Статья:

МЕТОДИКИ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ, УЧАЩИХСЯ С ЗПР В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Чупина Ю.А. МЕТОДИКИ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ, УЧАЩИХСЯ С ЗПР В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(70).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИКИ И ПРИЕМЫ АКТИВИЗАЦИИ РОЛИ РОДИТЕЛЕЙ, УЧАЩИХСЯ С ЗПР В УПРАВЛЕНИИ ШКОЛОЙ

Чупина Юлия Александровна
студент, Федеральное Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Высшего Образования Глазовский Государственный Инженерно-педагогический Университет имени В. Г. Короленко, РФ, г. Глазов

 

Одной из важных особенностей современного этапа развития российского образования заключается в том, что родители призваны играть особую роль в общественно-государственном управлении образовательными организациями. Общественно-государственное управление образованием - это особый вид взаимодействия государства и общества, который подразумевает постоянное и ответственное участие в управлении субъектов, выражающих и представляющих интересы государства в сфере образования, и субъектов, выражающих и защищающих интересы родителей и самих учащихся.

Вовлечение родителей в управление образовательной организацией является одной из важнейших составляющих конструктивного диалога семьи и школы. Закон РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса [3].

Родители и учащиеся имеют право принимать участие в управлении образовательной организацией в порядке и форме, предусмотренных Уставом образовательной организации.

Родители могут быть членами коллегиальных органов управления школой и в составе этих органов влиять на принятие управленческих решений.

В ситуации, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а иногда и физического выживания, усилилась тенденция многих родителей самоустраняться от решения проблем воспитания и личностного развития ребенка. Родители, не обладая достаточными знаниями о возрастных и индивидуальных особенностях развития ребенка, иногда осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Все это, как правило, не приносит положительных результатов.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы педагогов по их активизации.

 

Рисунок 1. Схема

 

О.Л. Зверевой и Т.В. Кротовой были разработаны методики активизации родителей. Они сосредоточены на возникновение интереса и желания родителей активно участвовать в работе образовательного учреждения. Методы, имеющие активизирующий характер – это вопросы к родителям, связанные как с текущими проблемами, так и с излагаемым материалом. Они содействуют нахождению взаимопонимания между родителями и педагогами. Бытует мнение, что если консультация основана только на монологе лектора, то она заранее обречена на провал, поэтому активизировать родителей можно, если начать встречу с вопросов, или предложить спорные вопросы: «Можно ли использовать физические наказания?» или «Можно ли идти на уступки детям?» и т.д. Предварительный опрос поможет выяснить интересы родителей.

В настоящее время педагогами разработаны и другие способы активизации родителей. Так Т.П. Колодяжная, И.А. Маркарян, Н.В. Согомоньян [4 с. 54] предлагают свою схему методов активизации родителей (Рисунок 1).

 

Рисунок 2. Методы активизации родителей (Т.П. Колодяжная, И.А. Маркарян, Н.В. Согомоньян)

 

Еще одним эффективным способом активизации родителей являются творческие задания. В качестве творческих заданий можно использовать проектную деятельность.  Так А. А. Майер, О. И. Давыдкова, Л. Г. Богославец пишут, что используя проектирование в работе с детьми, необходимо помнить, что проект – продукт сотрудничества и сотворчества учителей, детей и родителей, поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. Эффективность метода проекта в работе с семьей заключается в том, что дети в процессе обучения создают некий «продукт», работа основывается на творческих знаниях взрослых.

Задержка психического развития может проявиться рано, еще в дошкольном возрасте. Но наиболее надежно она диагностируется в возрасте 7-10 лет, когда ребенок начинает учиться в начальной школе. Задержка психического обычно носит временный характер, но для того, чтобы ее преодолеть, необходимо создать особые условия для обучения и воспитания. Младший школьный возраст, по мнению ученых, является наиболее благоприятным для преодоления отставания в развитии ребенка и необходимо в полной мере использовать его возможности. При переходе к среднее звено негативные тенденции предыдущего этапа увеличивает риск потери интереса к обучению. У учащихся преобладают высокая тревожность, низкая мотивация к обучению, низкая самооценка, учебная рассеянность и недисциплинированность [2].

Таким образом, в настоящее время методов и приемов активизации роли родителей в управлении школой достаточно много, их эффективность зависит от активности и заинтересованности самих педагогов.

Очевидно, без отлаженной системы сотрудничества школы с родителями решение проблемы невозможно. Эффективной формой решения проблемы вовлеченности родителей в управление школой является создание методики активизации роли родителей учащихся с ЗПР, внедрение методики позволит повысить мотивацию родителей, психолого-педагогическую грамотность, а также позволит организовать помощь родителям в разрешении проблем воспитания, обучения и развития детей, через привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу, и привлечение их к работе органов школьного самоуправления. В методике внимание акцентируется не просто на формировании педагогических знаний родителей, что тоже является немаловажным, а именно на управленческом аспекте. В содержание методики будут включены аспекты по формированию компетентности родителей учащихся с ЗПР в вопросах родительского соуправления.

 

Список литературы:
1. Арнаутова Е. П. Педагог и семья: [пособие] / Е. П. Арнаутова. – Москва: Карапуз, 2002. – 264 с. 
2. Дети с задержкой психического развития. / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. — М., 1984.
3. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 N 273 –ФЗ (ред. от 31.07.2020) 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021). Электронный ресурс с режимом доступа: 
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
4. Колодяжная Т. П., Маркарян И. А., Согомоньян Н. В. Семейное воспитание детей с разным уровнем здоровья развития: проблемы, технологии, опыт в условиях взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи: Методическое пособие. – М.: Перспектива.
5. Рогов Е. И. Психология общения. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 336с.