Статья:

ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К АНДЕГРАУНДНОМУ ИСКУССТВУ

Конференция: LXX Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Денякина О.А., Крадина Е.А. ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К АНДЕГРАУНДНОМУ ИСКУССТВУ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(70). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/12(70).pdf (дата обращения: 14.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОТНОШЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К АНДЕГРАУНДНОМУ ИСКУССТВУ

Денякина Ольга Алексеевна
студент, ФГБОУ ВО Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Крадина Екатерина Алексеевна
студент, ФГБОУ ВО Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Лактионов Василий Викторович
научный руководитель, канд. ист. наук, доцент, студент, ФГБОУ ВО Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

THE ATTITUDE OF MODERN YOUTH TOWARDS UNDERGROUND ART

 

Ekaterina Kradina

Student, FSBEI HE Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh

Olga Denyakina

Student, FSBEI HE Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh

Vasily Laktionov

Scientific adviser, Ph.D. ist. Sciences, Associate Professor, Student, FSBEI HE Voronezh State Pedagogical University, Russia, Voronezh

 

Аннотация. В данной статье делается попытка проанализировать роль и место андеграунда в современном обществе. На основании собственного социологического исследования было рассмотрено отношение современной молодёжи к данному направлению, андеграунд оказался достаточно популярным направлением в искусстве. Среди молодых людей андеграунд ассоциируется с эпатажем, современностью и является способом самовыражения. С позиции молодых воронежцев, андеграунд раскрывает новые возможности в творчестве.

Abstract. This article makes an attempt to analyze the role and place of the underground in modern society. Based on our own sociological research, the attitude of modern youth to this direction was examined; the underground turned out to be a fairly popular direction in art. Among young people, the underground is associated with shockingness, modernity and is a way of self-expression. From the perspective of young Voronezh residents, the underground reveals new possibilities in creativity.

 

Ключевые слова: андеграунд, искусство, молодежь, цензура, современные направления в искусстве, протестные течения.

Keywords: underground, art, youth, censorship, modern trends in art, protest movements.

 

Современное искусство, сформировавшееся на рубеже 1960—1970-х годов, полно художественных исканий и поисков альтернатив модернизму, что зачастую выливалось в отрицание через введение прямо противоположных модернизму принципов. Это выразилось в поиске новых образов, средств и материалов выражения, вплоть до искажений понятия духовности. Одним из таких «постмодернистских» течений стал андеграунд. Вопрос об актуальности андеграундного искусства среди молодёжи связан с проблемой яркого протеста против цензуры, который он в себе содержит.

Андеграундом (от английского слова underground — «подпольный») называют искусство, которое кардинально отличается от традиционного и массового — по форме, содержанию или даже финансированию. Часто в андеграунде выражен протест против общепринятых идей и стереотипов [1]. Это определение прижилось и получило более расширенный смысл, включив в себя различные проявления культурных тенденций, идущих вразрез с традиционными направлениями.

Андеграунд был наполнен философией экзистенциализма, один из главных постулатов которого — единоличная ответственность человека за смысл собственной жизни, которую надо прожить искренне, страстно и достоверно [2]. После окончания Второй мировой войны, во многом благодаря французскому философу и писателю Жан-Полю Сартру, направление экзистенциализма приобрело всеобъемлющую популярность. Оно оказало мощное влияние на литературу, внедрилось в театральное и изобразительное искусство, нашло своё отражение в психологии.

Андеграунд отрицал ярлыки, отметал стереотипы и обесценивал устоявшиеся роли в обществе. Он заглянул внутрь человека, обратился к истинной его сущности и через самосознание создал свои уникальные ценности и смыслы. Всё это отозвалось в сердцах многих молодых людей, и течение стало набирать популярность. Последователи андеграунда оказались очень смелыми в экспериментах со стилями и жанрами, они были эпатажными и нередко совершали предельно провокационные поступки. Власти активно противостояли таким деятелям, но андеграундное творчество уже прочно влилось в историю искусства, а у его самых ярких представителей появились преданные поклонники.

