Статья:

Декоративные панно в творчестве европейских и русских мастеров

Конференция: XLIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Искусствоведение

Выходные данные
Абдувалиева Р.Д., Алеева В.Р. Декоративные панно в творчестве европейских и русских мастеров // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(42). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 13.12.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 108 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Декоративные панно в творчестве европейских и русских мастеров

Абдувалиева Регина Дамировна
студент 4 курса направления подготовки «Профессиональное обучение» профиль «Декоративно- прикладное искусство и дизайн»» Тобольский педагогический института им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета, РФ, г. Тюмень
Алеева Валерия Ринатовна
студент 4 курса направления подготовки «Профессиональное обучение» профиль «Декоративно- прикладное искусство и дизайн»» Тобольский педагогический института им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета, РФ, г. Тюмень
Купрякова Наталья Витальевна
научный руководитель, канд. искусствоведения, доц., Тобольского педагогического института им. Д.И. Менделеева (филиал) Тюменского государственного университета, РФ, г. Тюмень

 

В статье авторы рассматривают панно как вид монументально-декоративной живописи и раскрывают творческие подходы художников европейской и русской школы при создании декоративных панно.

Монументально-декоративная живопись крайне многогранный вид искусства, работающий с самыми различными материалами – мозаика со смальтой, витраж со стеклом, роспись с различными красочными материалами и технологиями. Но монументальная живопись это еще и панно для интерьеров. Спецификой монументального искусства является его органическая связь с архитектурным сооружением с точки зрения содержательного и смыслового значения. Взаимосвязь монументально-декоративной живописи и архитектуры определяет жанровое разнообразие и классификацию монументально-декоративной живописи (экстерьерная, интерьерная, роспись на стене или потолке). Классифицируется монументально-декоративная живопись и по технике исполнения (фреска, темпера, мозаика и т.д.).

Между искусством монументальном и монументально-декоративным принято проводить различие, к последнему относится монументально- декоративная живопись, монументально-декоративная скульптура, монументально-декоративная графика. Все эти виды изобразительного искусства участвуют как в создании синтетического монументального образа, так и обладают самостоятельной эстетической составляющей позволяющей украшать, декорировать. Обладают эти виды искусства и определенной художественно-эстетической ценностью выражающейся в лиризме, красоте и т.д.

К монументальной живописи относятся фрески, мозаики, витраж, панно в технике темперной, масляной, акриловой живописи [1].

Особый вид монументально-декоративного искусства – панно, трактуемое как элемент оформления интерьера, стены или потолка, выделенная лепной рамой или ленточным орнаментом и заполненная живописью. Традиционно панно выполняется на холсте, хотя в современном искусстве основой панно может быть и дерево и пластик, металл, все зависит от идеи и образа который реализует художник. Классическое панно выполняется на холсте, в определенной живописной технике, и в законченном виде входит в композицию интерьера. Монументально-декоративное панно может быть рельефным, резным, изразцовым, текстильным или выполненным в смешанной технике.

Монументально-декоративному искусству отдали дань многие художника как европейской так и европейской школы.

Ведущим европейским мастером в области оформления интерьеров был художник Густав Климт. Крупнейшей работой мастера в области монументального искусства стало выполнение «Бетховеновского фриза» в смешанной технике на гипсовой панели.

Климта создает фриз, занимавший три стены и состоящий из четырех основных сцен. Они были связаны повторяющимися группами парящих женских фигур, символизирующих неутоленные желания, которые ведут человечество вперед. Сцены вдохновлены Девятой симфонией Бетховена [8].

Серию декоративных панно для особняка С. Морозова создает Морис Денни. Художник остановил свой выбор на истории Психеи. В Осеннем салоне следующего года Дени показал основную часть этого ансамбля, состоящую из пяти панно иллюстрирующие основные эпизоды истории. Позднее серия была дополнена и другими работами.

Дени не ограничивал себя решением собственно декоративных задач, испытывая потребность вернуться к «тому традиционному духовному значению, которое очень трудно открыть после Рафаэля и Лафонтена». Дени хотел бы видеть в Психее олицетворение человеческой души, как то представлялось некогда древним грекам, и избежать чувственных соблазнов сюжета, увлекших не одного поэта и художника. Однако не в претензиях на глубокий духовный смысл будут заключаться достоинства «Истории Психеи», а в решении, пусть еще несколько поверхностном, проблемы декоративного ансамбля, тесно связанного с его архитектурным предназначением [3].

