Статья:

Возможности предупреждения совершения преступлений в сфере нецелевого использования бюджетных денежных средств

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Меретуков Р.М. Возможности предупреждения совершения преступлений в сфере нецелевого использования бюджетных денежных средств // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 4(97). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/97/65897 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Возможности предупреждения совершения преступлений в сфере нецелевого использования бюджетных денежных средств

Меретуков Руслан Муратович
студент, Уральский институт управления, РФ, г. Екатеринбург

 

OPPORTUNITIES FOR PREVENTING THE COMMISSION OF CRIMES IN THE SPHERE OF MISUSE OF BUDGET FUNDS

 

Ruslan Meretukov

Student, Ural Institute of Management, Russia, Ekaterinburg

 

Аннотация. Сфера бюджетных отношений является одной из самых доступных и желанных для совершения правонарушений. Это обуславливает возможность использовать бюджетные денежные средства не по целевому назначению. В связи с данным обстоятельством государство должно предпринимать меры по предупреждению совершения преступлений в данной сфере. В статье рассмотрены меры профилактики относительно нецелевого использования бюджетных денежных средств.

Abstract. The sphere of budget relations is one of the most accessible and desirable for committing offenses. This makes it possible to use budget funds for other purposes than their intended purpose. In this regard, the state must take measures to prevent the commission of crimes in this area. The article deals prevention measures regarding the misuse of budget funds.

 

Ключевые слова: бюджетные денежные средства, нецелевое использование, меры профилактики, предупреждение преступлений, уголовный закон, административное право.

Keywords: budget funds, misuse, prevention measures, crime prevention, criminal law, administrative law.

 

Бюджетная сфера выступает одной из самой привлекательных для совершения правонарушений. Интерес к ней направлен как со стороны частных лиц и коммерческих компаний, так и со стороны государственных структур. Тому есть несколько причин:

  1. На финансирование деятельности бюджетных, автономных и казенных учреждений выделяются большие финансовые средства;
  2. Инвестиционная привлекательность данной сферы;
  3. В распоряжении государственных и муниципальных учреждений находится широкая материально-техническая база;
  4. Высокая численность сотрудников, которые работают в сфере бюджетных отношений, что не предоставляет возможности осуществлять всеобъемлющий контроль над каждым должностным лицом;
  5. В решении финансовых и экономических задач государственным и муниципальным структурам принадлежит ведущая роль;
  6. В законодательной базе, которая регулирует управленческие и распорядительные функции, присутствуют несовершенства нормативно-правовых актов;
  7. Должностные лица в бюджетной сфере обладают высокими заработными платами по сравнению с другими структурами.

Перечисленные обстоятельства и вызывают соблазн у лиц, которые работают в сфере бюджетных отношений, идти на правонарушения и использовать выделяемые государством денежные средства не по целевому назначению [1].

Нецелевое использование бюджетных денежных средств охраняется как уголовным, так административным правом. Уголовный кодекс РФ предусматривает два состава преступлений в области расходования бюджетных денежных средств. К ним относятся положения статей 285.1 и 285.2 УК РФ. Кодекс об административных правонарушениях РФ содержит только одну статью 15.14, которая назначает административную ответственность за направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств [2].

Анализ данных с официального сайта МВД России показал, что с 2003 года до 2009 год происходило ежегодное увеличение числа преступлений, связанных с нецелевым расходованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов. Далее происходит постепенное снижение числа анализируемых преступлений. К сожалению, это по большей части связано с высоким уровнем латентности данного вида преступности, вызванной практическими сложностями в правоохранительной и финансово-контрольной деятельности государства при выявлении данных преступлений и собирании доказательной базы в ходе оперативно-розыскных мероприятий [3].

В целях дальнейшего снижения числа правонарушений в бюджетной сфере относительно использования бюджетных денежных средств необходимо проводить предупреждение по их совершению. В криминологии меры предупреждения рассматривают как многоуровневую систему государственных и общественных мер, которые направлены на распознавание, ликвидацию, ослабление причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных правонарушений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и поведение которых указывает на такую возможность [4].

Предупреждение совершения преступлений в сфере нецелевого использования бюджетных денежных средств включает в себя объектов и субъектов профилактики; ее основные уровни и формы; меры предупредительного воздействия [5].

Субъектами предупреждения нецелевому использованию бюджетных денежных средств, к функциональным обязанностям которых относится оказание профилактического воздействия на криминальную ситуацию в анализируемой сфере, являются:

  1. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие порядок и условия использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (Министерство финансов РФ, Счётная палата РФ, Контрольное Управление Президента РФ; Генеральная прокуратура РФ, Министерство внутренних дел РФ, Федеральная служба безопасности РФ);
  2. Федеральное казначейство, Федеральная таможенная служба и Федеральная налоговая служба, которые являются правопреемниками упраздненной Федеральной службы финансово-бюджетного надзора;
  3. Органы местного самоуправления, являющиеся распорядителями бюджетных средств.

В рамках определенной и присущей лишь им компетенции названные субъекты проводят профилактические мероприятия по недопущению совершения преступного использования бюджетных средств на непредусмотренные для этого цели, а также расследование, выявление и пресечение уже совершенных деяний, предусмотренных ст.ст. 285.1, 285.2 УК РФ и ст.15.14 КоАП РФ.

