Механизмы взаимодействия с аудиторией онлайн медиа на практическом примере онлайн СМИ «Комсомольская правда»
Конференция: XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Секция: Филология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»
Механизмы взаимодействия с аудиторией онлайн медиа на практическом примере онлайн СМИ «Комсомольская правда»
Онлайн-медиа «Комсомольская правда» придерживается общих тенденций взаимодействия с аудиторией в цифровом пространстве. Несмотря на то что у СМИ нет мобильного приложения, ссылки и прямые поисковые запросы направляют читателя на удобную мобильную версию сайта. Исходя из геопозиции устройства, пользователь перенаправляется на региональную версию сайта.
Вне зависимости от раздела сайта в его верхней части, сразу после хеддера расположены горячие клавиши, содержащие ссылки на тематические группы материалов: «Выборы в США», «Карабах», «Covid-19: что делать?».
После перехода на сами материалы для читателя готовы мультимедийные фото- и видеоматериалы, а также гиперссылки на связные материалы, встроенные в слова. Данный инструмент позволяет увеличь глубину и время просмотра контента и, исходя из данных метрик, издательство может отслеживать путь и интересы аудитории. Помимо гиперссылок в самом тексте, под каждым материалом читателю предлагают контент на схожу тематику.
Каждым материалом читатель может поделиться в любой социальной сети, вне зависимости от того, только ли он начал читать статью или же дошел до ее финала – виджеты для репостов в социальных сетях есть как над, так и под статьей.
Один из наиболее важных виджетов на сайте онлайн-медиа «Комсомольская правда» – комментарии. В данном разделе практически под каждой публикацией содержатся емкие комментарии неравнодушных читателей, которые в основном представляют несколько противоборствующих позиций по вопросу публикации.
Важным фактором для развития и популярности виджета является анонимность комментаторов. Сайт СМИ не просит авторизоваться читателя ни через социальные сети, ни через сам сайт. Пользователю достаточно указать любое пользовательское имя, и он уже сможет оставить на ресурсе свое мнение. Если рассматривать данную возможность сайта как элемент вовлечения пользователя, то это помогает СМИ быть больше чем средством по передаче информации, а именно площадкой для общения, в каком-то смысле социальной сетью, т.е. оно становится уже сервисом, который отвечает нескольким запросам аудитории. И с этим нельзя не согласиться. Онлайн-медиа создают вокруг себя целые экосистемы из сайтов, приложений, аккаунтов в социальных сетях, тематических онлайн игр, чат-ботами в «Телеграме» и т.д.
В 2020 году сайт СМИ – это только начало, ведь основная масса пользователей находится в социальных сетях, трафик пользователей с каждым годом растет, бизнес-индустрия устремилась создавать и развивать свои аккаунты в социальных сетях, и СМИ стремятся к такими же целям.
На основе результатов исследования ресурса Mediascope за 2020 год, касающегося социальных сетей, мы рассмотрим, как онлайн-СМИ «Комсомольская правда» пользуется дынными платформами.
На канал «Комсомольской правды» в YouTube подписано 248 тыс. пользователей. Периодичность выхода сюжетов – 2–3 видеоролика в день. За ноябрь 2020 года было опубликовано 69 видеороликов, среднее количество просмотров варьируется в интервале 4633 (общее кол-во просмотров за период 319 701). Трафик на аккаунте естественный, количество просмотров в пропорциональном соотношении совпадает с другими показателями активности пользователей, а именно количество лайков/дизлайков и комментариев.
Официальная группа «Комсомольской правды» в социальной сети «ВКонтакте» насчитывает 835 тыс. пользователей. Подписчика данного аккаунта при входе через мобильное приложение социальной сети приветствует специальная «живая» видеообложка, с яркими кадрами в формате Showreel. Также данная группа верифицирована социальной сетью, что вызывает доверие к подлинности ресурса.
В рамках страницы «Комсомольской правды» в «ВКонтакте» функционирует автоматический рейтинг самых активных читателей публичной группы. Пользователи получают определенное количество баллов за лайк и комментарий, двигаясь по турнирной таблице.
Вовлеченность аудитории в потребление материалов на данном ресурсе можно оценить по четырем критериям: количеству лайков, комментариев, репостов и просмотров.
