Теоретико-методические подходы к моделированию бизнес-процессов на предприятиях
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(98)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(98)
Теоретико-методические подходы к моделированию бизнес-процессов на предприятиях
Реформирование внутренней торговли страны, постоянные изменения во внешней среде коммерческих отношений и растущей конкуренции на рынках сбыта обусловливают необходимость поиска принципиально новых механизмов моделирования бизнес-процессов (далее – БП) предприятий торговли. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют, что в практической деятельности возникают сложности по совершенствованию бизнес-процессов предприятий, вызванные высокой скоростью осуществления торгово-технологических процессов, коммерческих и логистических операций в рыночных условиях. Исследование дефиниции «бизнес-процесс» проводятся на уровне международной регламентации и становится дискуссионным предметом для обсуждения на бизнес-форумах. Согласно регламенту IЅО, бизнес - процесс – это ряд взаимосвязанных видов деятельности, конечными целями выполнения которых является создание продуктов/услуг, которые имеют ценность для внешних и внутренних потребителей».
В экономической литературе освещены различные экономические модели, которые описывают многообразие функционирующих предприятий торговли и которые отличаются в основном тем, какие функции и, как следствие, какие бизнес - процессы они применяют. Существует много научных подходов отечественных и зарубежных ученых к толкованию самого понятия бизнес-процесса.
Заслуживает особого внимания определение, предложенное Н. Портером и В. Милларом: «Бизнес-процессы – это комплекс видов деятельности, которые определяются точками «входа» и «выхода» и используют организационные ресурсы с целью создания ценности товаров/услуг для потребителя». В частности, указанные М. Портером границы бизнес-процесса следует трактовать как бизнес-процедуры, по результатам выполнения которых тратятся «организационные ресурсы» и формируется добавленная стоимость. Таким образом, по М. Портером, каждое предприятие является уникальным по составу бизнес-процессов, результатами хозяйственной деятельности и методами формирования ценности. Но этот подход, по нашему мнению, не позволяет выделить на практике стандартные бизнес-процессы.
Довольно оригинальный подход к раскрытию сущности бизнес-процесса применил Дж. Мартин, заменив данное понятие на поток ценностей. Ученый отмечает, что «поток ценностей – это множество согласованных действий, которые в совокупности создают некоторую продукцию, которая имеет потребительские ценности для клиента». Данный подход к раскрытию сущности бизнес-процесса поддерживает Х. Биннер, который в своих научных доработках отражает последний как «...систему взаимосвязанных и взаимодействующих действий, конечными целями выполнения которых является создание продуктов/услуг, которые имеют ценность для внешних и внутренних потребителей».
Ведущие экономисты М. Хаммер и Дж. Чампи определяют бизнес - процесс «как совокупность различных видов деятельности, в рамках которых «на входе» используется один или более видов ресурсов, в результате которой на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя».
Данное определение основывается на применении функционального подхода, в соответствии с которым бизнес-процесс следует рассматривать как «механизм», преобразующий «входные» ресурсы в «результаты» на выходе. Учитывая это, уровень эффективности «выходных» результатов находится в прямой зависимости от степени достижения эффекта синергии бизнес- процессов внутри предприятия. При таком подходе считаем целесообразным выделять систематизированность и взаимосвязанность процессов.
Заслуживает на особое внимание, предложенное Ермишиным А.С. определение: «Бизнес-процессы – это связанный набор повторяемых действий (функций), которые преобразуют исходный материал и/или информацию в конечный продукт (услугу) в соответствии с заранее установленными правилами». На наш взгляд, такое толкование бизнес-процессов в целом дает правильное понимание сущности процесса, хотя и содержит отдельные недостатки, а именно:
1) результатами внедрения и управления бизнес - процессами должно быть формирование добавленной стоимости, а следствием выполнения отдельного процесса должны стать результаты, которые являются «входом» для следующего процесса и должны рассматриваться как окончательный результат цепи создания стоимости;
2) «входами» бизнес-процессов могут быть материальные, информационные потоки, а также другие виды ресурсов предприятия. Считаем, что данный подход к трактовке бизнес-процессов является технически ориентированным, поэтому не воспроизводит возможности их реструктуризации под новые условия и потребности. Вместе с тем, освещение механизмов функционирования бизнес-процессов играет важное значение в процессе реструктуризации.
Значительный вклад в теорию бизнес-процессов внесли ученые Д. Харрингтон и К. Есселинг. Согласно их научным результатам, БП – «это совокупность логически связанных задач, использующих ресурсы предприятия для получения результатов соответственно целям, которые были поставлены». Значимость этих научных разработок заключается в структуризации иерархии бизнес - процессов с выделением:
1) основного бизнес-процесса, объединяющая совокупность функций в рамках конкретного предприятия (организационной структуры);
2) подпроцесса (составляющая основного процесса, выполняющая специфические задачи в деятельности предприятия);
3) мероприятий (операции, выполняемые в пределах подпроцесса).
На наш взгляд, такое отображение иерархии бизнес-процессов имеет большое значение для понимания общих принципов их функционирования. Однако, приведенное трактовка не раскрывает в полной мере сущности основных компонентов и элементов структуры бизнес - процессов, то есть является обобщающим.