У американской молодёжи особой популярностью пользовались андеграундные журналы: Oz, East Village Otherand, International Times, The San Francisco Oracle. В то же время один нью-йоркский район вдруг стал сосредоточием самых прогрессивных представителей всех видов искусства и философии. Завсегдатаями самых лучших кафе Гринвич-Виллиджа были Джексон Поллок, Франц Клайн, Виллем де Кунинг. Здесь можно было повстречать и несравненного Энди Уорхола. Его мастерская на тот момент уже стала настоящей штаб-квартирой для самых выдающихся творческих личностей в области дизайна, музыки и изобразительного искусства, таких, как например, Жан-Мишель Баския и Кит Харинг.

В СССР андерграунд развивался совсем по-другому. Из-за официальной цензуры почти всякое неофициальное, то есть не признанное властями, искусство, включая музыку и литературу, называлось андеграундом. Пытаясь существовать и развиваться, советское искусство было вынуждено создавать свою субкультуру [3]. В то время появились уникальные формы андеграунда.  Музыка, которая распространялась подпольно, называлась магнитиздат. Книжные публикации, созданные независимо, без участия государства получили название самиздат. А неофициальные выступления музыкантов в камерной атмосфере, чаще всего проводившиеся в квартирах, тогда именовались квартирниками. Несмотря на это, большая часть советского андеграунда была политизирована, так как цензура исключала любое проявление оппозиции в массовой культуре.

Появившиеся в Союзе андеграундные тенденции получили развитие в наши дни. Сейчас данное искусство является частью культурной жизни современного общества, а отношение к нему стало более терпимым. В России и других странах теперь ежегодно проводятся андеграундные выставки и фестивали, появились даже музеи и специализированные выставочные залы и галереи, посвященные этому «протестному» течению. Интересно, что несмотря на отсутствие гонений и запретов, до сих пор большой популярностью пользуются закрытые андеграунд-мероприятия, в том числе те самые квартирники.

Когда возникает вопрос о четком определении понятия андеграунд, оказывается, что невозможно определить границы этого культурного феномена. Андеграунд включает в себя самые разные виды, жанры и формы искусства. Удивительно, но многие работы, которые принадлежали к андеграунду еще несколько десятилетий назад, в наши дни уже признаны классикой современного искусства [4].

Произведения андеграунда можно классифицировать по нескольким признакам:

  • Вид искусства (живопись, скульптура, литература, музыка, кино, фотография).
  • Место демонстрации (салоны, выставки, улица, негласный показ для ограниченного круга лиц и не предназначенные для публичной демонстрации).
  • Отношение властей (законные и незаконные, санкционированные и несанкционированные).

Отличительная черта андеграунда — нетерпимость к рамкам и ограничениям. Он включает в себя неформальные, независимые или запрещённые виды и произведения искусства, часто сопровождающиеся эпатажем и бунтарством. Для данного направления характерны отказ от общепринятых политических и моральных ценностей и норм, социальных и художественных традиций, разрыв с общественной идеологией, игнорирование стилистических и языковых ограничений. Андеграундный стиль отличается свободным мышлением и мнением, независимым от окружающего большинства.

Самые широкоизвестные произведения андеграунда — это стрит-арт. Это то, с чем сталкивался, пожалуй, каждый из нас — скульптуры, граффити, рисунки на асфальте видели все. Андеграундные художники считают улицу самой демократичной площадкой, на которой высказаться может любой и которая доступна буквально каждому случайному прохожему, ведь это самый быстрый способ показать миру идею своего творчества.

Сторонники стрит-арта считают его искусством для всех. Они логичны в своих рассуждениях: многие произведения искусства недоступны для большинства людей, потому что находятся в музеях или в частных коллекциях. Но для обывателей такое самовыражение, как, например, граффити — это не искусство, а самое настоящее хулиганство, иногда его считают даже вандализмом. К сожалению, приходится констатировать, что в большинстве своём стрит-арт без объяснения концепции может оставаться непонятым, неверно истолкованным.

