Статья:

Проблема отсутствия медиаобразования в школах и вузах

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(96)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Мамедова В.С. Проблема отсутствия медиаобразования в школах и вузах // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 3(96). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/97/65680 (дата обращения: 24.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблема отсутствия медиаобразования в школах и вузах

Мамедова Влада Сергеевна
магистрант, Российский государственный социальный университет РФ, г. Владикавказ

 

«Медиаобразование» - термин плотно устоявшийся в современной журналистики. А.В. Федоров в своей книге «Медиаобразование и медиаграмотность» пишет, что медиаобразование это процесс получения знаний о медиа. Здесь главное отличие между медиаобразованием и медиаграмотностью. Последняя уже подразумевает под собой умение анализировать медиатексты. А.В Федоров предлагает технологии, которые подходят школьникам и студентам. Именно на этом автор делает особый акцент и объясняет, что методика основывается на реализации творческих заданий и не отличается между школьниками и студентами.

В ходе общения с молодежью, школьниками и студентами не профильного журналистского факультета, мы пришли к мнению, что медиаобразование как наука необходима в ВУЗах. О ее важности пишут как российские, так и зарубежные исследователи: Э. Аронсон, К.Э. Разлогов, Н.Б. Кириллова. Они пишут о необходимости среди огромного разнообразия аудиовизуальной информации умения вычленять главное и разбираться в медиатекстах.

В данный момент введение медиаобразования в школах невозможно, из-за большой нагрузки на детей. Мы считаем, что из-за недостаточной осведомленности в детском возрасте, уже будучи студентами большинство молодых людей стоят перед проблемой с анализом текстов.

Ученые, изучающие проблему медиаграмотности приводят разные техники и модели. Наиболее привлекательная, на наш взгляд, была дана Ю.Н. Усовым. Из-за того, что у современных студентов уровень владения данной техникой находится на том уже уровне, что и у школьников она универсальная и не различается по возрастным категориям. Она может быть использована в университете и школе как часть образовательного процесса. Главный плюс – подача информации в игровой форме. Это помогает материалу легче усваиваться.

Школьникам и студентам иногда бывает сложно понять основы медиакультуры. Это понятие объединяет все виды аудиовизуального творчества. Жан Бодрийляр одним из первых сказал о гротеске и объеме аудиовизуальной информации в современном мире. Он привет свое определение термина медиакультура. Он связывает ее с передачей и записью по средствам современных технических механизмов изображения, звука и текста, динамических образов, получивших широкое распространение. Стоит отметить, что с развитием интернета и становлением его частью нашей жизни, цензура практически отсутствует. Сеть полна разнообразной информацией. Одна из которых – насилие в медиа. Скорее необходимо обезопасить от этой информации детей, однако проблема остается актуальной и для студентов.

Чтобы ввести в программу обучение медиаграмотности необходимо ответить на вопрос «зачем это нужно»? Вновь обратимся к исследованию А.В. Федорову. Из него следует, что одна из главных задач медиаобразования – умение защитить себя от манипулирования со стороны медиа. В век информационных технологий это учение важно, как никогда. Умение в медиатекстах разглядывать скрытые смыслы, разгадывать механизмы воздействия на аудиторию практически лишает СМИ влияния на читателя. Еще это умение поможет различить ангажированные СМИ и выбирать для себя оптимальные, подходящие собственным мыслям и увлечениям.

Для школьников и студентов полезны задания на анализ медиа. То есть нужно разложить его на составные части. Досконально проникнуть в образ героя, его суть, понять, что им движет и определить, насколько оправданы его поступки. Федоров предлагает эту технологию для понимания текстов, рассказывающих о насилии.

В своем исследовании Федоров ссылается на американского медиаполитолога Элизабет Томан и отмечает: «Я верю, что медиаобразование должно стать компонентом любой работы по предотвращению и профилактике насилия, и для отдельных людей, и для общества в целом».

Что бы научиться анализировать образы в СМИ исследователи предлагают практиковаться на образах героев книг, фильмов и сериалов. В школах и ВУЗах должны действовать принципы наглядности. Технологии А.В. Федорова направлены на эстетическое восприятие медиатекста, например, используя пересказ сюжета фильма или даже придумывание собственного.

Нельзя не сказать о недоступности медиаобразования. На территории страны недостаточно учителей, способных преподавать данную науку. Также нет необходимой аппаратуры для медиаобразования. Для этого нужно перенимать опыта западной системы образования, где это направление более развито.

Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой отсутствия медиаобразования в школах и ВУЗах. Важно, что ученые предлагают технологии медиаграмотности, которые можно использовать в системе образования в среднем и высшем звене.

 

Список литературы:
1. Кириллова Н.Б. Медиасреда российской модернизации. – М.: Академический Проект, 2005. – 400 с.
2. Разлогов К.Э. Искусство экрана: от синематографа до Интернета / Российский институт культурологии. – М. : РОССПЭН [Политическая энциклопедия], 2010 . – 287 с.
3. Савчук В.В. Российский домен медиафилософии. Ст. в сб.
4. МЕДИАФИЛОСОФИЯ. ФОРМИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ. Стр.181-187.
5. Усов Ю.Н. Медиаобразование. Программа для учащихся 10-11 класса общеобразовательной школы//Основы экранной культуры. Цикл программ/Рук. Ю.Н.Усов. – М., 2000.
6. Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 340 c.