Статья:

Структурно-семантический анализ лексико-тематической группы «Hausgeräte»

Конференция: V Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Валиева И.Д. Структурно-семантический анализ лексико-тематической группы «Hausgeräte» // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(5).pdf (дата обращения: 07.04.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Структурно-семантический анализ лексико-тематической группы «Hausgeräte»

Валиева Илюза Дамировна
студент, Стерлитамакский филилал Башкирского Государственного Университета, РФ, г. Стерлитамак
Каримова Римма Хатиповна
научный руководитель, канд. филол. наук, доцент, СФ БашГУ, РФ, г. Стерлитамак

 

Бурное развитие науки и техники, использование новых технологий в создании новых товаров, стремление жить лучше и комфортнее вызвали к жизни появление многочисленных номинаций для обозначения различных приспособлений, которые облегчают человеку различные виды работы на кухне, где люди проводят большую часть своего времени. Появляются новые слова, обозначающие новые технические устройства, используемые для выполнения различных видов деятельности в доме и в домашней работе. Этим обусловлена актуальность нашего исследования. Для исследования были отобраны слова лексико-тематической группы «Hausgeräte».Количество единиц, отобранных для исследования, составляет 53 единицы.

Цель: описать структуру и семантику особенностей лексико-семантической группы. Материал был отобран из немецкоязычных каталогов бытовой техники. Объектом исследования выступают сложные и сложнопроизводные слова. Предметом исследования является структурно-семантический анализ лексико-семантической группы. В нашем материале представлены сложные и сложнопроизводные слова( 42 сложных слова и 11 сложнопроизводных).

Образование сложных и сложнопроизводных слов на основе словосочетаний является довольно плодотворной словообразовательной моделью в немецком языке. Сложное слово может состоять из нескольких слов. Определяемым, или основным, словом выступает последнее слово.  Им всегда является существительное. Последнее слово определяет род, форму множественного числа и тип склонения сложного слова. Перед определяемым словом стоит определяющее слово. Сложные слова  в немецком языке образуются с помощью словосложения как существительного с существительным, так и существительного с прилагательным, числительным, глаголом или предлогом.

Между отдельными компонентами в составе сложного слова могут быть соединительные элементы –(e)s-, -(e)n-,-e-.

Сложнопроизводные слова  образуются путем сочетания  существительного и глагола, а также в конце слова добавляется суффикс.

Рассмотрим структуру лексико-тематической группы «Hausgeräte» моделями.

Таблица 1.

Структура сложных слов ЛТГ «Hausgeräte»

Сложные слова

Сложнопроизводные

1. Die Teebeutelzange (суб.+суб)

2. Die Schneebesen (суб.+суб)

3. Der Messerschärfen (суб.+глаг)

4. Der Dauerfilter (глаг.+суб)

5. Die Multireibe (суб.+глаг)

6. Die Grillzangen (глаг.+суб)

7. Der Spritzschutz (суб.+глаг)

8. Der Mikrowellentasche (суб.+суб)

9. Das Dosensieb (суб.+глаг)

10. Der Kräutermuhle (суб.+суб)

11. Der Küchenhandschuh (суб.+суб)

12.  Die Eiringe (суб.+суб)

13. Der Marmeladentrichter (суб.+суб)

14. Das Schneidebrett (глаг.+сущ)

15. Die Auflaufform (глаг.+суб)

16. Die Backform (глаг.+суб)

17. Der Bierdeckel (суб.+суб)

18. Der Backpinsel (глаг.+суб)

19. Die Bratpfanne (глаг.+суб)

20. Der Bratspieß (глаг.+суб)

21. Der Brotteller (суб.+суб)

22. Der Eisbecher (суб.+суб)

23. Die Saftpresse (суб.+суб)

24. Das Essgeschirr (гл.+суб)

25. Die Essstäbchen (гл.+суб)

26. Die Fleichmaschinen (суб.+сущ)

27. Der Emailletopf (сущ.+суб)

28. Die Gemüsereibe (суб.+сущ)

29. Die Hummerzange (суб.+суб)

30. Der Kaffeebecher (суб.+суб)

31. Die Kaffeemühle (суб.+суб)

32. Die Knoblauchpresse (суб.+суб)

33. Das Kohlenbecken (суб.+суб)

34. Das Käsemesser (суб.+суб)

35. Das Likörglas (суб.+суб)

36. Das Messbecher (глаг.+суб)

37. Der Milchtopf (сущ.+сущ)

38. Das Nudelsieb (сущ.+сущ)

39. Die Obstschale (сущ.+сущ)

40. Der Schnellkochtopf (прил.+сущ)

41. Der Suppenteller (сущ.+сущ)

42. Die Zuckerzange (сущ.+сущ)

1. Der Kiwiausstecher (сущ.+глаг.осн.+er)

2. Der Küchenwecker (сущ.+ гдаг.осн.+er)

3. Der Untersitzer (предлог+глаг.осн.+er)

4. Der Kirschentrenner (сущ.+глаг.осн.+er)

5. Der Dampfgarer (сущ.+глаг.осн.+er)

6. Der Flaschenöffner (сущ.+глаг.осн.+er)

7. Der Handmixer (суб.+глаг.осн.+er)

8. Der Joghurtbereiter (сущ.+глаг.осн+er)

9. Der Nussknacker (сущ.+глаг.осн.+er)

10. Der Reiskocher (суб.+глаг.осн.+er)

11. Der Tortenheber (сущ.+глаг.осн.+er)

 

Как видно из таблицы, большинство сложных слов имеет структуру «существительное+ существительное», т.е образованы путем сложения двух субстантивных основ. Всего пятнадцать  слов имеют в своем составе глагольную основу в виде второго компонента. И только одно слово имеет в своем составе прилагательное.

