Статья:

Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: Педагогика

Выходные данные
Киселева Г.П. Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(44). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(44).pdf (дата обращения: 28.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Психолого-педагогические условия развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО

Киселева Галина Петровна
студент Филиала Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Буденновск
Погребная Оксана Сергеевна
научный руководитель, канд. психол. н, доц. Филиала Ставропольского государственного педагогического института, РФ, г. Буденновск

 

Анализ современной психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема развития произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста занимает одно из центральных мест в современной науке. Развитию представлений о данном феномене посвящены работы многих педагогов и психологов, в том числе Л.С. Выготского, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожец, К.М. Гуревич, Е.О. Смирновой и др.

Несмотря на изучение данного феномена с точки зрения различных психолого-педагогических школ, направлений, определение его сущностной характеристики, особенностей и форм проявления, вопрос относительно эффективных психолого-педагогических условий формирования произвольного поведения до сих пор остается открытым [3].

По мнению многих педагогов, дошкольный возраст выступает наиболее благоприятным для формирования и дальнейшего развития произвольного поведения. Благодаря такому новообразованию как соподчинение мотивов дошкольники научаются управлять своим поведением и осуществлять саморегуляцию своих желаний и потребностей.

Хочется выделить, что важными составляющими произвольного поведения старших дошкольников выступают осознанность и опосредованность. Именно благодаря этим составляющим у детей формируются такие произвольные привычки, как: гигиенические, культурные, интеллектуальные и нравственные. При этом длительность развития обозначенных привычек зависит от индивидуального опыта ребенка, его личностных особенностей и специфики социального окружения [5, с. 19].

Нужно обратить внимание, чтобы достичь цели дети старшего дошкольного возраста способны прилагать волевые усилия. Для удерживания и реализации цели необходимо соблюдать определенные психолого-педагогические условия. Остановимся на их характеристиках более подробно.

Во-первых, от сложности задания и продолжительности его реализации. Если задача трудная, то нужна вспомогательная помощь в виде указаний, вопросов, советов взрослого или наглядной опоры [4, с. 26–27].

Во-вторых, от достижений и промахов в деятельности. Полученный продукт выступает наглядным обоснованием произвольного действия. В период младшего дошкольного возраста достижения и ошибки не способны оказать воздействие на волевое действие ребенка.

Дети 4–5 лет уже способны реагировать на положительные и отрицательные стороны собственной деятельности. При этом промахи ребенка настолько негативно могут влиять, что будут тормозить формирование целеустремленности. А достижения ребенка будут способствовать развитию его произвольного поведения.

Но в старшем дошкольном возрасте все происходит наоборот. Так, у большинства детей достигнутые достижения будут стимулировать развитие воли, но есть дети, у которых волевые действия развиваются вследствие ошибок и неудач. Появляется стремление преодолеть возникающие затруднения. Поэтому, дети 5–7 лет, отказ от цели могут воспринять негативно (Н.М. Матюшина, А.Н. Голубева) [4, с. 29].

В-третьих, от позиции взрослого, оценивающего деятельность дошкольника. Если оценка взрослого отличается объективностью, доброжелательностью, тогда ребенок способен активизировать собственные ресурсы для получения результата.

В-четвертых, от способности предвосхищать события в отношении итогов своей работы (Н.И. Непомнящая). Например, процесс создания ковриков из бумаги становится гораздо удачней, если воспитатель или сверстники предъявляли требования к этим подаркам от имени лиц, для которых эти коврики изготавливались [4, с. 30–31].

В-пятых, от мотивирования цели, от отношения мотивов и цели. Лучше дети достигают цель в процессе игрового мотивирования, а также когда цель характеризуется максимальной близостью.

Значимое место в развитии произвольного поведения у старших дошкольников отводится умению подчиняться правилам. Следует отметить, что впервые сознательное и мотивированное выполнение добровольно принятых правил происходит в играх дошкольника. Рассмотрим, как происходит процесс освоения правил в игре.

