Статья:

Место договора финансовой аренды (лизинга) в системе гражданско-правовых договоров

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(99)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Николаева М.А. Место договора финансовой аренды (лизинга) в системе гражданско-правовых договоров // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2020. № 6(99). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/99/67078 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Место договора финансовой аренды (лизинга) в системе гражданско-правовых договоров

Николаева Марина Андреевна
студент, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

PLACE OF A FINANCIAL LEASE (LEASING) AGREEMENT IN THE SYSTEM OF CIVIL LAW CONTRACTS

 

Marina Nikolaeva

Student, Moscow University of Finance and Law MFUA, Russia, Moscow

 

Аннотация. В статье рассматривается договор лизинга. Анализируются его особенности и правовая природа, определяется место данного договора среди других гражданско-правовых договоров. Приводятся различные точки зрения на этот вопрос.

Abstract. The article deals with the lease agreement. Its features and legal nature are analyzed, the place of this contract among other civil law contracts is determined. Different points of view on this issue are given.

 

Ключевые слова: Гражданское право, гражданско-правовые отношения, договор, договор лизинга.

Keywords: Civil law, civil relations, contract, lease agreement.

 

Договор аренды является одним из старейших институтов обязательственного права, относится к числу классических договоров гражданского права и в практике современного гражданского оборота является одним из наиболее востребованных договоров. Невозможно представить существование рыночной экономики без договора аренды, поскольку аренда оформляет отношения товарообмена, которые составляют основу гражданского оборота.

В условиях развития рыночных отношений в России востребованность участниками хозяйственного оборота договора аренды только растет. Из всех видов аренды можно выделить, ввиду особенностей правового регулирования, договор финансовой аренды. Анализ правовой природы отношений участников договора финансовой аренды позволяет высказать сомнение в определении законодателем места этого договора среди договоров аренды. При установлении содержания прав и обязанностей продавца и арендодателя в договорах купли-продажи и финансовой аренде через призму закрепленных гражданским законодательством принципов добросовестности и свободы договора, которые по-разному реализуются во всех обязательственных правоотношениях, можно усомниться в том, что главной целью договора финансовой аренды является передача имущества в пользование. Появление в законодательстве принципа добросовестности обусловливает необходимость в качественно иной оценке имущественных отношений, складывающихся в разных сферах правового регулирования. С переходом России к рыночному укладу экономики в законодательстве появились не свойственные ему прежде принципы правового регулирования хозяйственных отношений, среди которых: равенство и многообразие форм собственности, свободный выбор видов и форм экономической деятельности, саморегулирование хозяйственной деятельности, принцип договорных отношений и др.[7, с. 164] Формирование свободного рынка обусловило эволюцию договорного права, развитие гражданско-правовых механизмов вовлечения в оборот имущества, что закономерно повлекло рост использования конкретных правовых конструкций в процессе экономической деятельности участниками гражданских правоотношений. Необходимость привлечения инвестиций для многих организаций обусловливает использование не только существующих, но и новых форм договорного регулирования инвестиционных отношений. Вследствие кардинального реформирования законодательства в сфере регулирования экономической деятельности участники гражданского оборота имеют возможность выбрать договорную форму, позволяющую на законном основании привлечь заемные средства или иное имущество с целью развития производства и успешного осуществления экономической, в том числе предпринимательской, деятельности. Одним из способов финансирования бизнеса, обеспечивающих приобретение новых средств производства, является лизинг. Наряду с банковским кредитованием лизинг представляет собой комплекс имущественных отношений, складывающихся в связи с передачей имущества во временное пользование посредством вложения средств за определенную плату с условием возврата в основной капитал, что позволяет отнести лизинг к одной из форм инвестирования или кредитования [6, с. 31].

Более того, заключение договора финансовой аренды как альтернативы кредитного договора, имеет ряд преимуществ, к которым можно, прежде всего, отнести возможность возврата в короткие сроки стоимости основных средств; внесение арендной платы из дохода арендатора, полученного от эксплуатации оборудования; отсутствие обеспечительных мер (залога или поручительства), обычно используемых при банковском кредитовании.

На инвестиционную природу лизинга указывает также содержание преамбулы Федерального закона от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»[2], согласно которой целями закона являются развитие форм инвестиций в средства производства на основе финансовой аренды (лизинга), защита прав собственности, прав участников инвестиционного процесса, обеспечение эффективности инвестирования. Иными словами, лизинг, с позиции специального законодательства относится к договорам, направленным на привлечение денежных средств, инвестиций для развития предпринимательства, главным образом крупного и среднего бизнеса. Инвестиционная природа лизинга отмечается также в судебной практике.

