Статья:

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И СПОСОБЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСТРАСЕНСОВ

Конференция: LXXIV Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Филология

Выходные данные
Кононова А.В., Пономарева А.Р., Грахова С.В. [и др.] ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И СПОСОБЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСТРАСЕНСОВ // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. LXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(74). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/4(74).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА И СПОСОБЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЭКСТРАСЕНСОВ

Кононова Анастасия Викторовна
студент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Пономарева Альбина Романовна
студент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Грахова Светлана Витальевна
студент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Иващенко Мария Михайловна
студент, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону
Батищева Анастасия Святославовна
научный руководитель, преподаватель, Донской государственный технический университет, РФ, г. Ростов-на-Дону

 

Аннотация. Статья исследует языковые средства, используемые экстрасенсами реалити-шоу «Экстрасенсы. Битвы сильнейших». В ходе работы авторы статьи представят общую характеристику речевой деятельности, покажут влияние её на молодежь в возрасте от 16 до 22 лет и выявят особенность и эффективность использования определённых стилистических фигур. В частности, статья сосредоточена на описании речевого портрета экстрасенсов, который создается за счет анализа выразительности и эмоциональности речи. Результаты исследования покажут, каким образом речевое поведение экстрасенсов может оказывать сильный эффект на аудиторию, влияя на ее эмоциональное состояние, уровень доверия к экстрасенсу с помощью определенных речевых конструкций, используемых языковой личностью. Полученные данные будут полезны в прагмалингвистическом контексте (построение грамотной речи при взаимодействии с людьми в обществе).

 

Ключевые слова: экстрасенсы, способы речевой деятельности.

 

Актуальность. Многие люди интересуются парапсихологией, астрологией и прочими оккультными явлениями, отсюда следует, что способ выражения мыслей определёнными языковыми средствами и другими приёмами может помочь экстрасенсам навязать своё мнение и охватить большую аудиторию, привлекая внимание не только взрослых, но и молодежи. Таким образом, данная работа имеет высокую актуальность в контексте рассмотрения современных проблем во взаимодействии между людьми с точки зрения лингвистики.

Исследование фактического материала проводится с применением разнообразных методов лингвистического анализа, как традиционных, так и современных. Необходимо четко фиксировать все речевые высказывания экстрасенсов во время наблюдения, чтобы правильно сделать анализ и обобщение. В статье применяются методы сравнения ответов студентов и способом восприятия речи. Как будет более подробно объяснено ниже, были собраны данные об общем количестве ответов и проанализированы в соответствии с заданными вопросами. Также были рассчитаны основные речевые средства и способы, чтобы глубже проникнуться в структуру прагматики.

Исследование началось с контент-анализа первого и последнего выпусков шоу "Экстрасенсы. Битва сильнейших" с участием Олега Шепса и Владислава Череватого. В результате обнаружено, что Череватый активно использует сленг для подчеркивания своего влияния на аудиторию и выражения уверенности. Он также известен своими нецензурными высказываниями как во время испытаний, так и в отношении своих соперников. Помимо этого, Владислав активно использует невербальные средства коммуникации, такие как жесты, мимика и интонация, чтобы усилить свое воздействие (повышение голоса, движения лицевых мышц, указание пальцем). Что касается Олега Шепса, его речевой портрет складывается из лексических повторов, описания, которые помогают наглядно и понятно объяснить свои видения и описать жизненные ситуации. Например, он может выражать сочувствие, понимание или радость с помощью языковых средств, в зависимости от контекста общения.

В таблице ниже представлены данные, полученные путём анализа речи экстрасенсов. Мы посчитали, сравнили и распределили по категориям, чтобы показать, что экстрасенсы используют не только языковые средства, но и невербальные.

Таблица 1

Основные способы и средства речевой деятельности Олега Шепса и Владислава Череватого

 

Олег Шепс

Владислав Череватый

Категории

Средства и способы речевой деятельности

Кол-во слов

Средства и способы речевой деятельности

Кол-во слов

Лексические средства

Лексические повторы

52

Лексические повторы

40

Нецензурная лексика

39

Нецензурная лексика

59

Сленг

39

Сленг

60

Эзотерические термины

25

Эзотерические термины

30

Усилительные слова

9

Усилительные слова

8

Слова благодарности

18

Слова благодарности

20

Метафора

14

Метафора

15

Синтаксические средства

Описательные обороты

49

Описательные обороты

28

Риторические вопросы

40

Риторические вопросы

49

Морфологические средства

Глаголы изъявительного наклонения

21

Глаголы изъявительного наклонения

27

Глаголы повелительного наклонения

38

Глаголы повелительного наклонения

61

Глаголы убеждения

28

Глаголы убеждения

39

Невербальные средства

Жесты и мимика

47

Жесты и мимика

52

 

Также был проведен опрос. В этом анкетировании был предложен ряд вопросов, который помог выяснить отношение молодых людей к использованию данных языковых средств и способов коммуникации. В исследовании принимали участие студенты 16-22 лет. Результаты показали, что 60% молодежи смотрят реалити-шоу, причем 53% обращают внимание на языковые средства в речи экстрасенсов. Эзотерические термины (55%), а также художественные средства (25%) помогают создавать эмоциональную окраску речи. На молодежь также влияет нецензурная лексика (70%), которая делает информацию запоминающейся. Молодые люди ориентируются на художественные и невербальные способы общения экстрасенсов. Языковые приемы, как лексические повторы и риторические вопросы, играют важную роль в привлечении аудитории. Экстрасенсы используют языковые навыки для ее убеждения. Однако важно сохранять критическое мышление при оценке подобных явлений. В целом, внимание к языковым средствам в речи экстрасенсов необходимо для их взаимодействия с публикой.

В заключении следует отметить, что языковые средства речевой деятельности экстрасенсов, такие как, лексические повторы, нецензурная лексика и другие, имеет большое значение в удержании аудитории. Эти средства способны создавать особую атмосферу, вызывать эмоциональное вовлечение и усиливать восприятие информации. Экстрасенсы могут использовать языковые навыки для убеждения аудитории в своих способностях и установления контакта с ней. Однако важно помнить о том, что критическое мышление и анализ информации всегда должны оставаться основой при оценке подобных явлений. Кроме того, выявленное недостоверное восприятие респондентами наиболее употребляемых средств в речи экстрасенсов (эзотерических терминов), подчеркивает важность проведения исследований в данной области для более объективного понимания феномена речевой деятельности экстрасенсов.

В целом, данные изучения показывают, что внимание к языковым средствам в речи экстрасенсов является важным аспектом их взаимодействия с публикой.

 

Список литературы:
1. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов.  М.: ACT: Астрель, 2005, с.351
2. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. Е.Н. Зарецкая. М.: Дело, 1998, с.480 
3. Левшин, Е. О. Речь и культура общения. Е. О. Левшин. Молодой ученый, 2016, № 13.2, с. 50-52.
4. Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь. В.П. Москвин. М.: ЛЕНАНД, 2006, с 376 
5. Токарева Г.В. Культура речи: Учеб. Пособие. ФГБОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». Иваново, 2013.
6. Шипилова О. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак: Гуманитарный центр; 2009 г.