Актуальность отношения современной молодёжи к андеграундному искусству заключается в открытых протестах этих тенденций, которые, отрицая массовую культуру и цензуру, создают «манифест русского литературного андеграунда» и осознают свою роль и высокую миссию носителей свободного слова [5, с.58]. Нам стало интересно убедиться в этих доводах и узнать у воронежской молодёжи отношение к андеграунду не только, как к течению в целом, но и как к искусству, в котором они могут увидеть отклик. Востребованность проблемы отношения людей к андеграундному искусству в том, что молодёжь по своей сути так же склонна к протесту, через который проходят проверку на жизнеспособность традиционные ценности.

 Андеграунд даёт возможность ярко выделиться из серой массы. Именно поэтому его влияние на молодежь может быть значительным. Он побуждает молодых людей к самовыражению, поиску новых идей и переоценке устаревших норм. Данное искусство может быть мощным средством непосредственного влияния на общество и культуру, внося свежие идеи и перспективы. Так, андеграунд представляет собой сложный процесс, который может иметь как положительные, так и отрицательные проявления. В любом случае, он является символом стремления молодежи к самовыражению и индивидуальности, поэтому чаще всего именно студенты выше оценивают и понимают андеграундное творчество.

Опираясь на вышеизложенное, мы поставили перед собой задачу проследить на местном материале отношение молодых людей Воронежа к современным течениям андеграунда. С этой целью мы разработали анкету и провели разведывательное социологическое исследование, полученные результаты которого рассмотрели ниже. Случайная выборка составила 104 человека, которых мы разбили на две группы: по полу, где 53% составили девушки и 47% — юноши, и по возрасту, в котором были люди от 18 до 24 и от 25 до 30 лет. Сначала мы захотели выяснить, что подразумевает молодежь под понятием «андеграунд». В этом вопросе 35% посчитали это течение неким способом самовыражения, чуть больше четверти голосов отдали за совокупность творческих направлений и ещё 18% выделили вид уличного искусства. Если рассматривать специфику ответов по полу, то отличительные особенности незначительны, поскольку обе группы, девушки и юноши, на первое место поставили «способ самовыражения», при этом выяснилось, что мужские ответы распределились более равномерно. При разделении участников по возрасту же были выявлены некоторые отличия: представители от 18 до 24 лет отдали предпочтение «совокупности творческих направлений», в то время как группа 25-30 лет выделила другой вариант ответа, а именно — «способ самовыражения».

Далее мы решили узнать, смогли бы участники отличить андеграунд от других творческих направлений, и выяснили, что 60% респондентов ответили утвердительно при доминанте «скорее да, чем нет» (46%) и всего 9% не смогли бы отличить совсем.

В третьем вопросе мы попросили испытуемых выделить несколько понятий, которые наиболее точно, на их взгляд, описывают данное искусство. Наибольший отклик вызвали такие варианты, как эпатаж (47%), современность (42%), неформальность (39%) и развитие (39%). Здесь мы обратили внимание на то, что большинство молодых людей связывает с андеграундом больше положительных, чем отрицательных понятий.

Мы предложили участникам опроса подумать, к чему, по их мнению, призывает это течение в искусстве. В результате анкетирования выяснилось, что «раскрытие новых возможностей» выделила почти половина студентов (40%). Следующими же по популярности ответами стали развитие жанра (37%), протест (36%), донесение своей позиции (35%) и отрицание общепринятых стандартов (25%). Далее мы решили ещё детальнее рассмотреть отношение респондентов к андеграунду и выяснили, что интерес к отдельным направлениям отметили 38%, нейтрально по отношению к этому искусству отнеслись 34% и негативно – 21%. Если говорить о разделении ответов по полу и их особенностях, девушки больше проявляли интерес к отдельным направлениям, в то время как юноши, в основном, предпочли занять нейтральную позицию по этому вопросу. Подобная ситуация случилась и со статистикой по возрасту, где молодые люди от 18 до 24 лет охотнее отвечали за «интерес к отдельным направлениям», а от 25 до 30 лет — за «нейтральное отношение».