Первоначально дети включаются в игру чисто эмоционально и непосредственно. Их привлекает возможность общения со взрослым, игровой материал и просто двигательная активность. Однако взрослый постоянно обращает их внимание на то, что следует делать и поддерживает выбор детей. В результате дети все более подстраивают свое поведение к требуемым действиям. Это подготавливает следующий этап - открытия или осознания правила [1, с. 8].

Осознание правила наиболее ярко проявляется в замечаниях, которые дети начинают делать друг другу в случае их нарушения. Они следят друг за другом, охотно отмечая промахи других. При этом отчетливо проявляется стремление ребенка играть по правилу (или правильно): в случае, если этого не получается (например, если он нарушает запретную черту или случайно подглядывает, когда «водит»), он огорчается и старается в следующий раз сделать все правильно [1, с. 10–12].

Все это может свидетельствовать о том, что правило приобрело для ребенка личную значимость и стало мотивом его активности. Но способность соблюдать правило на этом этапе еще неустойчива; она требует дополнительной поддержки со стороны взрослого. Без его активного участия игра сразу распадается, и дети «забывают» все ее правила.

Такая поддержка предполагает постоянное и непосредственное участие взрослого в игре, его эмоциональную вовлеченность, контроль за соблюдением норм, одобрение правильных действий. Длительность этого этапа зависит от сложности и доступности конкретного правила [1, с. 23].

Когда дети самостоятельно начинают играть по правилам, показанным взрослым, и при этом сами следят за их соблюдением, это значит, что они уже овладели правилом действия и могут контролировать свое поведение независимо от взрослого.

Как и в других случаях, главная роль в этом процессе принадлежит взрослому, который не просто доносит до ребенка правило действия, но и делает его эффективно-значимым. Только в том случае, если правило приобретает побудительную силу, оно становится средством овладения своим поведением, а действие по правилу превращается в собственное, свободное, а не навязанное действие ребенка. Дошкольник уже не просто подчиняется инструкциям и контролю взрослого, но действует сам, контролируя собственные действия [1, с. 24].

Исходя из выше перечисленного, можно сделать вывод, что важнейшим условием развития личности в педагогически организованном процессе является многообразие деятельностей и отношений, в которые ребенок может включиться, как «пробующий себя» субъект, поскольку в силу специфики возраста, самореализация носит поисковый характер.

По нашему мнению, основополагающими условиями, способствующими формированию произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста, выступают также взаимоотношения в диаде «взрослый-ребенок», «ребенок-сверстник», «ребенок - социальный мир» [6].

Именно в процессе взаимодействия со взрослым ребенок может получить новый опыт, поддержку своих начинаний, осознать собственное поведение, научиться самостоятельно принимать решения в процессе выполнения задания, а также сформировать положительную мотивационную направленность. Благодаря педагогически организованному пространству возможен диалог детей друг с другом и с окружающим миром [6, с. 46].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что дети старшего дошкольного возраста способны ставить перед собой цель, прилагать волевые усилия и получать запланированный результат. Однако, чтобы такое качество личности как целенаправленность, продолжало развиваться необходимо, соблюдать ряд условий:

·     учитывать сложность заданий, предъявляемых ребенку;

·     обращать внимание на частоту удачных или неуспешных действий ребенка в процессе выполнения задания;

·     от отношения взрослого к достижениям ребенка;

·     от правильно сформулированной взрослым цели.

 

Список литературы:
1. Батыршина А. Р. Психология воли и волевой регуляции / А.Р. Батыршина. – М.: Флинта, 2017. – 720 с.
2. Завязкин О.В. Самоконтроль и саморегуляция / О.В. Завязкин. – М.: Сталкер, 2013. – 320 с.
3. Ильин Е.П. Психология воли. – 2-е изд. переработанное и дополненное / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2009. – 368 с.
4. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О.А. Конопкин. – М: Ленанд, 2011. – 320 с.
5. Мануйленко З.В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста / З.В. МАнуйленко. – СПб: Лань, 2014. – 176 с.
6. Моросанова В.И. Психология саморегуляции / В.И. Моросанова. – М.: Нестор – История, 2012. – 280 с.