Так, по условиям договора лизинга лизингодатель обязуется приобрести в собственность указанное лизингополучателем имущество (оборудование) у определенного лизингополучателем поставщика и предоставить названное имущество в лизинг лизингополучателю на условиях, предусмотренных договором, а лизингополучатель обязуется принять данное имущество в лизинг и уплачивать лизингодателю за пользование имуществом лизинговые платежи в порядке и сроки, определенные договором. Например, если лизингополучатель перечислил лизингодателю авансовый платеж по договору лизинга, то во исполнение договора лизинга между лизингодателем-покупателем, продавцом и лизингополучателем заключается договор поставки, по условиям которого продавец обязуется продать, а покупатель – приобрести в соответствии с выбором лизингополучателя имущество согласно спецификации. Во исполнение условий договора поставки покупатель перечисляет продавцу аванс, но обязательство по передаче товара в срок, согласованный договором поставки, продавцом не исполняется. При указанных обстоятельствах потерпевшими в результате неисполнения договора продавцом являются обе стороны договора лизинга – лизингодатель, который перечислил денежные средства с целью приобретения предмета лизинга продавцу, и лизингополучатель, который также перечислил авансовый платеж лизингодателю и на основании договора имеет право истребовать имущество у продавца, а в случае, когда имущество, являющееся предметом договора финансовой аренды, не передано арендатору в указанный в этом договоре срок, арендатор вправе, если просрочка допущена по обстоятельствам, за которые отвечает арендодатель, потребовать расторжения договора и возмещения убытков (п. 2 ст. 668 ГК РФ)[1]. Если же передача предмета лизинга не состоялась по обстоятельствам, за которые лизингодатель не отвечает, то при прекращении договора финансовой аренды вследствие нарушения поставщиком условий договора поставки и при наличии соответствующего договорного условия лизингодатель вправе удерживать денежные средства, полученные по договору лизинга от лизингополучателя, в той части, в какой это не нарушает правила ст. 15 ГК РФ о пределах возмещения убытков и ст. 1102 ГК РФ о недопустимости неосновательного обогащения[1].

Ошибочной является квалификация в описанных условиях сложившихся между сторонами правоотношения при заключении ими договора финансовой аренды, лизинговых платежей как платы за право пользования предметом лизинга. Иными словами, для разрешения возникшего между сторонами спора, применение общих положений о договоре аренды неправомерно, поскольку обе стороны договора – лизингодатель и лизингополучатель – являются потерпевшими от действий продавца лицами. В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 17 «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга», в договоре выкупного лизинга имущественный интерес лизингодателя заключается в размещении и последующем возврате с прибылью денежных средств, а имущественный интерес лизингополучателя – в приобретении предмета лизинга в собственность за счет средств, предоставленных лизингодателем, и при его содействии[4]. Приобретение лизингодателем права собственности на предмет лизинга служит для него обеспечением обязательств лизингополучателя по уплате установленных договором платежей, а также гарантией возврата вложенного. Иными словами, лизинговые платежи являются возмещением инвестиционных затрат лизингодателя и обязательны к уплате независимо от получения предмета лизинга во владение.

Итак, с юридической точки зрения лизинг – это финансовая аренда, в силу которой одна сторона – арендодатель – обязуется приобрести в собственность указанное другой стороной – арендатором – имущество и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование, как правило, для предпринимательских целей. В действительности перед нами лишь внешнее сходство с арендой. Содержанием договора лизинга является кредитная операция, при которой лизингодатель посредством заемных или собственных финансовых средств оказывает лизингополучателю финансовую услугу в приобретении имущества в собственность и за счет периодических лизинговых платежей, позволяющих по прекращении договора возместить стоимость имущества, а также получить лизингодателю доход в виде периодических платежей за использование лизингополучателем приобретенного имущества до перехода его в собственность лизингополучателя.

Таким образом, с экономической точки зрения лизинг представляет собой кредитное отношение, а именно товарный кредит в основные фонды. Отличием лизинга от товарного кредита является момент приобретения лизингополучателем имущества в собственность. Если при товарном кредите должник получает товар в собственность с момента его передачи, то по договору финансовой аренды, лизингополучатель приобретает право собственности на имущество лишь после его выкупа. Кроме того, суммы выплат основного долга по кредитному договору напрямую не относятся на себестоимость производимой продукции и выплачиваются из собственных средств организации.