Среди организационных направлений предупреждения нецелевому использованию бюджетных денежных средств можно выделить следующие:

  • Повышение контролирующей и координирующей роли государства за всеми источниками использования бюджетных средств. Если на государственном уровне буден функционировать институт ответственного управления общественными финансами, обеспечен механизм налогово-бюджетной прозрачности, создана эффективная система бюджетного исполнения, в совокупности эти мероприятия способны снизить уровень нецелевого использования бюджетных средств;
  • Определение стратегических и тактических задач при проведении политики противодействия нецелевому использованию бюджетных средств;
  • Недопущение проникновения коррупционных проявлений в сферу использования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, недопущение конфликта интересов на государственной и муниципальной службах;
  • Совершенствование законодательных положений в бюджетной, административной, уголовной сферах, предполагающих государственное регулирование и контроль за денежными средствами бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также и меры юридического характера за допущенные правонарушения;
  • Повышение эффективности деятельности органов власти и управления, к компетенции которых относится принятие профилактических и пресекательных мер, направленных на недопущение нецелевого использования бюджетных средств на основе обобщенных практических результатов, с одновременным совершенствованием отчетных форм по нарушениям бюджетной дисциплины.

Среди социально-экономических механизмов профилактики нецелевому использованию бюджетных денежных средств можно назвать:

  • Осуществление санации экономики с целью повысить эффективность и рациональность в использовании имеющихся ресурсов;
  • Постоянное проведение мероприятий по повышению уровня жизни российских граждан, укреплению их статуса в обществе, правовой защищенности;
  • Укрепление социальных гарантий и положения государственных и муниципальных служащих;
  • Создание условий для устойчивого функционирования основных компонентов рынка: свободного осуществления предпринимательской деятельности, развития конкурентной среды, развитие и защита частнособственнических отношений, адекватное социальным условиям регулирование денежно-кредитного обращения и т.д.

К правовым механизмам профилактики нецелевому использованию бюджетных денежных средств можно отнести:

  • Постоянное совершенствование нормативно-правовой базы, соотнесение ее с изменяющимися общественными отношениями в бюджетно-финансовой сфере;
  • Преодоление правовых коллизий и пробелов при регулировании общественных отношений, связанных с использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;
  • Антикоррупционная экспертиза принимаемых нормативно-правовых актов в сфере распределения бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов;
  • Обеспечение иерархической непротиворечивости нормативно-правовых актов, регулирующих отношения, связанные с использованием бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов, недопустимости чрезмерного ведомственного регулирования в данной сфере.

Помимо перечисленных выше мер общего характера, направленных на предотвращение нецелевого использования бюджетных денежных средств, существует ряд специальных предупредительных мер. В их числе:

  • Разработка и внедрение методического аппарата по оцениванию рациональности бюджетных расходов, индикаторов результативности затратности государственных средств;
  • Практическая реализация прозрачности финансовых потоков и публичной отчетности использования бюджетных средств;
  • Закрепление контрактных форм финансового обеспечения социальных организаций сферы на основе следующего принципа: выделение денежных средств исходя из результатов их работы;
  • Окончательное складывание механизма, который бы служил препятствием к принятию необеспеченных финансовыми средствами решений, без учета их влияния на бюджетную систему, и, как следствие, недопущение ситуации, способствующей должностным злоупотреблениям на различных уровнях. И, наконец, одним из эффективных средств профилактики и противодействия нецелевого использования бюджетных денежных средств выступает постоянно существующая возможность привлечения к юридической ответственности: административной (ст. 15.14 КоАП РФ) или уголовной (ст. 285.1, ст. 285.2 УК РФ).

Перечисленные выше меры и мероприятия не являются инновационными, о них в той или иной мере уже писали и говорили на самых разных уровнях власти. Тем не менее, в силу разных причин пока их нельзя назвать полностью реализованными, хотя политика по противодействию нецелевому использованию бюджетных средств проводится достаточно активно. При условии дальнейшей активной политики по профилактике нецелевого использования бюджетных денежных средств со стороны высших властных органов можно будет держать под контролем данные отношения и не допускать злоупотреблений и нарушений в финансово-бюджетной сфере, что, по мнению Президента РФ, является в числе прочего, залогом государственной безопасности нашей страны.

 

Список литературы:
1. Белова Я. Б. Сведения о способах нецелевого расходования бюджетных средств // Территория инноваций. 2018. № 3.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ // Российская газета, № 256, 31.12.2001.
3. Арбатская Ю. В., Васильева Н. В., Христюк А. А. Нецелевое расходование бюджетных средств: криминологическая и уголовно-правовая характеристика // Всероссийский криминологический журнал. 2014. №4.
4. Аганов Г.М., Ковалева Е. Предупреждение преступлений и иных правонарушений средствами прокурорского надзора при исполнении наказания в виде лишения свободы // Уголовное право. 2005. № 4.
5. Авдеев Р. В. Предупреждение преступлений // Вестник ТГУ. 2014. №6 (134).