Количество лайков на публикациях «Комсомольской правды» в среднем варьируется в интервале от 20 до 100, и они есть ко всем материалам. Комментарии содержат советы авторам и героям статей, споры, недовольства ситуациями, описанными в материалах и в целом общественной жизнью. Данная тенденция прослеживается в комментариях любого другого СМИ в сети Интернет
Главный показатель виральности материала – репост пользуется наименьшей популярностью среди критериев вовлеченности аудитории. Вероятно, это связано с тем, что сейчас для ретрансляции материалов на свои страницы недостаточно только емкого содержания и красивой формы. Читателям в условиях перенасыщения информационного поля для репоста новостных статей необходимы интерактивные мемы, вирусные новости, которые полностью переключат внимание на себя.
Еще один критерий – количество просмотров публикации. Данный инструмент является отличительной чертой социальной сети «ВКонтакте» и позволяет узнать количество уникальных пользователей, просмотревших материал. Среднее количество просмотров одной публикации составляет 15–20 тыс.
Аккаунт онлайн-медиа «Комсомольская правда» в социальной сети Instagram насчитывает 182 тыс. пользователей. Характерная особенность данной платформы – преимущественно визуальное восприятие информации. В связи с этим все публикации в аккаунте имеют специальную заставку с кратким заголовком, содержащим основную мысль материала.
Для интерактивности во взаимодействии с аудиторией в рамках социальной сети Instagram «Комсомольская правда» разработала тематические маски, которые доступны для подписчиков аккаунта при создании собственного фото- и видеоконтента. При использовании маски всегда указывается ее разработчик, в нашем случае аккаунт «Комсомольской правды», что дает возможность читателям самостоятельно рекламировать бренд СМИ, которое он читает.
Раздел историй в Instagram является эффективным и удобным инструментом в деятельности СМИ. Истории имеют примечательный дизайн – яркую розово-желтую обводку, которая будет подсвечивать логотип до тех пор, пока пользователь не ознакомится с материалом.
Контент в разделе историй в Instagram так же, как и в публикациях, не содержит экономических или политических тем, предпочтение отдается контенту, подходящему более широкому кругу аудитории.
Важным преимуществом историй в Instagram является возможность прикреплять ссылку по свайпу вверх, для перехода на полную версию материала. Для историй конструируются специальные фото- и видеомакеты, время на просмотр которых составляет не более 15 секунд. Эти два компонента позволяют пользователю как можно быстрее ознакомиться с важными материалами и в одно касание – с наиболее понравившимися.
В чате «Комсомольской правды» в «Телеграме» 31 тыс. пользователей. Среднее количество просмотров каждой из публикаций составляет 4 тыс. Публикации адаптированы под формат заметки в данном мессенджере. Объем таких заметок – одно-два предложения, в конце которых встроена гиперссылка на более полную статью на официальном сайте.
Важным преимуществом аккаунта издания на площадке «Телеграм» является построение общения через чат, а не публичную страницу, что ставит информационный канал в один ряд с друзьями и коллегами пользователя. Благодаря такому формату аудитория может найти любую новость через систему поиска в чате, необходимые фото-, аудио-, видеофайлы, через функцию «Вложения». На данной платформе есть возможность проводить опросы, что и делает «Комсомольская правда».
Главное преимущество аккаунта в «Телеграме» перед остальными площадками в социальных сетях – оперативность. Каждому пользователю приходит рush-уведомление о новой публикации, а формат срочных новостей в мессенджере краткий и емкий, что сокращает время на подготовку материала, а значит, увеличивает вероятность обращения пользователя к данному ресурсу.
Присутствие онлайн-медиа на различных площадках рынка позволяет оставаться в актуальной цифровой повестке и дает возможность СМИ перенаправлять свои ресурсы на необходимую платформу. «Комсомольская правда» придерживается данной установки, стараясь заходить на многие онлайн-площадки, помимо своего официального сайта. Можно предполагать, что это позволяет «Комсомольской правде» входить в топ-5 онлайн-СМИ России по цитируемости (данные портала «Медиалогия» за октябрь 2020 г.), с общей аудиторией 6,2 млн человек (данные портала Mediascope за сентябрь 2020 г.).