С нашей точки зрения, бизнес-процесс предприятия следует рассматривать как совокупность торгово-технологических процессов (подпроцессов, операций) коммерческой, организационно-управленческой и логистической деятельности, в рамках которой «на входе» внедряется один или несколько видов товарных потоков, и, таким образом, на «выходе» создаются товарная партия и услуг, представляющих ценность для покупателя. Такое понимание процессного подхода базируется на выделении на предприятиях «сквозных» торгово-технологических процессов, их описании и следующей реструктуризации. Учитывая то, что бизнес-процесс предприятия (в дальнейшем – БПОТП) имеет иерархическое строение, считаем, что он может быть простым или состоять из совокупности подпроцессов.
В данной трактовке БП – это циклическая совокупность внутренних коммерческих, организационно-управленческих, логистических операций, которые требуют конкретные товарные потоки (материальные ресурсы) и начинаются с 1-го или же более «входов» и на «выходе» завершаются созданием товарной партии и системы торговых услуг. Назначение каждого БП заключается в том, чтобы предложить оптовому покупателю (внутреннему или внешнему потребителю эффективных БП) товар или услугу, удовлетворяющую его по цене, качеству, логистическим и сервисным обслуживанием и тому подобное. Следовательно, для каждого БПОТП устанавливают границы, определяют поставщиков и покупателей, а также интерфейсы между ними. Это дает основания для утверждения, что бизнес-процесс торгового предприятия должен:
1) собственные пределы;
2) конечного потребителя (другой бизнес - процесс или оптовый покупатель);
3) своего руководителя (разработчика).
Проведенный анализ теоретических подходов к раскрытию сущности бизнес-процессов дает основания констатировать, что БПОТП следует рассматривать как горизонтальную иерархию внутренних, взаимосвязанных функциональных действий (коммерческих, организационно-управленческих, логистических и других операций), которые включают: процессы товарооборота, планирования и управления, ресурсные процессы, процессы преобразования структуры, технологий.
Функционально-ориентированный подход предусматривает закрепление за торговым работником совокупности функциональных обязанностей, определения границ принятия решений и объемов ответственности, определение критериев производительности труда. При таком подходе горизонтальная связь между структурными подразделениями (торговыми единицами, филиалами) является минимальной. Зато вертикальная связь «руководитель – подчиненный» является достаточно сильным. Торговый работник (кладовщик, грузчик и т. п), который работает в такой системе, отвечает лишь за те функции, которые на него возлагает руководитель (заведующий складом и т. п).
В научных трудах ученых отмечено различие между функционально - и процессно-ориентированными подходами к управлению. Применение процессно-ориентированного подхода предусматривает выполнение торгово-технологических операций конкретных бизнес-процессов каждым торговым работником. Его обязанности, границы ответственности и критерии производительности труда определены в отношении конкретного торгово-технологической операции или бизнес - процесса. При этом значительно усиливается горизонтальный связь между структурными подразделениями (единицами) и уменьшается влияние вертикального, а также увеличивается ответственность торгового работника, ведь он отвечает за весь бизнес-процесс, а не за отдельные функциональные обязанности. Функции и результат деятельности параллельных структурных подразделений для него имеют важное значение.
Это позволяет выделить характерные признаки бизнес-процессов предприятия:
1) упорядоченная совокупность торгово-технологических операций, направленных на преобразование входных информационных или материальных потоков в выходные товары или логистические услуги, представляющие ценность для оптового покупателя;
2) совокупность коммерческих операций, которые приводят к решению задачи предприятия.
Отметим, что каждое предприятие торговли в зависимости от рыночного направления коммерческой деятельности, ассортиментной политики, специализации, форм и методов продажи, размера складских площадей и тому подобное имеет присущий только ему набор бизнес-процессов.
Основные бизнес-процессы непосредственно участвуют в формировании добавленной стоимости, оказываются на пути движения продукции (услуги) и соответствующие основным этапам ее жизненного цикла: от создания до реализации. Впервые такое разделение процессов было предложено М. Портером в сформулированной им модели цепи создания ценности. Он отметил: «...предприятие создает ценность, за которую потребители готовы платить». Поэтому для определения конкурентных преимуществ необходимо исследовать последовательность процесса создания этой ценности.
Вспомогательные (обслуживающие) процессы - непосредственно не генерируют добавленной стоимости, а обеспечивают осуществление основных процессов. Как правило, они связаны с обеспечением документооборота, информационной поддержкой функционирования предприятия, охраной труда, сервисным обслуживанием оборудования и тому подобное. Кроме основных и вспомогательных процессов, выделенных М. Портером, современные ученые предлагают выделять процессы управления, что, по нашему мнению, является оправданным, учитывая их специфические результаты и важное влияние на достижение стратегических целей деятельности.
Однако, учитывая то, что управленческие процессы не принимают непосредственного участия в создании добавленной стоимости, то есть прямо не связанные с основной деятельностью торгового предприятия, видим целесообразным отнесение их к блоку вспомогательных процессов. За этим подходом управленческие процессы, с одной стороны, обеспечивают выполнение основных процессов, а, с другой, направлены на удовлетворение интересов основных заинтересованных групп (стейкхолдеров: собственников, поставщиков, потребителей, персонала, государства, кредиторов) и связанные с управлением персоналом, финансовым управлением и тому подобное.
На основе обобщения литературных источников считаем справедливым вывод о том, что из всей совокупности категорий бизнес-процессов для предприятий целесообразно выбрать следующие:
1) процессы, непосредственно обеспечивающие закупочно-сбытовую деятельность и продажу товаров;
2) процессы планирования и управления;
3) ресурсные процессы;
4) процессы преобразования.