Кер Ксавье Руссель так же обращался к созданию панно для интерьеров. В частности им были созданы приобретенные позднее Морозовым два панно, это «Сельский праздник» и «Мифологический сюжет». Пасторали Русселя – не бесплотный вымысел. Они достаточно реальны и потому могут вместить в себя нотки юмора. Русселевская Аркадия воистину брызжет сочными красками французского Средиземноморья, подвластными только художнику, по-настоящему влюбленному в природу [2].

Пьер Боннар, еще один представитель группы «Наби», обратившийся к монументально-декоративному искусству. Живость и непритязательность сюжетов, «случайность» мгновенно выхваченных композиций, хотя на самом-то деле они всегда обладают «каркасом» и подлинно гармоническим равновесием, подвижность фактуры, когда цветовое пятно живет пульсацией мазков, – все это качества, родившиеся в станковой картине и применимы к станковой картине. Именно Боннару принадлежат лучшие произведения монументально-декоративного искусства, к которым нельзя не отнести и триптих «Средиземное море».

В триптихе отразились впечатления от Сен-Тропеза, где Боннар побывал летом 1909 года. Тогда он написал «Вид Сен-Тропеза», послуживший основой для центральной части триптиха, в котором он опустил отдельные пейзажные детали, больше раскрыв вид на море, и ввел фигуры детей. Средиземноморский свет облагородил декоративную композицию, заказанную Морозовым. В этом смысле триптих – новый шаг в творчестве Боннара по сравнению с предшествующими декоративными опытами, хотя условно-декорационная трактовка деревьев и восходит к ним [2].

Ярким примером монументально-декоративных поисков может служить творческое наследие Анри Матисса. В этих работах ярче всего прослеживаются колористические искания автора. Это такие работы как монументальные панно «Красная комната», «Танец» и «Музыка».

Монументальные композиции с одним господствующим цветом можно сравнивать с такой музыкальной формой, как концерт для солирующего инструмента с оркестром. Матисс очень охотно прибегал к ним, потому, что в них достигалась высшая проверка солирующего цвета.

Наиболее мощным и законченным выражением не только матиссовской, но и всей французской живописи, связанной с фовизмом, явились «Танец» и «Музыка». Оба панно были написаны для щукинского особняка в Москве.

Значение и содержание ансамбля не сводятся к задачам, решаемым декоративной живописью. За кажущейся простотой пластики проступает сложное сплетение мыслей и ассоциаций. Музыка, когда она трактовалась в живописи не в жанрово-бытовом ключе, а символически, нередко воплощала понятие вселенской гармонии. Космическая тема – союз земли и неба – решается у Матисса, преломляясь через тему человека. Два пола – мужской и женский – так же антагонистичны и так же ищут единства, как земля и небо. Взятые по отдельности, «Танец» и «Музыка» не выявляют до конца замысел художника. Глубокий смысл они приобретают только вместе – в великом диалектическом противостоянии. «Музыка» настолько же статична, насколько динамичен «Танец». Каждая из фигур в ней настолько же тщательно отделена от других, насколько соединены они в «Танце».

В таком же символическом ключе были написаны Матиссом панно «Разговор», «Семейный портрет» [4].

В русском искусстве панно как элемент декора интерьера приобретают на рубеже XIX–XX веков. Так Константин Коровин оформил русский павильон на всемирной выставке в Париже. Декоративные панно Коровина принесли ему европейскую известность, были частью триумфов русского искусства, одержанных им в начале XX века.

В декоративных панно, написанных для Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде и для павильона Средней Азии на Всемирной выставке в Париже 1900 года, создал вполне реалистические жанрово-пейзажные сцены, представив народный быт конкретных местностей. Только отдельные панно, плоскостно-линейные по манере исполнения, могут быть причислены полностью к этому специфическому виду живописи. Декоративную живопись Коровин наполнял образами, почерпнутыми в окружающей действительности, народной жизни. Живопись Коровина, и станковая и театрально-декорационная, имела очень большое влияние на современников [5].