Сложнопроизводные слова включают в свой состав субстантивную и глагольную основы, к данной основе прикрепляется суффикс –er. Этот суффикс является суффиксом мужского рода. Это частотный , продуктивный суффикс, служит для обозначения технических устройств при основах глаголов, а также при двойном субстантивном и глагольном направлении производности, напр.: Schneider-сепаратор, Anhäbger-вешалка. [ССЭНЯ 2000,с.136-137].

Рассмотрим семантику компонентов сложных слов.

В слове «Der Kiwiausstecher»-«резак для киви» первая основа показывает, с каким продуктом  мы имеем дело. Глагольная основа указывает на действие, производимое этим продуктом (ср.нем. stechen-колоть, резать). В слове «Der Küchenwecker»-«кухонный таймер» первая основа показывает, к чему относится это приспособление. Глагольная форма указывает на действие, производимое этим прибором. В слове «Der Untersitzer»-«подставка» первая основа указывает на место расположения этой посуды, вторая - на способ ее расположения.  В составе сложнопроизводного слова «Der Kirschentrenner»-«отделитель косточек от вишни» первая основа Kirche(вишня) показывает, какой продукт подвергается обработке, в данном случае речь идет об отделении косточек у вишни. В слове «Der Dampfgarer»-«пароварка» вторая основа показывает, какой процесс лежит в основе работы этого прибора (garen-подвергать паровой обработке). Первая основа показывает, что получается в результате такой обработки.(Der Dampf-пар). В сложнопроизводном слове «Der Flaschenöffner»-«открывашка» первый компонент указывает на предмет, второй компонент- глагольная основа, описывает процесс, осуществляемый с этим предметом.

В слове «Der Handmixer»-«ручной миксер» первый компонент указывает на способ работы данного прибора, вторая основа описывает действия данного механизма. (ср.нем. mixen-мешать). В словах «Der Joghurtbereiter»-«йогуртница», «Der Nussknacker»-«орехокол», «Der Reiskocher»-«рисоварка» наблюдается сходная семантика: первый компонент  указывает на продукт, который подвергается обработке, глагольная основа описывает процесс приготовления, осуществляемый этим прибором (ср.нем. bereiten-готовить, knacken-щелкать , kochen-варить). В основе сложнопроизводного слова «Der Tortenheber»-«лопатка для торта» основа heben описывает процесс, производимый с продуктом Torte.

Отобранные нами слова были распределены на следующие тематические группы:

1) Посуда для кухни: Der Kaffeebecher-чашка для кофе, das Essgeschirr-посуда, das Likörglas-рюмка для ликера. Семантика первого компонента указывает на продукт, второй- на посуду для этого продукта.

2) Кухонные приборы: Der Kiwiausstecher-резак для киви, der Flaschenöffner-открывашка, der Nussknacker-орехокол. Первый компонент указывает на продукт, а второй-на действие, совершаемое данным прибором.

3) Кухонные иструменты: Die Teebeutelzange-щипцы для чайных пакетиков, das Dosensieb-решето для банок, der Flaschenöffner-открывашка. Первый компонент указывает на продукт, а второй-на инструмент для этого продукта.

Все вышесказанное позволяет нам сделать следующие выводы:

1. Основным и продуктивным способом словообразования в используемой ЛГТ является словосложение.

2. Часть слов относится к сложнопроизводным словам, которые представляют собой сочетание словосложения и производности.

3. В структурном плане в нашем исследовании большая часть представлена двухкомпонентными сложными словами.

4. В качестве второго компонента  сложнопроизводных слов выступают глагольные основы, обозначающие процессы, производимые с продуктом и предметом.

5. Второй компонент сложных слов представляет собой видовое понятие, обозначающее прибор, инструмент, посуду и т.д.

Как видно из проведенного исследования, в содержании и структуре исследуемой группы отражается тенденция современного немецкого словообразования, а именно склонность к словосложению и производности. Результаты проведенного исследования отражены на следующем рисунке (рис.1)

 

Рисунок 1 частотные словообразовательные модели ЛТГ « Hausgeräte»

 

Данное исследование не является конечным, так как суффик -er имеет разные  значения в немецком словообразовании.

 

Список литературы:
1. Словарь словообразовательных элементов немецкого языка//А.Н. Зуев. И..Д..Молчанова, Р.З.Мурясов и др. Под рук .М.Д.Степановой.-2-е изд, стереотип.-М.:Рус.яз.,2000.-536с.
2. Немецкий онлайн-каталог бытовой техники. Электронный ресурс: режим доступа  https://www.3pagen.de/kochen/kuechenhelfer?page=2. (….)
3. Словообразование современного немецкого языка//М.Д.Степанова.- М.: Издательство литературы на иностранных языках.,1953.-376с.
4. Большой русско-немецкий словарь//Е.Лепинг, А. Лепинг, О.Липшиц, Н.Страхова, Р.Эккерт, И.Глинка, К.Лейн.-2008,898с.
5. Русско-немецкий словарь// М.Я.Цвиллинг.-2009, 732с.
6. Готлиб К.Г.М. Немецко-русский и русско-немецкий словарь «Ложных друзей переводчика». М.: Советская энциклопедия, 1972. 448с.
7. . Рымашевская Э.Л. Современный немецко-русский русско-немецкий словарь. – Фирма «НИК П», 1999. 
8. А.Л. Зеленецкий, О.В. Новожилова. Теория немецкого языкознания: Учеб. пособие для студ. линг. ун-тов и фак. ин. яз. высш. пед. учеб. заведений. - М.: издательский центр «Академия». 2003