Роль лаборатории при подготовке к ГИА по химии
Конференция: XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Секция: Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XLI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
Роль лаборатории при подготовке к ГИА по химии
Одной из основных проблем выпускников сегодняшних школ является подготовка к сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ-11 класс) и основного государственного экзамена (ОГЭ-9 класс) или государственной итоговой аттестации (ГИА). ЕГЭ и ГИА по своей сути являются проверкой знаний у учащихся в современном мире и к ней нужно быть готовым еще и психологически.
Важным моментом при подготовке к сдаче любого экзамена является самостоятельная подготовка. Самостоятельная работа – это способность реализовывать и организовывать деятельность без постороннего руководства и помощи [1]. Во время самоподготовки у учащегося зарождается познавательная активность, происходит формирование умений и навыков, необходимых для более успешного решения заданий контрольно-измерительных материалов. Хорошо проявляется интерес к творческой работе и, в конечном итоге, способность к решению задач не только ГИА, но и олимпиадного уровня.
Для организации самостоятельной подготовки необходимо создать комфортные психолого-дидактические условия, характеризующиеся высокой активностью и самостоятельностью учащихся вне стен образовательного учреждения.
Важной особенностью государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ) по химии является наличие части заданий высокого уровня сложности с развернутым ответом. При выполнении таких заданий выпускникам предлагается не только сформулировать ответ, но и подробно описать весь ход решения. В первой экзаменационной модели экзамена таких заданий 3; за выполнение этой части выпускник может получить до 32,4% максимальных первичных баллов. Задания этой части проверяют усвоение учащимися следующих элементов: способы получения и химические свойства различных классов неорганических соединений, реакции ионного обмена, окислительно-восстановительные реакции, взаимосвязь веществ различных классов, количество вещества, молярный объем и молярная масса вещества, массовая доля растворенного вещества [2].
Третье задание (22(С3)) в части с развернутым ответом практико-ориентировано и имеет характер «мысленного эксперимента». Оно направлено на проверку умения у учащегося спланировать эксперимент на основе предложенных веществ, описать признаки протекания химических реакций, составить молекулярные и ионные (полные и сокращенные) уравнения протекающих реакций. Это задание традиционно вызывает затруднения при выполнении, так как требует учитывать особенности проведения эксперимента, агрегатных состояний веществ, правильной интерпретации визуальных эффектов реакций.
Подготовка к решению этого задания предполагает изучение материала, содержащего описания проведения опытов, подтверждающих свойства химических соединений, их получению и собиранию, а также практическое осуществление лабораторных манипуляций. Собственно само изучение химии начинается обычно с проведения опытов, любая теория должна подкрепляться и проверяться экспериментом, химическим опытом.
Образовательной программой предусмотрен ряд лабораторных работ, однако они полностью не охватывают всех особенностей вышеуказанных заданий ГИА. Химический практикум может быть организован в школьных лабораториях и во внеурочное время, под присмотром учителя (химические кружки, химические вечера).
К сожалению, осуществление лабораторной деятельности возможно не во всех школах, поэтому многие учащиеся, увлекающиеся химией ставят эксперименты в самостоятельно собранной домашней лаборатории. Однако не каждый ученик догадывается о том, что дома можно сделать лабораторию, подсказкой к действию могут быть книги О.М. Ольгина «Химия без взрывов», Э. Гроссе «Химия для любознательных», В.Н. Верховского «Техника и методика химического эксперимента», И.Н. Черткова «Самодельные демонстрационные приборы по химии». Источником полезной информации может послужить и сеть Интернет, нелишними будут продаваемые наборы «Юный химик» и книги с описаниями опытов к этим наборам, которые можно взять в библиотеке.
Список веществ и оборудования, представленный в спецификации КИМ ОГЭ по химии [2] не представляет опасности для проведения экспериментов в домашних условиях, большинство веществ можно взять из аптеки, хозяйственного магазина; практически все они широко применяются в быту. Безопасность обустройства домашней лаборатории достаточно полно описывается О.М. Ольгиным [3]. Кроме того, здесь представлены и правила техники безопасности при работе с химическими веществами, что помогает при выполнении задания 13(А13).
Самостоятельная сборка и обустройство домашней лаборатории является проявлением творческой деятельности; проводимые эксперименты закрепляют знания учащихся о веществах и их свойствах, получении и применении их в быту, так как большая часть реактивов домашней лаборатории в основном приготовляется из окружающих учащегося веществ. Четко формируется представление о том, как идет реакция, при каких условиях, что получается в результате.
Успешное проведение эксперимента способствует развитию познавательной активности; ведение лабораторного журнала помогает систематизировать усвоенные знания. Кроме того, лабораторный журнал может служить опорным конспектом учащегося при подготовке к решению задания 22(С3). Из минимального набора реактивов, представленного федеральным институтом педагогических измерений, учащийся может самостоятельно скомбинировать ряд химических превращений, проследить признаки химических реакций, увидеть различие между результатом эксперимента в зависимости от того, в каком агрегатном состоянии берется исходное вещество. Также можно провести не «мысленный», а реальный эксперимент к заданиям, представленным в демонстрационных вариантах или открытом банке заданий.
Таким образом, обустройство домашней химической лаборатории является своеобразной формой творческой деятельности учащихся. Также домашняя лаборатория способствует глубокому пониманию задач и опытов, и как следствие, успешной сдаче не только государственной итоговой аттестации, но и единого государственного экзамена, удачному выступлению на муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников, так как большинство задач олимпиадного уровня предполагают знание вышеуказанных свойств веществ и проведение экспериментального тура.