителей, а также для производителей товаров и услуг первой необходимости критичного ничего в таком повышении НДС нет — на их продукцию спрос будет в любом случае
Повышение НДС — довольно простой ход для правительства, вынужденного искать финансирование для реализации указов президента. Собираемость этого налога близка к 100 % (по оценкам как Минфина, так и независимых аналитиков). По итогам 2018 года налог принес в федеральный бюджет около 5 трлн рублей, и это даже с учетом льготных ставок в 0 % и 10 % по некоторым видам товаров.