В развитие русского монументального искусства значительный вклад внес Михаил Врубель. Он разрабатывал не только эскизы для фресковых и мозаичных композиций, но и создавал монументальные панно. «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» первые значительные опыты в области монументально-декоративной живописи. Панно были созданы для Всероссийской промышленной и сельскохозяйственной выставки с художественным отделом при ней. Темы выбрал сам художник и размеры панно были значительными по масштабу. Панно «Принцесса Греза» в дальнейшем было переведено в керамическую мозаику, и поныне увенчивает здание «Метрополя» в Москве. Судить о панно можно лишь по сохранившимся эскизам, отражающим разные стадии работы художника над композицией.

Композиция заключена в полукруг и очень ритмична. Ритмический лейтмотив дан рисунком набегающей волны, ее плавно вздымающейся и ниспадающей линии подчинена композиция, проникнутая удивительной музыкальностью. Корабль качают волны, под мерное колыхание льется последняя песнь певца, и лира в его руках также вторит своими очертаниями волне. Волна нарастает, застывает на высшей точке подъема и плавно рушится вниз, разбиваясь воздушными брызгами; движению легкого обратного отлива ритмически соответствует нежная фигура принцессы Грезы. «Микула Селянинович» в противоположность «Принцессе Грезе» по содержанию и художественному решению, панно отличает гиперболизированно-монументальный характер образов [7].

Врубель писал панно для А.В. Морозова, Е.Д. Дункер, для дома К.Д. Арцыбушева и других на самые разные сюжеты: мифологические – триптих «Суд Париса», аллегорические – триптих «Утро», «Полдень», «Вечер», на литературные темы – четыре композиции на тему «Фауста» в готическом кабинете особняка А. В. Морозова. В работе над декоративными панно Врубелю, должно быть, импонировала возможность создать некую идеальную художественную и жизненную среду, внести красоту в повседневность, так же как возможность обратиться к искусству большой формы.

Панно «Венеция» и «Испания» созданные по заказу Е.Д. Дункер трактованы в традициях бытового жанра. Но художника привлекают не бытовые аспекты, а психологическая составляющая, например, в панно «Испания», узкий вертикальный формат создает ощущение тесноты помещения, в котором, кажется, так и не разойтись героям картины, – находка, великолепная по режиссуре. Сцена лаконична, чувства переданы сдержанно, но сильно: драма выражена в намеках, в психологической выразительности лиц и эмоциональном колорите – напряженном звучании цвета, накаленного изнутри и разработанного с большим количеством оттенков. Живопись материальна: чувствуются переливы шелка, тусклое золото браслета, свежесть серебристой зеленой листвы на фоне освещенной солнцем стены. Опыт театрально-декорационной живописи художник широко использовал в станковых и монументально-декоративных произведениях [6].

Декоративные панно всегда представляли интерес, как для европейских, так и русских художников. Созданные ими работы носили как самостоятельный характер, так и имели непосредственную привязку к интерьеру. Источником вдохновения для мастеров служили разнообразные мотивы, литература, музыка, искусство. Каждый мастер находил собственное решение и особенную манеру воплощения задуманного панно.

 

Список литературы:
1. Базаньяц С.Б., Художник, пространство, среда / Б.С. Базьянц. – М.: Советский художник, 1983. – 240 с.
2. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство Учеб. для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.:Высш. шк.,2002. – 368 с.
3. Костеневич А.Г. Французская живопись XIX – начала XX века в Эрмитаже. / А.Г. Костеневич. – Ленинград, 1979. – 166 с.
4. Ксавье, Ж. Матисс / Пер. с фр. Н. Лебедевой. – М.: Астрель, 2001. – 176 с.
5. Неклюдова, М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала XX века. / М.Г. Неклюдова. – М.: Искусство, 1991. – 396 с.
6. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. / Д.В. Сарабьянов. – М.: Галарт, 2001. – 304 с.
7. Суздалев П.К. Врубель. / П.К. Суздалев. – М.: Советский художник,1991. – 368 с.
8. Харрис Н. Климт. / Н. Харрис. – М.: Спика, 1994. – 79 с.