В свою очередь, платеж по договору лизинга в полном объеме относится на себестоимость производимой продукции, уменьшая налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, предоставляя налоговые льготы, способствующие развитию лизингового рынка услуг. Тем не менее, указанные различия обусловлены правовым регулированием отношений, возникающих при товарном кредите и финансовой аренде. По сути же, отношения, складывающиеся при лизинге, относятся к кредитным. Лизингодатель передает лизингополучателю имущество на определенный договором срок и за определенную плату, что по существу отвечает признакам кредитного договора: срочности, платности и возвратности. Сравнивая кредитные и лизинговые отношения, следует отметить, что договором финансовой аренды оформляются отношения по выдаче и расходованию денежных средств, в то время как в кредитном договоре заемщик лишь декларирует некие цели, на которые будут направлены денежные средства. Расходование предоставленных в кредит денежных средств можно контролировать только по факту.

Обращаясь к зарубежному опыту, следует отметить, что правовое регулирование лизинга в разных странах происходило нетождественным образом. Специфика национальных особенностей становления и развития лизинговых отношений, конечно, зависит от правовой системы государства, степени влияния международных норм на внутреннее законодательство, а также от многих других обстоятельств.

Так, в ряде стран отсутствует специальное законодательство о лизинге (Венгрия, Нидерланды, Норвегия, Швейцария, Великобритания), в некоторых, напротив, приняты специальные нормативно-правовые акты о лизинге (Франция, Бельгия, Греция, Португалия, Турция) [8, с.25]. Во Франции и Швейцарии лизинг назван кредит-арендой, что также указывает на особую природу отношений, возникающих из договора лизинга. Приведенные аргументы подтверждают двойственную природу договора лизинга, что позволяет отнести договор финансовой аренды к смешанному договору, в котором присутствуют элементы кредитного договора и договора аренды. При этом кредитные отношения являются основными. Действительная воля сторон договора лизинга направлена на приобретение имущества за счет заемных денежных средств, возврат которых кредитор получает в виде арендных платежей, рассчитанных таким же образом, каким происходит расчет платежей за пользование кредитом. Некоторые исследователи также не соглашаются с предложенной законодателем классификацией типов договора аренды, отмечая необходимость исключения из главы 34 ГК РФ договора финансовой аренды (лизинга), что связано с исключительной сложностью и многогранностью договорного отношения, возникающего между сторонами в результате заключения такого договора, а также исторической предопределенностью выделения договора финансовой аренды (лизинга) [5, с.31]. Действительно, в ситуации неисполнения договора купли-продажи, заключенного с целью приобретения имущества для передачи в лизинг продавцом, судам необходимо устанавливать содержание прав и обязанностей всех участников лизинговой сделки через призму закрепленных гражданским законодательством принципов добросовестности и свободы договора для обеспечения баланса защиты прав добросовестных участников правоотношения лизинга.

В связи с этим необходимо закрепить в специальном законодательстве о лизинге особые требования к исполнению обязанностей всех участников лизингового договора и к их ответственности, поскольку договорные отношения в сфере финансовой аренды требуют специального правового регулирования в рамках тех норм и правил, которые складываются в данных отношениях ввиду особой правовой природы таких отношений и имущества, передаваемого во временное пользование. Сказанное вызывает необходимость использования качественно иного подхода к выявлению особенностей реализации принципов добросовестности и свободы договора в финансовой аренде в целях выработки на их основе рекомендаций для правотворческих и правоприменительных органов. Заключение договора финансовой аренды (лизинга) должно одновременно обеспечивать реализацию интереса в получении и предоставлении кредита, а также в пользовании приобретенным за счет этих средств имуществом.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // «Собрание законодательства РФ», 29.01.1996, № 5, ст. 410.
2. Федеральный закон № 164 от 28.10.1998 «О финансовой аренде (лизинге)» (в ред. от 27.10.2017 )// «Российская газета», N 1,  12.01.2015.
3. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 17 «Об отдельных вопросах, связанных с договором выкупного лизинга» // СПС «Консультант плюс» (дата обращения 10.02.2020). 
4. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 июля 2014 г. № 4664/13 // СПС «Консультант плюс» (дата обращения 10.02.2020).
5. Белов А. Финансовый лизинг и его возможности // «Внешняя торговля». 2015. № 13. С. 30-32.  
6. Сергеев А.П. Гражданское право. Учебник // Москва.  2016. 450 с.
7. Шаталов С.С. Новая концепция юридической природы лизинговых отношений // Юрист.  2017. № 1 С. 23-28.