Статья:

Правовой статус пациента как потребителя медицинских услуг

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №4(97)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Каньшин И.С. Правовой статус пациента как потребителя медицинских услуг // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 4(97). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/97/66240 (дата обращения: 19.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Правовой статус пациента как потребителя медицинских услуг

Каньшин Игорь Стефанович
магистрант Санкт-Петербургского государственного университета аэрокосмического приборостроения, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Ввиду быстрого развития и распространения на российском рынке сферы оказания платных медицинских услуг, она приобретает особое значение для законодателя. Одной из причин широкого распространения данной сферы является стремительное развитие медицинских технологий. Так как государственная медицина, не может себе позволить своевременную закупку и обеспечение всех лечебных учреждений своевременным медицинским оборудованием.

С появлением платных медицинских услуг в здравоохранении, в стране формируется большая прослойка граждан,  имеющих активную жизненную позицию и тем самым ценящих свое время. «Граждане создают материальное благо и считают, что за свои деньги они должны получить качественное и эффективное лечение» [3] на что имеют право согласно законодательству Российской Федерации.

В большинстве случаев платными медицинскими услугами пользуются работающие граждане или экономически активное население.

В связи с чем, большой сегмент экономического обеспечения рынка платных медицинских услуг составляют юридические лица, которые выступают плательщиками по договорам добровольного медицинского страхования. [4]

Главными субъектами в правоотношениях по оказанию платных медицинских услуг выступают юридическое лицо или потребитель – пациент, заказывающие услугу, и медицинская организация в лице врача, оказывающем услугу. Схема приобретения медицинских услуг выглядит как «плательщик – поставщик – потребитель». Обратная связь в данной схеме отсутствует.

Специфической особенностью медицинских услуг является взаимодействие между субъектами – потребителем и исполнителем. Чаще всего такое взаимодействие активное с обеих сторон.

Объект в правоотношениях по оказанию медицинских услуг также является специфическим. Медицинская услуга всегда направлена на человека, для поддержания либо восстановления нормальных функций органов и систем организма, то есть здоровья. Можно предположить, что пациент – потребитель является как субъектом правоотношений, так и его объектом, однако это не так.

Самое полное определение пациента представлено в Федеральном законе «Об основах охраны здоровье граждан». Пациентом признается физическое лицо, которому оказывается медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи независимо от наличия у него заболевания и от его состояния. 

В правоотношениях по оказанию платных медицинских услуг пациент выступает потребителем этих услуг. Чтобы точно понять, какие субъекты гражданского права признаются потребителями, необходимо определить правовой статус потребителя как субъекта правоотношений в потребительской сфере.

Так, потребителем считается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести, либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых) нужд, не связанных с извлечением прибыли. [1]

Потребителем признается гражданин, однако, в данной категории субъекта гражданство не влияет на его правовой статус, а термин гражданин, использованный законодателем, употребляется как синоним понятия физическое лицо и не несет какой либо дополнительной нагрузки.

Это связано с тем, что нормы, установленные гражданским законодательством, распространяются на отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц. [2]

Общий правовой статус пациентов основывается прежде всего на положениях Конституции Российской Федерации.

Индивидуальный правовой статус пациентов включает их права и обязанности, а также юридические гарантии для осуществления этих прав.

Этот правовой статус является наиболее мобильным, поскольку его форма полностью зависит от изменений как состояния здоровья, так и других обстоятельств (возраст, срок действия договора медицинского страхования, срочность оказания медицинской помощи). [5]

Общий правовой статус характерен для каждого пациента независимо от медицинского учреждения.

Особый правовой статус предоставляется отдельным категориям пациентов (военнослужащим, клиентам частных профилактических учреждений, держателям полисов добровольного медицинского страхования и т. д); лица, страдающие определенными заболеваниями.

Как правило, это предполагает предоставление определенным организациям таких преимуществ, установление особенностей лечения, сохранение информации о заболевании, результатах лечения в секрете и т. д.

Исходя из особенностей правового статуса пациент, вытекает, что законодатель наделяет его специальным правовым статусом.

В данной ситуации, он выполняет функцию предоставления дополнительных прав.

Это связанно с необходимостью специализированной защиты потребителей, как самостоятельных непрофессиональных участников договорных отношений на рынке товаров, работ, услуг.

Также это связанно с тем, что что особенностью правового статуса потребителя является его межотраслевой характер, так как потребитель является экономически слабой стороной в договорных отношениях и в тоже время субъектом частного права, поэтому его защита предполагает широкое публично-правовое воздействие.

Таким образом, пациентом может быть любой гражданин, независимо от возраста, дееспособности, состояния здоровья. В ряде случаев в интересах пациента договор может быть заключен иными лицами, на которые законом возложена обязанность заботиться о соответствующем гражданине. 

В этом случае гражданин в пользу которого заключен договор на оказание медицинских услуг не должен изъявлять желание на его использование. Особенностью правового статуса пациента является включение в него гарантий, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей.

Однако, из-за неполного определения понятия «потребитель», содержащегося в данном законе, законодатель не способен, в полной мере наделить потребителя (пациента) особым правовым статусом.

Данная цель достигается путем создания специализированного органа, осуществляющего контроль за соблюдением прав и законных интересов потребителей – Роспотребнадзор.

 

Список литературы:
1. Большой юридический словарь // под ред. засл. деятеля науки РФ. д.ю.н. проф. А.В.Малько. Москва: Проспект, 2015. С.473.
2. Внуков Н.А. Гражданско-правовое регулирование отношений с участием граждан-потребителей: монография. М-во образования и науки РФ. ГОУ ВПО «Орловская региональная акад. гос. службы». Орел: Издательство ОРАГАС, 2011. С.56.
3. Гизтюк А.П. Платные медицинские услуги: правовое регулирование и сложившийся менталитет // Менеджер здравоохранения. 2012. №7 С.60.
4. Морозова Г.А., Озина А.М. Социально -демографический портрет потребителя платных медицинских услуг коммерческих медицинских центров и платных отделений государственных медицинских учреждений// УЭкС. 2012. №40 С.57.
5. Пищита А.П. Правовое регулирование медицинской деятельности в современной России. М.: ЦКБ РАН, 2016. С.96.