Вопрос на знание андеграундных направлений подразумевал несколько вариантов ответа. Он выявил, что большинство, а именно 59%, испытуемых встречалось с ними в изобразительном искусстве, ещё 37% в музыке и ещё 29% в литературе.

В ходе анкетирования выяснилось, что граффити, одно из проявлений изобразительного искусства в андеграунде, полностью не одобряют всего 6%, а полностью одобряют 20% участников.

Чтобы сильнее раскрыть музыкальное направление этого течения, мы задали респондентам вопрос: «Андеграунд в музыке – это…». Наибольший интерес вызвали такие варианты ответа, как индивидуальность (37%), вызов (37%), перфоманс (37%), открытость к новому (33%) и эпатаж (31%).

Кроме вышеизложенного, нас заинтересовала проблема, как государство должно относиться к развитию андеграундных течений. За разрешение отдельных направлений проголосовало 33% опрошенных, за нейтральную позицию — 31%, и необходимость помогать и развивать отдельные направления — 26%. В этом вопросе люди от 18 до 24 лет чаще всего выделяли «разрешение отдельных направлений», ответы же 25-летних и выше распределились более равномерно: одинаковое процентное соотношение отметило «разрешение отдельных направлений» и нейтральную позицию.

В заключение мы решили узнать у воронежской молодёжи, в каких, по их мнению, слоях общества больше всего сторонников андеграунда. С позиции большинства основными сторонниками этого направления являются деятели культуры (58%) и студенты (51%).

Обобщая изложенное, отметим, что андеграунд оказался достаточно популярным направлением в искусстве среди молодых людей. Хочется отметить некоторые ответы на наиболее интересующие нас вопросы, непосредственно связанные с отношением молодёжи к этому течению. Так, у большого количества участников андеграунд ассоциируется с эпатажем (47%) и современностью (42%) и влияет на раскрытие новых возможностей (40%). В первом вопросе анкеты 35% респондентов ответили, что данное искусство является для них неким способом самовыражения, что подтверждает присутствие в андеграунде философии экзистенциализма, о которой мы говорили в начале статьи. Статистика по вопросу о том, к чему призывает андеграунд, также говорит о положительном отношении современной молодёжи к данному искусству, для которого это течение ассоциируется с раскрытием новых возможностей (40%) и развитием жанра (37%).

Подводя итог, стоит отметить, что андеграунд как социокультурное явление еще не полностью осмыслен и изучен. Несмотря на то, что это направление существует уже более 50 лет, развивалось оно достаточно неравномерно и по большей части неофициально. Творческая деятельность многих представителей андеграунда была подпольной, нелегальной, многие результаты и произведения до сих пор неизвестны и не изучены. Поэтому специалистам ещё предстоит немало работы по поиску и изучению всего объема произведений андеграунда и определению его роли в современном искусстве.

 

Список литературы:
1. Бурова С. Н. История отечественной литературы XX в. Русский литературный андеграунд. — Тюмень, 2014. — 58 с
2. Десятерик Д. Андерграунд// Альтернативная культура. Энциклопедия. — М.: Ультра. Культура. — 2005. —  240 с.
3. Сартр Ж-П. Экзистенциализм – это гуманизм. — М., 1953. —  42 с.
4. Фарбер М. Андеграундные фильмы // Ежемесячный журнал общественного мнения Commentary. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:https://www.commentary.org/articles/manny-farber/underground-filmsa-bit-of-male-truth/ (дата обращения 05.12.2023)
5. Чубраев С. А. Хроники моего андеграунда. — М., 2020. —  447 с.